Высокие двойные и тройные заборы с колючей проволокой, КПП с обязательным досмотром и камерами видеонаблюдения – таким оказалось "наследие Универсиады", доставшееся Красноярску.
Всемирные студенческие игры, проходившие в городе, завершились еще 12 марта. А "периметры безопасности" вокруг спортивных объектов, нескольких корпусов СФУ и университетского кампуса, где была Деревня Универсиады, остались. И убирать их не будут.
"Мы в концлагере?"
4 апреля активист Даниил Маркелов вышел на одиночный пикет рядом со зданием Сибирского федерального университета. В руках у него был плакат "Учеба строгого режима". По словам Маркелова, так он протестовал против "периметра безопасности", сооруженного вокруг университетской территории.
Высокие металлические заборы и контрольно-пропускные пункты появились рядом с красноярскими спорткомплексами перед Универсиадой. Горожанам объяснили: сооружение таких "периметров безопасности" – требование FISU, международной федерации студенческого спорта.
Но Игры закончились, а заборы остались. Сейчас они окружают фан-парк "Бобровый лог", Дворец спорта имени Ярыгина, Центральный стадион Красноярска, Академию биатлона, кластеры "Сопка" и "Радуга". Попасть не только в эти спортивные комплексы, но и на территорию рядом с ними можно, только пройдя досмотр на КПП. А ведь эти территории – городские леса или общественные пространства, где любят гулять горожане.
О том, что эти ограждения останутся в городе навсегда, стало известно после конфликта в Сибирском федеральном университете. Университетский кампус, где располагалась Деревня Универсиады, и соседние с ним учебные корпуса тоже оказались за заборами. Студентам, чтобы попасть на учебу или в общежитие, надо теперь пройти досмотр на КПП.
В пабликах СФУ появился новый хештег – #мамаяучусьвтюрьме. Расходятся по интернету и мемы с изображением "периметра безопасности" вокруг университета.
Студенты и преподаватели СФУ сравнивают университет с гетто и концлагерем и собирают подписи за демонтаж заборов и пропускных пунктов.
"Проходя через подобный унизительный осмотр на КПП, чувствуешь себя не преподавателем престижного учебного заведения, а уборщиком на заводе цветных металлов. Еще бы рот просили открыть, ничего ли ты там не пронес!" – пишет в соцсетях Полина Звонарева.
"Мы в концлагере? Теперь, чтобы прогуляться по кампусу вечером, нужно вывернуть карманы и вытрясти рюкзаки, а чтобы попасть на учебу, пройти два осмотра и отстоять 40 минут в очереди. О какой безопасности и комфорте идёт речь? ЧЕЙ это комфорт?" – комментирует Наталья Емельяненко.
"Спасибо любимому университету за то, что приучает жить за решеткой", – пишет Александр Чернышов.
На недавней встрече ректора СФУ со студентами было заявлено: ограждения демонтировать не будут, у университета нет ни средств, ни, самое главное, полномочий, чтобы снести ограждения. Останутся и КПП, но процедура досмотра на них "немного упростится".
Спасибо любимому университету, что приучает жить за решеткой
"Периметр безопасности вокруг территории бывшей Деревни Универсиады является объектом капитального строительства и собственностью Российской Федерации. В этой связи университет не вправе принимать самостоятельные решения о его дальнейшей судьбе. Стоит также учитывать, что демонтаж периметра с учетом последующих утилизации и благоустройства территории может обойтись бюджету университета в 50 000 000 рублей. На подготовку Деревни Универсиады СФУ затратил свыше 300 000 000 собственных средств. Учитывая, что приоритетными являют выплаты по социальным программам и обязательствам, в бюджете университета нет средств, которые можно было бы направить на демонтаж", – говорится в официальном комментарии вуза по поводу ситуации.
– 50 миллионов – не звучит ли немного фантастически? Сколько же тогда эти заборы стоили? Еще осенью я побывал на экскурсии по спортивным сооружениям Универсиады вместе с главами делегаций FISU. На одном из объектов иностранцы задали вопрос: сколько стоила эта система безопасности, которую так сильно расхваливал экскурсовод? Стоила эта система порядка 200 миллионов рублей, – рассказывает Сергей Филинин, красноярский фотограф и блогер.
