Ссылки для упрощенного доступа

"Глупо думать, что придут японцы и всё исправят"


Остров Кунашир, поселок Южно-Курильск, 2018 год
Остров Кунашир, поселок Южно-Курильск, 2018 год

Курильские острова для подавляющего большинства жителей России – это терра инкогнита, некие точки на карте, из-за которых уже более полувека торгуются Москва и Токио. По последним соцопросам, число россиян, готовых поддержать идею передачи Японии нескольких островов Курильской гряды ради заключения мирного договора, выросло за два года с 7 до 17 процентов. Митинги под лозунгом "Курилы наши" собирают в Центральной России максимум несколько сотен участников. На прошедшей 20 января в Москве акции, организованной Сергеем Удальцовым, заявленная численность митингующих составила всего 500 человек.

Между тем на самих Курилах все последние геополитические новости вызывают куда больше беспокойства. Курильчане – так называют себя постоянные резиденты этого региона – в массе своей не особо верят в то, что могут стать полноправными гражданами Страны восходящего солнца в случае серьезных геополитических перемен.

Митинг в Хабаровске
Митинг в Хабаровске

​Валентина Терехова все детство и школьные годы провела в Южно-Курильске. Потом закончила один из хабаровских вузов и теперь собирается вернуться на Кунашир, где живут ее родители. 20 января Валентина участвовала в митинге против передачи Курил Японии.

– Вот, говорят, что у нас будет двойное гражданство. Но мы и так можем сейчас дешево летать в Японию – поездка туда обходится всего в 30 тысяч рублей. Также и японцы приезжают к нам. Так что не верьте, что курильчане хотят в состав Японии. У нас сейчас столько всего построили на острове: и спорткомплекс, и дороги современные. Правда наши шутят: мол, наверное, для японцев старались, – говорит Валентина.

Валентина Терехова. Южно-Курильск
Валентина Терехова. Южно-Курильск

Участвуя в митингах, вы надеетесь, что вас услышат в Москве?

– Вообще-то раньше я политикой не занималась, но теперь, когда речь идет о моей родине, решила высказать свое мнение. Не думаю, что это может как-то изменить ситуацию. Мне кажется, если "там, наверху" приняли решение, то местные жители вряд ли смогут повлиять на Москву. Хотя, с другой стороны, митинг прошел не зря. Если бы люди не собрались, то власти, наверное, подумали бы, что всем всё равно, и, возможно, уже бы отдали наши острова.

На Курилах очень ощущается оторванность от материка и остальной России?

– Конечно, такое есть. Например, оформления документов приходится ждать долго, потому что все чиновники находятся на Сахалине. Если покупаешь машину и хочешь поставить ее на учет, то документы из местного отдела полиции приходится пересылать в областное ГИБДД Южно-Сахалинска. Это не то чтобы очень неудобно, просто люди тратят больше времени на ожидание нужных бумажек. Ещё бывает, что продавцы торгуют некачественными товарами. Бывает, приходишь в магазин, а там просроченные продукты. Подойдешь, попросишь убрать. А завтра они опять на прилавке. Потому что нет контроля качества. А так у нас есть все, что полагается: местная администрация, школа, детский сад, участковый, полиция и почта. С этим всё хорошо.

В Южно-Курильске предпочитают японские автомобили
В Южно-Курильске предпочитают японские автомобили

– Как из Хабаровска вы добираетесь до своего острова?

– Есть несколько способов. Из Хабаровска летает самолет в Южно-Сахалинск, а оттуда ходит паром до Южно-Курильска. Билеты выходят чуть дороже 10 тысяч рублей. Но это только для местных: те, у кого прописка на островах, имеют транспортные льготы на дорогу от Южно-Сахалинска до Кунашира. А ещё можно добираться из Хабаровска до порта Ванино, оттуда на пароме до Холмска, потом автобусом до Корсакова, из которого – снова на паром. Такое путешествие стоит около 12 тысяч рублей. Можно добраться с транспортной компанией "Острова" из Владивостока на пароме – в пути четверо суток. Но там пассажиров берут не всегда, а по деньгам выходит так же: до 15 тысяч в один конец.

