Ссылки для упрощенного доступа

"Украину показывают меньше, чем меня"


Сергей Зайцев
Сергей Зайцев

Глава Ширинского района Хакасии Сергей Зайцев стал фигурантом уголовного дела после нападения на журналиста программы "Вести. Дежурная часть" Ивана Литомина. Чиновник силой попытался вытолкать корреспондента из своего служебного кабинета, услышав неудобные вопросы про погорельцев, "вынужденных существовать в нечеловеческих условиях". В конце апреля Зайцева признали виновным в халатности из-за пожаров 2015 года: глава района получил 4,5 года и одновременно попал под амнистию. Корреспондент издания "Сибирь.Реалии" побывал в поселке Шира, где люди по-прежнему борются с последствиями стихийного бедствия, и встретился со ставшим вдруг знаменитым главой района.

"Если у тебя судимость, какой ты руководитель?"

– Видите брошенный дом? Это больше 2 млн рублей, как и мой. Вот тогда его построили, но так никто и не живет. Я хотел его купить, сыну. Ну все равно никто не живет. А говорят: "Ты в него вложи, а если хозяин найдется, с ним будешь договариваться". Это что такое? Был бы нормальный глава района, ну, наверное, решил бы это.

Брошенный дом
Брошенный дом

Житель ширинского микрорайона Иткуль Владимир Макарцов показывает на усадьбу по соседству. Осенью 2015 года тут жили строители, которые добивались выплаты хоть каких-то денег от подрядчика. Власти, выступавшие заказчиками, от конфликта между подрядчиками и субподрядчиками устранились. Ничего не получив, строители уехали, а хозяев дома так и не нашли. Сам дом разграбили.

Жители Иткуля, микрорайона, который был отстроен после пожаров чуть в стороне от самого Шира (название села не склоняется), говорят, что таких домов несколько. Это хозяева сгоревших усадеб – прописанные, но фактически не проживавшие в селе, пострадавшем от пожара. Они так и не объявились в Шира, притом что дома для погорельцев строились по цене более 40 тысяч рублей за квадратный метр – это дороже, чем стоит жилье в Абакане. Возможно, эти люди чувствовали, что новые дома будут плохо приспособлены для жизни.

Владимир Макарцов
Владимир Макарцов

– Мне просто повезло, я за строителями ходил, как привязанный, поэтому получилось более-менее. Когда начали строить, на мой дом было предусмотрено 2 с лишним миллиона. Это 54 квадрата. Я им говорю: не надо денег, дайте мне сертификат, я отчитаюсь. Так я бы дом построил, гараж, все постройки. Денег давали нормально, и где они теперь все?

Всего в строительство дома, возведенного за бюджетный счет, хозяин уже вложил более 200 тысяч рублей. Сейчас Макарцов ждет, когда в доме провалится пол.

– Я просто еще ДСП сам сверху стелил, а если бы просто было ДВП, как изначально сделали, то уже бы все провалилось.

Мы, как заселились, еще не отдыхали. Так зиму и провели с этой гнилью!

Владимир, как и все жители Иткуля, видел сюжет, где глава района Сергей Зайцев схватил корреспондента "Дежурной части" и попытался вытащить за дверь. В этом конфликте ширинец, скорее, на стороне журналиста.

– Ни хера Зайцев не делает. Пока дома эти строили, он где был? Я его видел, может, раза два. По идее, он отсюда вылезать не должен был. Заместитель какой-то ездил, а он сам – непонятно. Я человек не кровожадный, ну амнистировали его – отлично. Но если у тебя судимость есть, какой ты руководитель? Пусть другого выбирают, ты иди работай куда-нибудь.

"Смотреть жалко на стариков"

В апреле 2015 года Ширинский район пострадал от пожаров сильнее всего: только в Шира сгорело более 400 домов. Поскольку на тот момент губернатор Виктор Зимин пообещал президенту все восстановить к 1 сентября, дома строили в спешке, на качество не обращали внимания.

– Мы, когда заселились, тут полы волнами были. Доски и сверху ДВП постелено, а они, чтобы сравнять, еще ДСП сверху кинули. И оно все плесенью пошло, это страшно! В общем, мы, как заселились, еще не отдыхали. Так зиму и провели с этой гнилью! А вообще три года с ней провели, если бы не дети, так бы и гнили. Но пристраиваешься, жить-то охота!