Понты дороже денег
Всего было 11 спортивных объектов плюс деревня Универсиады и комплекс общежитий "Перья" на территории СФУ, продолжает Филинин.
– Получается совсем уж неприличная цифра 2–2,5 миллиарда рублей. На эти деньги можно было построить 10–12 детских садов, полностью обновить автобусный парк в городе, отремонтировать сотни километров дорог, благоустроить больше десятка скверов или построить в каждом микрорайоне города по бассейну. Но нет, понты дороже денег.
Пространства, огороженные капитальными заборами, станут еще одной городской проблемой, говорит он, ведь эти территории теперь использовать вообще никак нельзя. Не говоря уже о неудобствах для горожан, создаваемых этими ограждениями: их не обойти и не объехать.
– Спортивным объектами вместе с прилегающей территорией суждено стать зоной отчуждения, шрамом на лице города, – считает Филинин. – Заборы будут стоять и ждать теоретически возможных соревнований международного уровня, которые от силы будут проходить там несколько раз в год. Тут возникает вопрос: а нужны ли нам эти соревнования международного уровня, если ради них приходится все огораживать заборами?
"Это страдание, а не город"
Если бы не резонансная ситуация с СФУ, красноярцы, возможно, еще очень нескоро узнали бы о том, что заграждения останутся навсегда.
Краевой министр спорта Сергей Алексеев, отвечая на вопрос, снесут ли заборы вокруг университета, заявил, что не только рядом с СФУ, но и вокруг всех объектов прошедшей Универсиады останутся и "периметры безопасности", и КПП:
– В дни соревнований на КПП будет усиленный досмотр, а в обычные дни они станут работать в упрощенном режиме. Мы постараемся минимизировать все неудобства для красноярцев. Люди со временем к этому привыкнут.
Но дело не только в "тюремной эстетике" и в неудобствах. Горожане теперь лишены любимых мест отдыха: нельзя ни свободно зайти на площадь у Ярыгинского дворца, ни прогуляться по острову Отдыха со стороны Центрального стадиона, ни покататься на лыжах в лесу. Какое уж тут катание, если то и дело упираешься в забор. К тому же доступ на лыжные трассы у Академии биатлона, где раньше катался весь город, теперь, после Универсиады и с установкой "периметра безопасности", стал платным. А попасть туда можно строго по расписанию: три раза в день по два часа. И, разумеется, через КПП.
– Я родилась и выросла в Красноярске, с 13 лет хожу на лыжах. В свое время около Николаевской сопки были десятки лыжных баз, катался здесь весь город, – рассказывает Елена Новоселова, жительница красноярского Академгородка. – А сейчас там и деревья все повырубили, и лыжные базы уничтожили. Лично я в ту сторону даже боюсь идти – знаю, что буду плакать. Я всегда своих учеников туда в походы водила, сейчас они меня зовут, а я говорю: "Куда, дети, идти? Мы с вами в забор упремся". У миллионного города отобрали единственное место отдыха.
Елена Вениаминовна рассказывает: жители Академгородка собирали подписи против строительства ограждений и за их снос, по инстанциям ходили – все бесполезно.
– Такая боль, такое отчаяние внутри: сделали – и людей не спросили, им на нас наплевать, – говорит она. – Я сразу сказала: на все эти универсиадные дела ни рубля не потратила и не потрачу. Ни собачку эту сувенирную не куплю, ни билеты на соревнования. Мою жизнь так ухудшили, можно сказать, растоптали – и чтобы я пошла смотреть, как там кто-то мировые рекорды ставит?! А нам куда деваться? А как же мое здоровье, здоровье детей? Вырубленные леса и уничтоженные трассы – вот что нам досталось. Я всегда безумно любила этот город. А сейчас у меня ощущение, что отсюда надо бежать. Это страдание, а не город. Он не для жизни.
Поддерживает Елену Новоселову и жительница Академгородка Алла Коловская:
– Наша власть давно перестала уважать мнение людей и делать то, что нужно жителям города. А ведь мы содержим власть, оплачиваем их работу. О том, чтобы улучшать нашу общую жизнь, власти как-то забыли. А ведь мы просто просим вернуть нам наше любимое место, где мы гуляли – на лыжах, пешком. Вернуть таким как раньше: без заборов, препятствий, уродливых строений и проволоки.