Самый надежный транспорт на Кунашире
Самый надежный транспорт на Кунашире

На острове сейчас живут ваши родители. Вообще, кого сейчас в Южно-Курильске больше – пенсионеров или молодежи?

– У нас очень мало пенсионеров. Выйдя на пенсию, люди стараются уехать "на материк", поближе к цивилизации. А вот молодые семьи, как раз наоборот, чувствуют себя комфортно. Моя младшая сестра говорит, мол, растить здесь ребенка очень полезно для его здоровья. У нас же чисто, море, много зелени, хорошая экология и очень красивая природа. Население в основном пополняют контрактники: их много, это ведь погранзона. Некоторые из них после службы остаются на острове, заводят семьи. Ну и правда, семьям у нас удобно: есть современная школа, детский сад. Все близко, а преподаватели очень хорошие, настроенные именно дать знания, а не натаскать очередной поток учеников на ЕГЭ. Я сама это почувствовала, когда поступала в Хабаровский университет: без проблем прошла на бюджетное место.

Вулканическое озеро. Кунашир
Вулканическое озеро. Кунашир

Тем не менее за высшим образованием вам пришлось ехать довольно далеко?

– Я могла учиться в Южно-Сахалинске, там тоже есть вузы. Но у меня есть родственники в Хабаровске, поэтому я и выбрала этот город. Это тоже моя родина, я здесь родилась.

В 2015 году в Южно-Курильске открыли первую заправку, но там вечно надпись "бензина нет"

Как на острове с ценами?

​– Продукты у нас значительно дороже, чем на материке. Например, хлеб за сто рублей или молоко за двести. Но у местных есть свои "лайфхаки": курильчане ждут, когда придет пароход, и тогда закупаются свежими продуктами. Овощи, молочку покупают в основном таким способом, а в магазины ходят только в крайнем случае. Технику у нас покупать тоже накладно: продавцы цену "гнут", не всегда добросовестно, скажем так. Но и здесь есть выход: если собираешься купить что-то серьезное, то обычно заказываешь из Владивостока, а потом забираешь в транспортной компании. В этих сферах – продукты и промтовары – все налажено, можно сказать, местные уже привыкли. То же самое и с бензином. В 2015 году в Южно-Курильске открыли первую заправку, но там вечно надпись "бензина нет". Потому что, когда он появляется, его сразу раскупают впрок, даже по 58 рублей за литр. А большую часть семейного бюджета "съедает" аренда квартир. Например, муж моей сестры работает в строительстве. Зарплата у него, по меркам Южно-Курильска, неплохая – около 50 тысяч рублей. Но снять квартиру стоит от 20 тысяч. Это, конечно дорого. Цена высокая из-за того, что арендодатели ориентируются все на тех же контрактников: им съем жилья хоть за 20, хоть за 30 тысяч компенсирует Министерство обороны. Вот так и выходит, что семьи "попадают".

Дорожный знак в Южно-Курильске
Дорожный знак в Южно-Курильске

А к землетрясениям люди тоже привыкли?

– Сильных землетрясений или извержений вулкана у нас, к счастью, давно не было. По мелочи, раза четыре в неделю, нас "трясет" балла на три – так, что холодильник ходуном ходит. После этого иногда случаются цунами. На Кунашире есть даже "стихийный" памятник кораблю, который однажды сильной волной был выброшен почти на середину острова – там и остался. А в остальном всё спокойно. К землетрясениям, кстати, быстро привыкаешь, высоких домов у нас не строят, как раз из-за сейсмоопасности. На острове только двух и трехэтажные деревянные дома. Но с удобствами, не какие-нибудь бараки. Поэтому и больших разрушений в критической ситуации быть не должно.

Корабль, заброшенный на остров цунами
Корабль, заброшенный на остров цунами

Как далеко от вас Япония?