Иткуль
Иткуль

Житель дома по улице Мирная в Иткуле Геннадий Ульянов с момента сдачи дома в эксплуатацию защищает его от воды: дети помогли поменять полы, потолки, двери, осушить подполье. Сейчас 70-летний ширинец с женой поставили в погреб несколько подпорок, потому что боятся, как бы вода не начала подмывать фундамент.

– Зайцев? Да гнать его надо, ну, сколько можно терпеть?! Толку с него никогда не было. Столько денег на эти дома выделяли, а куда они все ушли? Молодежь вся на вахте работает, детей не заводят, потому что работать негде. Зато правительство сидит, отлично получает. Мы полы меняли, позвонили в соцзащиту, чтобы хотя бы помогли демонтировать, мы же пенсионеры. А они говорят, у вас пенсия 14 тысяч, сами справитесь.

Владимира Мусорина в Иткуле знают все. После трагедии 2015 года он помог шестерым односельчанам доказать статус погорельцев, а одну женщину, которая не смогла получить новое жилье, даже пустил к себе жить. В отличие от большинства ширинцев, Мусорин принципиально отказался вкладывать в дом собственные средства.

В доме Владимира Мусорина
В доме Владимира Мусорина

– Смотреть жалко на стариков, которые собирают по половинке пенсии, а потом приглашают ребят-умельцев, чтобы те им все сделали как нужно. Потолки меняют, это почти во всех домах, полы, потому что проваливается все, стены утепляют. В первый год половина домов были пустые, потому что жить тут просто было невозможно. Но народ юридически безграмотный. Я пошел по другому пути: подал в суд на заказчика строительства, потому что хочу создать прецедент. Чего ради я должен доплачивать за то, что не доделали другие?! Ведь выделяли столько средств, и все они рассосались по карманам!

Эксперты приехали, на них прямо с потолка вода побежала. Они говорят: как тут жить вообще можно?

​Мусорин нанял экспертов, которые оценили состояние дома и ход строительства. К примеру, двери, которые на самом деле стоят 900 рублей, в дома погорельцев ставили по цене 4,5 тысячи. Пока хозяин собирал документы, стены в доме покрылись плесенью. Мусорин выбросил всю одежду из шкафа, потому что она тоже начала "цвести". Канализация в доме работает неправильно, поэтому в качестве туалета приходится использовать ведро. При этом Мусорин подчеркивает, что к главе района у него претензий нет.

– Когда эксперты приехали, на них прямо с потолка вода побежала. Они говорят: как тут жить вообще можно? Но это заблуждение думать, что во всем в этом виноват Зайцев. Да, с журналистом он наломал, конечно, дров, но за дома отвечала республиканская власть, – говорит житель Шира.

"Мы на выборах такое вытворяли"

У жителей самого Шира такие же проблемы, как и в Иткуле. С потолков течет, на крыше нет утеплителя, в домах сыро. Все эти проблемы сельчане решают уже самостоятельно.

– Зайцев, журналист… Да так а что тут? Правильно это все, в смысле, что они совсем там зажировались, получается. Простой народ что-то бьется, а там непонятно что. Вообще, у него плохая репутация, конечно. Хорошего про него мы вообще не слышали. Почему он выборы выигрывает? Наверное, делают так, свыше команда. Я, например, и на выборы перестал ходить, потому что толку-то? – считает житель села Алексей Арыштаев.

Кого нам скажут выбрать, тот и побеждал. Наблюдатели чай пить, а мы – вытворяли

Пенсионерка Нина Михайловна не верит в то, что журналисты провоцировали главу района. В результаты выборов, на которых Зайцев победил в 2017 году, тоже не слишком верит.

– Насчет Зайцева не знаю… Ну, ушел бы он, другой бы пришел точно такой же. Народ же тоже как бараны, зачем за него голосовали? Ведь он на выборах победил. Хотя опять же, ребята, какие у нас выборы, вы же знаете! Я просто сама в избирательных комиссиях работала, ну это еще до Зайцева. Делали мы там, всякое делали, разное. Кого нам скажут выбрать, тот и побеждал. Наблюдатели чай пить, а мы – вытворяли. Тоже было такое. Кого захотят, за того и накидают.

