Ссылки для упрощенного доступа

"Как я искал сибирский Новый год в Новой Зеландии"


Николай Федяев
Николай Федяев

В июне далекого 1996 года моя молодая семья с двумя сумками приземлилась в Окленде, самом большом городе Новой Зеландии, с желанием начать новый виток жизни в новой стране, в новом культурном социуме. Я был одержим будущими переменами, наивно полагал, что вот раз – и стану другим, джентльменом в белых штанах и с широкой улыбкой. Самое ценное из нашего груза – 3-томник Монтеня (жена почему-то решила, что без него не проживет) и моя коллекция винных этикеток были задвинуты в чулан, к чему эти сопли?! Я теперь антипод, когда у всех лето – у меня зима, фамилия с нижних позиций алфавита поднялась в первые ряды и вообще остров весь покрытый зеленью.

К середине ноября зелень вокруг и на прилавках стала обыденностью, даже киви-фрукты поднадоели. На улицах стали продавать елки. Тинейджеры-продавцы прислоняли их рядами к заборам своих домов с обязательной табличкой Xmas Tree. К местному Рождеству я был не готов, я вообще не знал, как его отмечают. К середине декабря захлестнула ностальгия по Новому году, мысль, что зима прошла, а снег так и не выпал, тяготила. В Новой Зеландии в декабре лето!

Если хотите, “русская идея”, которая объединяет всех нас на большой планете, – это оливье, точнее 31 декабря – когда миллионы соотечественников в разных частях мира заняты одним важным делом

Я приготовил подарки для жены и дочери, покупку же елки отложил до 31 декабря. В 8 утра последнего дня уходящего года я постучал в ворота садового хозяйства, что торговало елками весь последний месяц. Ответа не последовало, я был настойчив. Наконец заспанный мужичок отворил дверь и вопросительно уставился на меня. Не знаю, у кого из нас двоих культурный шок был больше, когда я сказал, что хочу купить елку, а он ответил, что Рождество прошло неделю назад и продажи завершены. В голове предстала картинка: две сиротливые коробки с подарками в углу в окружении елочных игрушек на полу. Мой эмоциональный рассказ посланника из России, о том как важен этот единственный день в году для сибирской души, и жалобное – ПЛИИИЗ тронули продавца. С улыбкой он взял пилу и повел меня в свой огород.

От него, в свою очередь, я узнал, что елки здесь называются РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ДЕРЕВЬЯ, а Рождество празднуют 24–25 декабря. Рождество – семейный праздник, тихий и добрый. Именно на него дарят подарки. Чем больше родственников собирается за рождественским столом – тем лучше!

На следующий год я “исправился” – и теперь елка стоит у нас наряженной с декабря до середины января. Новозеландцы, как правило, снимают декорации и выставляют лесную гостью за дверь, не дожидаясь Нового года.

Я хорошо запомнил первый Новый год в Новой Зеландии. Заметного оживления на улицах нашего района в новогоднюю ночь не было. Очень удивило, что во многих домах свет был выключен – люди спали. Местное центральное телевидение проигнорировало полночный переход на новую дату, Биг-Бен молчал, старушка королева мирно спала в Букингемском дворце, пока мы разливали шампанское. Ни на одном из каналов не показывали хоть что-то чем-то напоминающее наш “Огонек”! Я был в шоке! Поэтому со следующего года стал встречать свой любимый праздник в русском стиле!

Для проведения мероприятия у меня имеется несколько обязательных атрибутов – среди них фильм "Ирония судьбы" и запись прошлогоднего "Голубого огонька". Почему прошлогоднего? Потому что Новая Зеландия празднует Новый год на 10 часов раньше Москвы и прямой эфир невозможен. Да и зачем? Российская эстрада не меняется все эти годы, народ и здесь сделал ставку на СТАБИЛЬНОСТЬ. Под звуки телевизора я чувствую, как будто никуда не уезжал. Немного непривычно, что София Ротару теперь выглядит моложе Наташи Королевой, а Кобзон с Леонтьевым напоминают кукольных героев Маппет-шоу, в остальном полное соответствие!

Сложнее с самым важным элементом Нового года – снегом. В моих воспоминаниях его много-много, а в Новой Зеландии его нет. С годами нашелся снегозаменитель – каждый год 31 декабря я заряжаю в машину диск Агутина и еду в ближайший CARWASH – автоматическую мойку машин. Расслабленно выжидаю момент, когда машину накроет мыльной пеной, включаю музыку. “Босоногий мальчик” в динамиках, окна залеплены белой массой, напоминающей снег. На несколько секунд, пока от струй воды окна станут прозрачными и будет видно траву, пальмы и людей в шортах, я представляю себя в томском ночном такси в предновогоднюю ночь. “Сеанс!“ (это уже из Довлатова).

Машина блестит, вперед! Строгать оливье и прятать селедку под шубу! Несколько лет назад в Окленде появились русские магазины, где можно купить все элементы русской новогодней кухни производства Германии, Латвии и Беларуси, проблем с ОЛИВЬЕ и ШУБОЙ нет – все ингредиенты аутентичны!

Если хотите, “русская идея”, которая объединяет всех нас на большой планете, – это оливье, точнее 31 декабря – когда миллионы соотечественников в разных частях мира заняты одним важным делом.

В этот день я обязательно включу "ИРОНИЮ СУДЬБЫ" – я его уже знаю наизусть. Несколько раз проводил викторину, будучи Дедом Морозом на новогодних вечеринках русского комьюнити. Легкие вопросы – “как звали подружек Нади?” и “сколько тостов было произнесено в бане?”. Сложный – "какой фильм шел фоном в Надиной квартире?".

С годами в русский стиль постепенно добавился местный колорит. После боя курантов можно окунуться голышом в океан, а 1-го утром пойти на рыбалку или заняться йогой на лужайке перед домом. В течение года я общаюсь больше с англоговорящими, но на русский праздник приглашаю русскоговорящих. В этом году моими гостями были иммигранты из Минска, Кишинева, Иркутска и Новосибирска. Мне кажется, все мы много лет назад помимо “двух сумок” привезли в эту страну намного больше – свои теплые воспоминания о снежной Сибири, молодости, посиделках с друзьями, свою восторженность всем этим. И в эту ночь мы пели, вспоминали студенческие сабантуи, рассказывали истории, смеялись, пили вино и водку, закусывая хрустящими огурцами, звонили друзьям в Томск, Иркутск, Хабаровск. А фоном ко всему Женя Лукашин на 3-й улице Строителей в далеком Ленинграде пел песню московского гостя – и было такое чувство, что время опять унесло меня в Сибирь, в сугробы!

Николай Федяев – художник, гражданин мира

Высказанные в рубрике "Мнения" точки зрения могут не совпадать с позицией редакции

XS
SM
MD
LG