"Платного любительского спорта не бывает"
Еще один собеседник издания "Сибирь. Реалии" – тренер, работающий с лыжниками-любителями и начинающими спортсменами. Фамилию он просил не упоминать. По его словам, новый порядок, когда спортсмены могут попасть на лыжные трассы лишь ограниченное время, да еще за деньги, – гибель для любительского спорта. А ведь столько говорилось о том, что Универсиада станет стимулом для его развития. Получилось наоборот.
Вырубленные леса и уничтоженные трассы – вот что нам досталось
– Людям теперь за вход предлагают заплатить 100 рублей – чтобы покататься на трассах Академии биатлона пару часов или просто там погулять. Две тренировки в день – 200 рублей. Говорят, вроде от платы освободят членов сборной команды Красноярского края. Но чтобы в сборную попасть, как тренироваться-то? Например, студентам, которые только начинают лыжами заниматься, всю стипендию за тренировки отдать? Или наши ветераны спорта – неужели они не заслужили того, чтобы пользоваться этими трассами бесплатно? Получается, что "наследие Универсиады" только ухудшило ситуацию по сравнению с тем, что было. Раньше в любое время пришел – и катайся, повышай свой уровень или просто отдыхай – в зависимости от целей.
Что касается "обеспечения безопасности", на которую ссылаются краевые спортивные функционеры, то никаких требований о строительстве заборов с камерами и КПП нигде в мире не существует, уверяет наш собеседник.
– Я регулярно езжу на международные соревнования, бывал и на чемпионатах мира. Там ни одного забора нет. Для обозначения трассы, чтобы болельщики туда случайно не выбежали, ставят легкие переносные конструкции. Был я и в тамошних вузах, в том числе в институтах спорта – свободно проходи, выбирай трассу по уровню, который тебе подходит, – профессиональную, любительскую, студенческую, – занимайся.
Я боюсь идти в ту сторону: знаю, что заплачу
В Красноярске сейчас, продолжает он, практически не осталось трасс, на которых полноценно могли бы тренироваться любители. Те, что в Академии биатлона, платные, нормально готовят далеко не всегда. То же и с трассой, проложенной к комплексу "Радуга" – еще одному объекту Универсиады: "Сделали к Играм такую трассу, что профессионалы-то еле-еле могут устоять, и то при нормальной ее подготовке. Но Универсиада закончилась – ее готовить будут в лучшем случае раз в неделю. А любителям, студентам, школьникам просто невозможно на ней тренироваться. В итоге мы получили два дорогих профессиональных объекта, а для любителей ничего не осталось. Сейчас мы с председателями спортивных клубов решили написать коллективное письмо, чтобы доступ к лыжным трассам открыть для всех. А кошмарные заборы – убрать".
Наталья Щепина, преподаватель физкультуры, уверена: ограждения не снесут. Городские власти на федеральные объекты не покусятся. А Дирекция Универсиады уже прекратила работу: Игры кончились, сотрудники уволились. То есть теперь даже не совсем понятно, к кому обращаться за решением этой проблемы.
Построили дорогие объекты, а для любителей ничего не осталось
– Конечно, все это безобразие. Лес должен быть доступен всем людям. Независимо от возраста, отношения к спорту и от того, как они передвигаются по лесу – на лыжах, бегом, пешком, с палочками, с детскими колясками, – говорит Наталья Щепина. – То, что произошло, – позор для нашего города. Мы, условно говоря, губы накрасили, марафет навели, а в итоге остались с тем, что непригодно для использования. А с учетом того, сколько на этих же территориях деревьев вырубили, все это просто не поддается объяснению. Чем они думали, каким местом, когда планировали эти объекты, когда предполагали, что с ними будет дальше? Все это лишний раз доказывает, что люди у нас на последнем месте. Так что, видимо, нам остается только все это расхлебывать и поминать недобрым словом тех, кто все это наворотил.
Напомним, к Универсиаде в Красноярске было построено и реконструировано 34 объекта, в том числе 12 спортивных. На подготовку к Играм, проходившим в городе со 2 по 12 марта 2019 года, ушло 80 млрд рублей.
P. S. Сегодня в руководстве Сибирского федерального университета заявили, что все же пытаются найти решение проблемы, а главное, средства для этого. Один из вариантов – периметр безопасности будет не полностью демонтирован, а перенесен: перед учебными корпусами ограждений не будет, они останутся только вокруг общежитий.