В выходной день в центре Иркутска состоялось перформанс-шествие под названием "Синий лес". Его устроили театр-студия "О!", где занимаются дети и взрослые с особенностями развития, и участники общественной организации родителей детей с ограниченными возможностями "Радуга".
По мнению авторов идеи театрального шествия, городу нужно больше "центров притяжения", где жители без ограничений по здоровью и инвалиды смогут совместно заниматься творчеством и лучше узнавать друг друга. Это снизит напряжение в обществе и избавит от агрессии, уверены организаторы действа.
– Для Иркутска такое представление в новинку – в первый раз устраиваем наш перформанс в центре города на открытой площадке! Пока готовились, у нас образовалась группа творческих и неравнодушных людей, все каким-то образом поучаствовали в создании нашей мобильной инсталляции. Кто-то смог принести предметы, которые стали частью реквизита постановки, кто-то помог их разукрасить в синий цвет, кто-то фонтанировал идеями, которые дополнили акцию, – рассказал Николай Марченко, художественный руководитель интегрированного театра-студии "О!".
По словам директора иркутской студии Натальи Поповой, саму идею шествия они ещё несколько лет назад подсмотрели у педагога московских мастерских Елены Дроздовой, а решили, что пришло время исполнить задумку, только в начале этого года. На воплощение ушло ровно семь дней, в течение которых в театр несли камни, ветви деревьев, старую деревянную мебель и много-много синей краски.
Перед началом представления организаторы сыграли со всеми пришедшими в небольшую игру для знакомства, а после попросили родителей и друзей отойти в сторону, чтобы дать возможность главным актёрам представления настроиться.
Под музыку артисты распределили между собой реквизит и нанесли "боевой раскрас", чтобы войти в образ и не отвлекаться во время выступления, не стесняться возможных зрителей.
Основной целью шествия "в синем цвете" создатели театра называют желание рассказать жителям Иркутска про "людей, которые живут в нашем городе, гуляют по улицам, смеются, любят, никогда не взрослеют".
– Они видят мир совсем иначе, чем мы. У них есть какие-то диагнозы, им сложно управлять своим телом, разборчиво говорить и делать большинство привычных для нас вещей. Зато очень просто находиться в моменте. Импровизировать. Обнимать. Говорить прекрасные мудрости между делом. Видеть мир таким, какой он есть, без условностей. И учить нас всему этому, – объясняет Николай Марченко.
Иркутская студия началась с приезда в город Андрея Афонина, худрука и режиссёра интегрированной театральной студии, созданной в Москве при общественной организации социально-творческой реабилитации детей и молодежи с отклонениями в развитии и их семей, вспоминает директор театра "О!" Наталья Попова.
– Четыре года назад Афонина привезла в Иркутск Общественная палата города. Мы, родители детей с инвалидностью, пошли на его мастер-класс, там познакомились с ребятами, нынешними педагогами студии. Буквально за день перезнакомились и решили, что хотим сделать такую студию в Иркутске. И сделали, – рассказывает Наталья.
Сыну Натальи уже 17 лет, и он все четыре года существования студии постоянно ходит на занятия.
– Сначала это было один раз в неделю, сейчас занятия идут уже трижды в неделю. Недавно к театральным урокам добавились и мастерские: швейные, где ребята обучаются профессии, и инклюзивные мастерские – они кочуют по разным секциям города, с которыми мы договариваемся о мастер-классах. Туда мы приглашаем ребят из нашей студии и ребят без ограничений по здоровью. Чтобы они поняли, что это неопасно, их никто не укусит и не ударит, что ребята с инвалидностью тоже многое умеют: вот это они хорошо делают, а вот это вообще прекрасно, и что с ними поговорить есть о чём, – рассказывает Наталья Попова.
Только при помощи подобных встреч и совместных занятий, по мнению Натальи, можно сформировать в обществе толерантное отношение к инвалидам.
– Нашему городу не хватает площадок для такого смешанного общения и взаимного узнавания. А ведь это очень важно – дать людям пространство для совместного творчества, для того чтобы ребята лучше узнали друг друга. Именно от незнания рождается страх, который и вызывает агрессию. Ведь негативно относятся к инвалидам вовсе не плохие люди: они просто не знают, с чем столкнулись, и при помощи агрессии пытаются защититься. Вот у меня 17 лет назад ребенок с синдромом Дауна не родился бы – я, может быть, до сих пор с каким-то страхом относилась бы к ним. Да, к сожалению, до сих пор встречаемся с таким отношением. Открытых конфликтов у меня не было, но вот неприятные замечания, конечно, делают, говорят какие-то тяжёлые вещи.
