В Томске значительно сокращен коллектив муниципального предприятия "Комбинат спецобслуживания", который оказывал похоронные услуги по относительно доступным ценам. Власти объясняют сокращения нерентабельностью комбината, сами сокращенные – лоббированием интересов частных ритуальных фирм, а эксперты говорят о кризисе в ритуальном бизнесе и переделе на этом рынке.
– Недавно на подъезде к Томску произошло ДТП, погибли два человека. Удар был такой силы, что женщине даже оторвало голову. И пока доставали погибшую, голову положили на землю, и она примерзла, пришлось отдирать... В таких случаях надо было действовать очень быстро и слаженно, а тут рук не хватало. Людей-то сократили, – рассказывает бывший председатель профсоюза работников томского "Комбината спецобслуживания" Рашид Сафин. – Представьте, как потом для родственников опознавать и хоронить такое тело? Да и для сотрудников, которые шли в бригаду, чтобы работать простыми водителями, а вынуждены заниматься такой работой, это эмоционально тяжело. А власти на это смотрят просто: трупы на улицах не валяются, и ладно.
Из тринадцати сотрудников специальной 50-й похоронной бригады "Комбината спецобслуживания" (КСО) с января остались только четверо. На весь Томск, где в год умирает порядка 6 тысяч человек. Эта бригада КСО выполняла важную социальную функцию: перевозила тела бомжей, безродных, неизвестных, "биологический материал и нестандартные тела".
В мэрии города сокращения объяснили тем, что "Комбинат спецобслуживания" несет убытки из-за малого количества обращений. По словам чиновника, в 2017 году процент по транспортировке умерших снизился более чем в два раза по сравнению с предыдущими.
Бывший сотрудник КСО Рашид Сафин уверяет, что без дела работники комбината никогда не сидели. По мнению Рашида Сафина, 50-ю бригаду распустили умышленно, в угоду частникам. В Томске более 40 частных похоронных фирм. Крупных игроков, готовых выполнить весь спектр ритуальных услуг (от транспортировки до последующего ухода за могилой), – около десяти. Стоимость похорон в них сегодня составляет в среднем от 120 до 180 тысяч рублей. В цену входят основные ритуальные услуги, аренда транспорта, отпевание и поминальный обед.
Мария Мартюшева, похоронившая в декабре отца, считает, что можно обойтись значительно дешевле, но в горе экономить никто не будет. Этим и пользуются частные похоронные фирмы.
– Папа умер в больнице, и там же нам коммерческая фирма сразу предложила арендовать ритуальный зал, оплатить услуги по подготовке тела и провести отпевание. За каждым ритуальным залом закреплен свой перечень услуг, есть даже свой священник, – рассказывает Мария Мартюшева. – Примерно то же – с автобусом. Его цена по маршруту составляет 10 тысяч рублей. Даже если вы успели уложиться в 30 минут, стоимость не меняется. О том, что эти же услуги, но подешевле можно заказать через муниципальное предприятие в больнице, никто не упоминает. Лично мы думали, что "Комбинат спецобслуживания" вообще уже давно не существует, так как разговоры о сокращении сотрудников ходили несколько лет, да и обратиться к ним никто не предлагает. Дают телефоны частников.
В больнице Мария встретилась с родственниками других покойных, которые пытались выяснить, почему сразу после смерти близкого человека на их телефоны стали поступать звонки от частных ритуальных компаний, предлагавших свои услуги. При этом номера своих телефонов люди им не давали.
Муниципальный "Комбинат спецобслуживания" лихорадит уже давно. Разговоры об убыточности и неэффективности работы КСО начались еще в 2014 году.
Мы дойдем до того, что у нас, как в ленинградской блокаде, бабушки будут на саночках возить трупы в морг
В 2015 году в мэрии города называли цифры: стоимость перевозки одного тела составляет 2330 рублей, в среднем бригада перевозит около шести тысяч тел в год, значит, муниципалитету в бюджете необходимо предусмотреть на эти цели примерно 15 миллионов рублей в год. В марте 2015 года бригада №50 отказалась вывозить тела из-за большой задолженности заказчиков за выполненную работу.
