Иркутскому адвокату Дмитрию Дмитриеву, заявившему о пытках в СИЗО №1, начали угрожать по телефону, сообщил редакции "Сибирь.Реалий" сам юрист. На записи (есть в распоряжении редакции) слышно, как неизвестный на тюремном жаргоне предупреждает Дмитриева о возможном получении "посылок" с фрагментами человеческого тела.
По словам адвоката, по телефону его принуждают к встрече с неизвестным "уважаемым человеком, отсидевшим 32 года", которого он якобы опорочил в одной из публикаций, когда занимался делом Развозжаева (оппозиционер Леонид Развозжаев, осужденный на 4,5 года колонии по так называемому "Болотному делу" в 2014 году. – Прим. СР) 5 лет назад, а параллельно угрожают "проблемами" и "посылками". Дмитриев уверен, что это только повод, а реальная причина угроз – его заявления о пытках задержанных в камерах СИЗО №1, которых истязают осужденные к большим срокам, обязанные сидеть в колониях, а не в изоляторе.
По словам правозащитников, прослушавших записи, из контекста очевидно, что звонивший либо делал это по приказу одного из "прессовщиков" Антона Ярового, осужденного на 9 лет особого режима, либо это звонил и угрожал сам "Ярик" (под этой кличкой Яровой известен среди истязаемых). "Точно это утверждать пока нельзя, но при необходимости – в случае расследования, судебных разбирательствах – можно геолокацию, номер телефона подтвердить. Это будет совершенно неудивительно – все они там, вопреки закону, сидят с телефонами", – сообщил редакции "Сибирь.Реалий" Дмитриев.
В четверг юрист публично заявил о пытках в СИЗО №1 своего подзащитного Джамола Собирова, задержанного по закрытому еще год назад делу. Отказ по делу Собирова был еще в начале 2018 года, однако его вновь задержали в январе 2019 года и стали "выбивать" показания на друга. "По подозрительному совпадению задержали Собирова сразу после того, как он начал настаивать на возбуждении уголовного дела о нападении на него с применением огнестрельного оружия, произошедшем в марте 2018 года. Тогда из-за выстрелов нападавших пострадала 7-летняя девочка", – сообщил редакции "Сибирь.Реалий" Дмитриев.
После задержания Собирова сразу повели в камеру №406, известную в СИЗО как "пресс-хата" или пыточная. "Там группа заключенных во главе с Андреем Бевзюком, который согласно приговору уже 2 года как должен отбывать наказание в колонии строгого режима, и Антоном Яровым жестко запугивают и пытают вновь прибывших задержанных, вынуждая их подписать признания в преступлениях, которых они не совершали, или другие показания. Так, Собирова "прессуют" для того, чтобы он дал показания против своего друга Исаева, пытавшегося бороться с наркодилерами Свердловского района и перешедшего дорогу крышующим их полицейским", – сообщил адвокат потерпевшего.
По данным Дмитриева, Собирова связывали скотчем, продержав так несколько часов, не давали спать и запугивали изнасилованием. Правозащитники, получившие аналогичные признания от других задержанных, сообщают о пытках, во время которых истязаемого "случайно" роняют с высоты человеческого роста или насилуют, записывая это на телефон, а после шантажируя видеосъемкой.
По сведениям правозащитников, показания всех пострадавших совпадают: упомянутый Бевзюк под кличкой Мафия и Яровой – живут в СИЗО и "работают" в камере №406. По данным руководства СИЗО, официально ни в одной из тюремных камер задержанных и тем более заключенных с такими именами и кличками нет. "Начальник изолятора Игорь Мокеев каждый раз сообщает, что первый раз слышит о Бевзюке, Ярике, Мафии и т.п., – сообщают правозащитники ОНК, обследовавшие камеры изолятора. – Все попытки заявить о пытках администрация изолятора пресекает, а жалующегося вновь отправляют в "пресс-хату".
При этом на прошлой неделе правозащитники заметили в "спортзале" иркутского изолятора двух человек, подходящих под описание Бевзюка и Ярового, однако те отказались представиться, а после их не удалось найти ни в одной из камер.