Нина Михайловна
Нина Михайловна

Главного подрядчика на строительстве домов для погорельцев в Хакасии Игоря Смольникова в 2018 году осудили на 6 лет по обвинению в хищении 17 млн рублей и даче взятки. Ранее Смольникова доставили из Таиланда, где он скрывался несколько месяцев. Главу Ширинского района Сергея Зайцева, председателя Ширинского сельсовета Юрия Ковалева и бывшего начальника Ширинского гарнизона пожарной охраны Виктора Зенкова признали виновными в халатности, повлекшей гибель людей. В апреле 2015 года в Хакасии погибли более 30 человек, большая часть из них – в Шира. Зайцев получил 4,5 года колонии-поселения. Правда, чиновников сразу же амнистировали в честь 70-летия Победы.

Тем не менее Сергей Зайцев подал апелляцию на обвинительный приговор суда. С этим чиновник связывает визит журналистов "Россия-24": мол, кто-то хочет опорочить главу района перед заседанием апелляционной комиссии. По словам Зайцева, журналист провоцировал его, встав рядом и тыкая микрофоном в лицо.

Мы встречаемся в том самом кабинете с голубыми стенами, в котором пару дней назад хозяин уложил на пол непрошеного гостя из Москвы. Сергей Зайцев сидит за столом в кресле, когда-то явно нарядном, но сейчас обивка из кожзама вытерлась, деревянные накладки на подлокотниках покарябаны. На одной из стен – обязательная для чиновничьих кабинетов деталь – портрет президента Путина. И это не единственное его изображение здесь. В приемной висит еще один портрет, а также часы, на которых Путин – с Дмитрием Медведевым. Однако как обереги от малоприятных визитеров первые лица государства срабатывают далеко не всегда.

– Понятно было, что они пришли с целью дело возбудить. У меня драться в мыслях не было, я просто хотел вытолкать наглеца, – говорит Сергей Зайцев.

По его словам, районная власть "юридически" не может отвечать за дома для погорельцев, потому что строила их республика на деньги из федерального бюджета. При этом, говорит глава района, районная власть "всегда была рядом": помогала погорельцам оформлять судебные иски, размещала людей на первое время.

– Если, как они говорят, мне стыдно было бы людям в глаза смотреть, то в 2017 году, через два года после пожара, я бы не набрал в Шира больше голосов, чем до пожара. Это характеристика? Это избиратель, извините. Тут их никто не заставит же. То есть они меня поддержали, может, в том числе из-за ликвидации последствий.

Глава района говорит и про другие претензии из сюжета "Вести. Дежурная часть". По его словам, он не мог отдать землю под полигон ТБО своему адвокату, потому что участок никогда не находился в муниципальной собственности. Что касается дома в самом центре Шира, то его, говорит Зайцев, он купил почти за 5 млн. Сергей Зайцев признает, что некоторые жители Шира его не любят, однако снова и снова напоминает о результатах выборов.

Ну хорошо, отстранят меня. Я ведь опять пойду. Да, пойду. Потому что решать избирателям

– Про меня плохо говорят? Отчасти, может быть, сыграла последняя публикация. Уже четвертый день творится такое... Ну не знаю, Украину меньше показывают по телевизору, чем главу Ширинского района. Вы не думали почему? Ну а что, в России проблем других нет. Что касается людей, то я вам уже привел пример официальный. Он касается результатов выборов.

На выборах 10 сентября 2017 года Сергей Зайцев набрал 44,02% голосов, на 11% опередив главу Шира Юрия Ковалева. За Зайцева проголосовали 3840, а всего на выборы пришли 8778 человек, явка 40%. Из около 22 тысяч потенциальных избирателей действующего главу района поддержали менее 4 тысяч.

– Судимость сразу снимается, я не судим. Что значит по факту судим? Нет, судимость снимается. Другой вопрос, если мы так за справедливость будем браться. По-любому, это должны решать избиратели. Прокурор с приговором согласился, но требует отстранить меня от должности. В решении суда этого не прописано, но прокурор требует. Ну хорошо, отстранят меня. Я ведь опять пойду. Да, пойду. Потому что решать избирателям. Последнее должно остаться за людьми.

XS
SM
MD
LG