– Мы дойдем до того, что у нас, как в ленинградской блокаде, бабушки будут на саночках возить трупы в морг. Это позор, – говорил тогда депутат Томской городской думы Олег Правдин.
В 2015 году руководителем муниципального "Комбината спецобслуживания" был назначен ранее возглавлявший частное ритуальное агентства "Белый Ангел" Станислав Байков. Но уже в июне 2016-го его уволили с должности "в связи с утратой доверия". В ходе прокурорских проверок предприятия выяснилось, что "директор "КСО" являлся собственником контрольного пакета акций организации, являющейся прямым конкурентом "Комбината спецобслуживания". В результате "не только были грубо нарушены требования антикоррупционного законодательства, но и допущен конфликт личных интересов с интересами предприятия". КСО продолжал загибаться, а в то же время ритуальное агентство "Белый Ангел" выиграло муниципальный аукцион на сумму 800 тысяч рублей на вывоз тел безродных.
Проверка тогда установила 187 фактов перевозки умерших бригадой КСО в ритуальные залы "Белого Ангела". А томские журналисты выяснили, что по распоряжению Байкова, УМП "КСО" нередко выполнял работу ЗАО "Белый Ангел", вывозя безродных за свой счет, что в том числе и привело к возникновению экономически необоснованных расходов у предприятия. Кроме того, Станислав Байков активно использовал в интересах своих коммерческих компаний информацию об умерших, которую комбинат получал от полиции, врачей и администрации. В ходе следствия выяснилось, что на один из номеров родственников ритуальные агенты с предложением услуг позвонили аж 473 раза. В 2016 году прокуратура установила, что диспетчеры КСО сообщали фамилии и адреса клиентов коммерческим организациям.
Сегодня в мэрии говорят, что, получая деньги из бюджета и отрабатывая коммерческие заказы (средний чек на услуги комбината составляет 30–40 тысяч рублей), КСО все равно оставался нерентабельным предприятием. И цель нынешних сокращений – эту ситуацию исправить:
– Сложности есть. Комбинат и сам зарабатывает деньги, но денег всегда не хватает, – признает нынешний директор УМП "КСО" Игорь Синичкин. – Однако, предприятие существует, и 50-я бригада существует тоже, пусть и в усеченном составе. План по финансово-хозяйственной деятельности, согласованный в том числе с Администрацией Томска, мы выполняем. В январе организовали 85 перевозок, в феврале – 50, в марте – 75. Это не значит, что люди стали умирать меньше, просто конкуренция на рынке большая. Кроме того, кто-то пустил информацию, что 50-й бригады вообще больше не существует. Эти данные дошли до сотрудников скорой помощи и полиции, которые, как потом признались, поверили и на все вызовы стали привлекать частные компании.
Синичкин говорит, что он лично ведет "постоянную борьбу со сливом информации": регулярно объезжает станции скорой помощи и отделения полиции города.
В прошлом году нашли расчлененное тело девушки. Частники на вызов не поехали, потому что на нем не заработаешь, а увидеть такое…
– Недавно у меня состоялась встреча с начальником отдела полиции Ленинского района, где мы снова поговорили, что в КСО существует аттестованная бригада, работают люди с 15–20-летним опытом, есть специально-оборудованные автомобили, а все расценки взяты не с потолка, а утверждены муниципалитетом. После этого звонков на телефон нашей диспетчерской службы от сотрудников полиции и медиков становится больше, но потом все возвращается обратно. А ведь частники не на все вызовы поедут. В прошлом году в частном секторе Томска нашли расчлененное тело девушки. Частники на вызов не поехали, потому что на нем не заработаешь, а увидеть такое… Или взрыв дома на улице Сибирской? Та же история. Поехала муниципальная бригада. Следственные органы вызывают 50-ю и в том случае, если требуется провести эксгумацию тела. Все потому, что делать это должны профессионалы.
Сегодня все участники рынка ритуальных услуг ждут, каким будет новый закон о похоронном деле, который президент Путин поручил разработать еще в прошлом году.
