Ссылки для упрощенного доступа

Дальневосточная республика 2.0


Василий Авченко
Василий Авченко

Неожиданное решение президента Путина "отбуксировать" Бурятию и Забайкальский край из Сибирского федерального округа в Дальневосточный вызывает споры и естественный вопрос: зачем?

Формальным поводом стала встреча Путина с назначенным на днях врио губернатора Забайкалья Александром Осиповым, ранее – первым замглавы Минвостокразвития. Осипов поднял вопрос о внедрении в Забайкалье новых экономических инструментов, которые опробуются пока только на Дальнем Востоке, – территории опережающего развития, свободный порт Владивосток, "дальневосточный гектар". Президент пошёл навстречу, решив попросту пристегнуть Забайкалье к Дальнему Востоку.

Старая "граница" Сибири и Дальнего Востока между Забайкальским краем и Амурской областью
Старая "граница" Сибири и Дальнего Востока между Забайкальским краем и Амурской областью

Можно гадать, были ли какие-то другие, непубличные поводы, инициаторы и тайные пружины; какие ещё соображения брались во внимание, сколько времени на самом деле готовилось решение.

Непонятно и другое: что мешало просто распространить действие тех же ТОРов на Забайкалье? А если вдруг эти экспериментальные механизмы покажут неистовую эффективность – не придётся ли тогда вписывать всю страну в рамки ДФО?

Дальний Восток ощутимо приблизился к Москве, восточной кромкой Сибири стала Иркутская область

Итак, теперь Дальневосточный регион – это всё, что за Байкалом, если смотреть с запада. Выходит, и бурятский берег Байкала – теперь тоже дальневосточный. Дальний Восток ощутимо приблизился к Москве, восточной кромкой Сибири стала Иркутская область.

Подобные решения, как правило, в большой степени произвольны и небесспорны.

Но нельзя сказать, что идея взята совсем уж с потолка. Можно, к примеру, вспомнить федеральную целевую программу развития Дальнего Востока и Забайкалья, которую позже сменила стратегия развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года. То есть де-факто Забайкалье или Прибайкалье и ранее нередко "прицеплялось" к Дальнему Востоку. Вспоминаются и более давние времена: скажем, существовавшая в 1922–1926 гг. Дальневосточная область (с центром, что интересно, в Чите) включала Прибайкальскую и Забайкальскую губернии.

С другой стороны, границы административные отнюдь не всегда соответствуют культурным, историческим и даже географическим. Так что Забайкалье останется Забайкальем, к какому бы федеральному округу его ни относили.

Более того, Дальний Восток – термин достаточно условный. Слишком разные, бесконечно далёкие друг от друга и слабо связанные между собой регионы объединены в рамках ДФО. Якутия и Приморье, Чукотка и Сахалин… – трудно найти более несхожие территории.

Да и вообще Дальний Восток не столь уж давно выделили из Сибири. Первые упоминания этого термина датируются концом XIX века, но по-настоящему "Дальний Восток" утвердился уже в советский период. Прародительница современного Тихоокеанского флота называлась Сибирской флотилией; у Джека Лондона браконьеры бьют котиков у "берегов Сибири" – у Курил, у Камчатки, у Командор… За рубежом и теперь вся зауральская Россия нередко зовётся просто Сибирью, амурский тигр, обитающий большей частью в Приморье, – Siberian tiger и так далее.

Интересно то, что теперь конфигурация Дальневосточного федерального округа приведена в соответствие с контурами Восточного военного округа.

Писатель Василий Авченко на "границе" Сибири и Дальнего Востока
Писатель Василий Авченко на "границе" Сибири и Дальнего Востока

Ещё интереснее то, что облик Дальневосточного региона приблизился к очертаниям Дальневосточной республики – недолговечного государственного образования, существовавшего в 1920–22 гг. как "красный буфер" между Советской Россией и Японией. Обе столицы Дальневосточной республики – Верхнеудинск и Чита – находились именно в Бурятии и Забайкалье, до вчерашнего дня не относившихся к Дальнему Востоку.

С разрастанием ДФО до самого Байкала становится ещё меньше смысла в переносе административного центра округа во Владивосток. Автором этой идеи считается врио губернатора Приморья Олег Кожемяко, которому в декабре предстоят выборы. Перетащив центр ДФО из Хабаровска во Владивосток, он, видимо, намерен "срубить" на этом пиаровские очки. Причём Кожемяко уже заручился поддержкой дальневосточного полпреда, вице-премьера Трутнева. Но Владивосток расположен куда дальше от географического центра Дальневосточного региона и тем более от таких его периферий, как Камчатка с Чукоткой, а теперь и Бурятия с Забайкальским краем, нежели Хабаровск. Показательно, что и офис приамурского генерал-губернатора, и центр Дальневосточного края до его разделения в 1938 году на Приморский и Хабаровский располагались именно в Хабаровске.

Дальневосточный федеральный округ, получив Забайкалье, заметно прибавляет как в площади (отныне он занимает 40% территории всей России), так и в населении

В 1991 году население Дальнего Востока достигло пиковых 8 млн человек. Со следующего года оно начало стремительно таять, сократившись к 2017 году до 6,2 млн. Отток продолжается, несмотря на вышеупомянутые "дальневосточные гектары" и всё такое. Но теперь – следите за руками – Дальневосточный федеральный округ, получив Забайкалье, заметно прибавляет как в площади (отныне он занимает 40% территории всей России), так и в населении. Последнее моментально выросло до тех же самых 8 млн, причём без миллиардных затрат, титанических усилий, длинных рублей и столыпинских вагонов – одним росчерком пера. Владивостокский предприниматель Кирилл Потапенко сформулировал: "Теперь можно с чистой совестью говорить, что население Дальнего Востока значительно выросло благодаря действиям властей".

И ведь не поспоришь.

Василий Авченко –​ владивостокский писатель и блогер

Высказанные в рубрике "Мнения" точки зрения могут не совпадать с позицией редакции

XS
SM
MD
LG