– В самом узком месте пролива до острова Хоккайдо всего 20 километров. Ночью с нашего берега прекрасно видны огни на той стороне. Для жителей Курил, кстати, есть льготная программа для посещения Японии. Например, всего за 30 тысяч рублей можно поехать туда на неделю и жить в японской семье, знакомиться с их культурой, обычаями. Я и сама так ездила, очень интересно и доступно выходит. Японцы тоже приезжают к нам, но в основном по делу: они навещают захоронения своих предков, ухаживают за могилами.

Японское кладбище на Кунашире
Японское кладбище на Кунашире

С туристической инфраструктурой у нас в городе не очень хорошо – один предприниматель переоборудовал старый дом под гостиницу, поставил там бильярд и устроил сауну. Вот и весь гостиничный бизнес. Но приезжие из Японии могут жить в русских семьях. Например, если моя мама захочет принять у себя японцев, она просто подает заявку в городскую администрацию, и всё, можно ждать гостей. Общение обычно идет или на русском, или на японском языке. Японцы вполне могут объясниться на ломаном русском, хотя у нас есть и те, кто знает японский в совершенстве. Ну и базовые фразы на японском, чтобы не заблудиться или представиться, жители Кунашира почти все знают.

Вид на Хоккайдо
Вид на Хоккайдо

Какие впечатления у вас остались после посещения Японии?

– Контраст, конечно, чувствуется. Я ездила туда давно, в 2003-м или 2004 году. Там все очень чисто, культурно, нечего сказать. И программа поездки была богатая, разнообразная. По сравнению с нашей территорией, Хоккайдо – это большая разница. Но у них, как мне показалось, гораздо меньше природных ресурсов. Например, когда я туда ездила, у нас в программе было мероприятие на побережье – мы выкапывали моллюсков. У нас их можно ведрами собирать, а там нам дали буквально по детскому ведерку. Хотя, может, они охраняют их или экономят таким образом.

Вулкан Менделеева. Остров Кунашир
Вулкан Менделеева. Остров Кунашир

Существуют ли на вашем острове какие-нибудь совместные российско-японские проекты?

– Кроме туристического обмена у нас есть российско-японский культурный центр. Туда несколько раз в год к нам приезжают преподаватели, и островитяне могут учить японский с носителем языка. Это очень удобно, а главное, качественно.

Конфликтов с японцами у вас не бывает?

– Когда они приезжают на Кунашир, то внешне всегда очень спокойные, доброжелательные, всегда улыбаются. Какого-то негатива от них я ни разу не встречала. Вот когда мы приезжали к ним, то из некоторых магазинов нас, бывало, прогоняли: мол, кыш, туристы. Но это единичные случаи, как правило, они ведут себя очень культурно.

Мертвый лес после извержения вулкана
Мертвый лес после извержения вулкана

Но есть мнение, что лучше бы Курилы передали Японии, мол, вот тогда бы остров зажил, развился…

– Вообще, среди моих знакомых, родных, близких и друзей таких людей нет. А те, кто хочет, чтобы острова отдали Японии, мечтают о прелестях двойного гражданства или рассчитывают на компенсацию от японского правительства при переезде на материк. Я лично в это не верю: с чего бы это вдруг нам выплатили по три миллиона: такова средняя цена двухкомнатной квартиры на острове. Да и жители Южно-Курильска к своему городу, к своему дому относятся трепетно: за порядком следят, что-то все время благоустраивают. Знаю, что на Итурупе ситуация хуже, чем у нас, там дороги не ремонтируют, домов почти не строят, к тому же высокая безработица. Но люди все равно живут. И, по-моему, глупо надеяться, что придут японцы и всё исправят, а нас еще и оставят там жить или выдадут колоссальные суммы компенсаций.

На берегу Кунашира
На берегу Кунашира

– Вы говорите, что после окончания вуза вернетесь на Курилы. Почему?

– Я собираюсь вернуться. Молодежи там легче себя реализовать, чем в большом городе. В Южно-Курильске все двери открыты, только работай. Здесь нет лишней суеты, более размеренная жизнь, в которой есть время на хобби. А еще там мой дом, там моя любимая природа, чистое море. Туда меня и тянет, несмотря на все трудности жизни.

XS
SM
MD
LG