– В марте в Томске состоялась специальная конференция, на которую приезжали похоронщики из Санкт-Петербурга и Москвы. Они сказали, что, возможно, новый закон будет принят уже в 3-4 квартале этого года, и в нем будет прописано, что преимущество по транспортировке тел будет отдано работникам муниципальных служб. И это уже будет не просто на проговорено словах, а прописано на бумаге, – говорит Синичкин.
По мнению экспертов, последние события на рынке ритуальных услуг, и не только в Томске, свидетельствуют об очередном переделе этого рынка.
В начале этого года в Красноярске муниципальное предприятие “Ритуальные услуги” отказалось хоронить тела жителей, у которых нет родственников. Это пенсионеры-одиночки или бездомные. Деньги на эти цели выделяются из бюджета. Однако муниципальное ритуальное предприятие не смогло своевременно захоронить десятки тел умерших, сославшись на нехватку средств. Об этом сообщила местная телекомпания ТВК со ссылкой на представителей бюро судебно-медицинской экспертизы. Подобный конфликт разгорается сейчас и в городе Белогорске Амурской области.
Все меньше объем денег, которые родственники усопших готовы платить за похороны. Народ беднеет...
В ритуальном бизнесе сейчас кризис и речь идет о выживании, считает Антон Авдеев, представитель Профсоюза работников ритуальных услуг, член комиссии по профессиональной квалификации в похоронном деле совета. По его мнению, основная причина кризиса и очередного передела рынка – в падении платежеспособности населения.
– Все меньше объем денег, которые родственники усопших готовы платить за похороны. Народ беднеет настолько, что система ритуального бизнеса начинает разрушаться. Выход из ситуации для игроков на падающем рынке – забирать бизнес у других, – говорит Антон Авдеев. – Если в этой ситуации кто-то хочет обанкротить госпредприятие, он это делает только для того, чтобы перетянуть клиентов и деньги на себя. Если кто-то из чиновников предлагает закрыть или значительно сократить муниципальное похоронное предприятие и оставить только частников, это означает, что этот человек точно аффилирован с какой-то частной похоронной организацией. Со стороны власти сокращать муниципальные комбинаты спецобслуживания недопустимо. Это инфраструктура. Кто будет оказывать гарантированный перечень услуг по погребению? Хоронить умерших будет некому, потому что частники не будут работать себе в убыток.
Антон Авдеев говорит, что происходящее очень напоминает ситуацию, которая была в похоронном бизнесе России в 1918 году. Тогда у народа в крупных городах тоже закончились накопления, и частные похоронные организации остановили работу.
– Извозчики перестали возить покойников, перестали делать гробы. И люди сами стали перевозить покойных на трамваях, колотить гробы из мебели. Это продолжалось до тех пор, пока декретом о кладбищах и похоронах похоронную деятельность не национализировало государство, – рассказывает Антон Авдеев. – Выход из кризиса может быть через те же госпредприятия. Если их финансировать за счет государства. Ничто не мешает местным органам власти построить свой нормальный цех по производству гробов и выдавать их людям бесплатно. И почему, например, нельзя обеспечить родственников умерших бесплатным транспортом? Человек всю жизнь работал, платил налоги. Дайте ему раз в жизни этот катафалк, на котором вы с почетом проводите его в последний путь. Я считаю, чтобы похоронная сфера не развалилась, нужно увеличить на нее финансирование государства в зависимости от региона от 8 до 16 раз. Государство должно давать деньги людям на похороны.
Между тем с 1 февраля в России на 2 % было проиндексировано государственное пособие на погребение. Сейчас это пособие составляет 5740 рублей. Его полагается выплатить гражданину, взявшему на себя ответственность по захоронению усопшего, вне зависимости от степени родства с ним. Получить деньги можно по месту работы умершего (если тот был трудоустроен), в Пенсионном фонде (если почил пенсионер) или в отделе социальной защиты (если покойный прежде нигде не работал и не получал пенсию).
Средства выплачиваются в соответствии с федеральным законом "О погребении и похоронном деле". Как можно сегодня похоронить человека на пять тысяч рублей, об этом в законе не говорится ничего.