"Сибирский лес уходит в Китай" – интернет полон текстов на эту тему и тревожных видеороликов с полными камазами леса, которые вывозятся из России. Кто вырубает сибирскую тайгу? Почему так называемые "черные лесорубы" действуют в тайге совершенно безнаказанно? Кому это выгодно и можно ли еще остановить этот беспредел? Об этом наш фильм – "Черные лесорубы".
Горный Алтай. Турочакский район. Здесь находится Телецкое озеро. Сам водоем, леса и горы, которые его окружают, – это памятник всемирного наследия ЮНЕСКО: природный комплекс "Золотые горы Алтая".
– Я просто плакала, когда все это увидела. Я вот сейчас с вами говорю, и у меня ком к горлу подкатывает. Для меня было дико и страшно. Как так у людей поднялась рука вываливать эту тайгу, – рассказывает жительница села Кебезень на Алтае Антонина Распаева.
– Мы не понимали, почему это происходит. Почему это вообще может происходить. Во время Великой Отечественной войны этот лес не трогали. Рубили далеко в тайге. А этот бор вдоль дороги и рядом с поселками был неприкосновенный, даже в самые тяжелые времена, – говорит местная жительница Анна Стенина.
– Это, конечно, ужас, что здесь творилось. Слов просто нет. Все руками разводили. Сколько раз обращались в прокуратуру. Ничего не делали. Пока люди не начали друг друга жечь, они близко к этому не подходили, – говорит житель села Верх-Бийск Иван Декк.
С одной стороны вековой бор – с другой вырубленный лес. На этой границе черных лесорубов остановили местные жители. Следы той войны до сих пор видны. Просеки, которые ведут в лес, перекопаны траншеями. Сгоревшие вагончики черных лесорубов и сожженная их пилорама. Горели и дома защитников леса.
– Услышал бешеный лай собак. Выскочил на веранду и увидел вспышку пламени. Думаю, что на веранду кинули бутылку с зажигательной смесью. Заскочил обратно в дом, что бы забрать свою любимую собачку, Феньку. На это ушло буквально несколько секунд. Но назад выйти уже не смог, на веранде бушевало пламя. Выскакивали через окно, – рассказывает Владимир Швецов, один из тех, кто остановил черных лесорубов. Его дом сожгли.
Черные лесорубы орудуют повсюду в Сибири. Скупают лес у них в основном китайцы, говорят местные жители. Интернет полон картинок составов с лесом, который вывозят в Китай.
– Такое создается впечатление, что продают нашу родину, вместе с землей, лесом, вместе с нами, – говорит Людмила Мысак,
жительница села Паспаул.
С одной вырубленной сосны черные лесорубы имеют прибыль в шесть тысяч рублей. Легальная вырубка приносит ровно в десять раз меньше. Почему черные лесорубы продолжают действовать в тайге безнаказанно? Кому это выгодно?
– Я как военный человек после окончания службы вышел на пенсию и приехал на родину жить. Просто жить. Однажды вышел на улицу и увидел, что под окнами родительского дома валят лес. Я там играл, купался – мы выросли в этом лесу. Лес – это моя жизнь, моя родина. И как это можно на мою родину с топором? Коммерческие и государственные структуры слились. Та система, которая выстроена на данный момент, позволяет сжигать леса, вырубать леса и продавать их за границу. Это единая схема на всю страну, – говорит житель Алтайского села Валерий Горбунов.
Кто спасет сибирскую тайгу? Смотрите фильм Дениса Бевза из цикла "Хранители Сибири".