Ссылки для упрощенного доступа

Красноярск: суд уклонился от признания доказательств по делу Походун недопустимыми


Оксана Походун в суде
Оксана Походун в суде

В Красноярском районном суде прошло очередное заседание по делу Оксаны Походун, которой грозит до пяти лет лишения свободы по статье об экстремизме. Ее обвиняют в сохранении к себе на страницу социальной сети "ВКонтакте" изображений, вызывающих ненависть и вражду.

Во время процесса было опрошено восемь свидетелей. Двое из них присутствовали непосредственно во время осмотра страницы оперативником. Они назвали себя "опытными пользователями" соцсети "ВКонтакте" и рассказали, что все изображения были в открытом доступе на странице обвиняемой. Они очень подробно описали здание и помещение, в котором вместе с сотрудником ФСБ осматривали аккаунт Походун. Но совершенно не помнят, как происходил сам осмотр: с какой страницы заходил сотрудник, была ли открыта страничка заранее, сколько было альбомов с фотографиями, как именно сохранялись изображения.

Один свидетелей утверждает, что в альбоме было не больше двухсот фотографий, второй заметил только сорок. В материалах дела указана цифра значительная – больше четырех тысяч изображений. Оба заявили, что в их присутствии изображения не подвергались редактированию. На предыдущем заседании сам сотрудник ФСБ, присутствовавший там в качестве свидетеля, заявил, что изображения были отредактированы, чтобы скрыть профиль, с которого все осматривалось, поскольку эта информация секретна. Выяснилось и то, что этих понятых вызывали через несколько недель для подписи новых распечаток тех же скриншотов, изображения они очень хорошо запомнили, – старые, по словам сотрудника ФСБ, были утеряны.

Следующий свидетель рассказал, что он в соцсети был в статусе "друзья" с Оксаной Походун. Он просматривал ее изображения и пояснил, что альбома "Сохраненные", где располагались те самые "крамольные" изображения, на странице видно не было.

На процесс вызвали еще одного важного свидетеля: якобы он совершенно случайно зашел в 2016 году на страницу Оксаны Походун и увидел на стене аккаунта оскорбительные картинки религиозного содержания. По его словам, это его очень раздражило, но он никому об этом не сказал и заявление писать не стал – просто не захотел с этим связываться. А почти через год ему позвонили из правоохранительных органов и попросили прийти на допрос по делу Оксаны Походун и рассказать о том, что за изображения он видел. Как правоохранительные органы узнали о его существовании и испытываемых им чувствах, для него самого до сих пор "остается загадкой".

На заседании снова присутствовал тот самый сотрудник ФСБ, который нашел на страничке Походун экстремистские изображения. Он посчитал необходимым объяснить разницу в датах изображений на скриншотах. По его словам, первоначальные распечатки действительно были потеряны, и пришлось снова вызывать тех же представителей общественности, чтобы они расписались на новых листах приложениях к протоколу. При этом, как утверждают понятые, повторно с ними осмотр не проводился.

Защита выступила с ходатайством о признании доказательств недопустимыми и исключении их из перечня в уголовном деле, поскольку сотрудник ФСБ не смог объяснить, почему все доказательства не были предоставлены в оригинальном виде в цифровом формате и отсутствуют в материалах уголовного дела. При этом при допросе он неоднократно утверждал, что изображения при осмотрах были сохранены в электронном виде. Таким образом, еще на стадии оперативно-розыскной деятельности была нарушена законная процедура, позволяющая сохранить все следы преступления, и, как следствие, отсутствует возможность проверить достоверность доказательств. Так же не существует никаких других прямых доказательств, кроме черно-белых распечаток изображений. Кроме того, из показаний сотрудника ФСБ и понятых следует, что протоколы изготавливались не в их присутствии. Была подтверждена информация и о редактировании изначальных изображений. Также непонятен алгоритм исследования страницы подсудимой, что не дает возможности понять, имел ли сотрудник ФСБ доступ к закрытым альбомам. Сторона защиты попросила немедленно вынести решение по ходатайству. Судья решила приобщить ходатайство к материалам дела, а вот свое решение даст только в ходе судебного следствия.

"Я чувствую неуверенность в судье, может, это связано с тем, что она не очень разбирается в тонкостях работы соцсетей и обосновании ходатайства адвоката, – сказала корреспонденту "Сибирь.Реалий" после процесса Оксана Походун. – Я вот тоже не продвинутый пользователь, но понимаю, что на основании бумаги невозможно доказать, что в интернете в тот момент это выглядело именно так. Хотя сам сотрудник ФСБ говорил, что редактировал изображения, понятые утверждают, что при них этого не было. Я не понимаю, почему она не остановила этот процесс. Но я не удивилась, что она так поступила. И теперь я сомневаюсь в справедливости решения, которое будет принято в конце процесса".

На следующем судебном заседании будут допрошены технические специалисты. Возможно, прояснится ситуация с тем, как изображения из закрытого альбома, как уверяет Походун, стали видны широкому кругу лиц.

XS
SM
MD
LG