Несмотря на это, относиться к ребятам с состраданием и уж тем более с жалостью – дело напрасное, уверена волонтёр студии Ия Ерёменко.
– Знаете, я пришла в театр почти полгода назад, когда на встрече с волонтёрами инклюзивных организаций встретила педагогов студии и влюбилась в их увлечённость и вдохновение. Долго готовилась к встрече с самими ребятами, думая о том, как им, вероятно, непросто и тяжело живётся. Увидела их, окунулась в атмосферу любви, дружбы, искренности и поняла, что это не их надо спасать, это они меня спасли. Сейчас я перехожу на постоянную работу в инклюзивные мастерские, с предыдущей работы архитектором ушла окончательно, – рассказывает Ия.
Сейчас в театральной студии постоянно занимаются 35 ребят: старшая группа, именно они собрались на сегодняшний перформанс, средняя – до 15 лет и младшая, куда ходят малыши в возрасте 7–8 лет, сообщает Наталья Попова.
– У всех совершенно разные инвалидности – и с ДЦП есть дети, и с синдромом Дауна, и аутизм. Но по этому признаку мы их не делим, – сообщает директор "О!".
Сами родители считают, что отсутствие подобного разделения только на пользу всем ученикам студии.
– Сейчас здесь все разношёрстные собрались: и с ментальными нарушениями есть ребята, и опорники добавились. Вот у моего сына интеллект сохранен, но он плохо двигается. В симбиозе с детьми с ментальными нарушениями он очень интересно взаимодействует. К примеру, Дима помогает им озвучить свои мысли, желания, а они ему помогают стакан воды поднять или нарисовать что-то. К примеру, в последнем спектакле студии "Вороньи сны" сын читал текст от лица автора, а остальные ребята на сцене это изображали, – рассказывает Татьяна Стрелова.
По словам Татьяны, сейчас занятия в театре стали для её сына единственной площадкой для общения.
– Дома мы, конечно, их поим-кормим-одеваем, но они уже номинально там присутствуют, постоянно рвутся в театр. Мы учились в 11-летней школе, специализированной. Её сын уже окончил, и вот сейчас для него именно здесь проходит основная жизнь. В вузе учиться он дальше не сможет, зато ходит в студию, а ведь другие такие же ребята просто остаются дома сидеть. Я считаю, театр помогает ему расти, учит быть самостоятельным. Потому что сами родители инвалидов, и я не исключение, неосознанно делаем их ещё большими инвалидами из-за того, что слишком опекаем, – делится Татьяна.
Другие родители тоже отмечают, что их дети после участия в этюдах и перформансах разной степени публичности стали более самостоятельными и открытыми.
– Соня изменилась очень сильно, перешла буквально на другой уровень общения после того, как стала ходить в студию. Это дети, которые не умеют общаться, живут в своём замкнутом круге, в основном только маму и папу видят. А теперь она может сама пойти в магазин, спросить что-то у прохожих на улице, пообщаться со сверстниками. Раньше этого не было. А для таких детей, конечно, очень важно социализироваться, уметь делать какие-то вещи без присмотра со стороны родителей, – говорит мама Сони Мила. – Я из-за этого даже пожертвовала работой, перешла на менее затратную по времени, чтобы успевать возить дочь на занятия в Иркутск из соседнего Ангарска, где мы живём. Хотя бы дважды в неделю.
В восемь часов вечера, когда с острова Юность схлынула основная толпа, актёры театра "О!" открыли своё шествие "Синий лес" – не меньше тридцати человек в одежде разных оттенков синего спустились со ступенек концертной площадки и отправились вглубь острова. В руках участников были тотемные животные и другие инсталляции, символизирующие "лес, который приснился". В атмосфере "невидимого леса" актёры прошли по дорогам и тропинкам парка, имитируя шелест деревьев, крики зверей и птиц.
Автор идеи Елена Дроздова, объясняя задумку, упоминает фрагмент романа Владимира Набокова "Камера обскура":
– … я выставил на ночь мокрые сапоги, а утром на них уже вырос голубой лес (плесень, сударыня, – объяснил он Дориане, которая приподнимала одну бровь), – и сразу Индия для меня как живая, – остальное я уж сам воображу, – цитирует педагог.
– Это про ощущение неизвестного, неизведанного места, которое воображать себе намного интереснее, чем, может быть, даже видеть. "Синий лес" – поиск и создание пространства для вдохновения, где вдохновение – это место внутри каждого, но увидеть и проявить его возможно только всем вместе, когда каждый из участников процесса вкладывает в него своё воображение, – объясняет Елена Дроздова.
Несмотря на поздний час зрителей перформанса было достаточно. Кто-то из гуляющих специально останавливался, чтобы поглазеть на шествие и поснимать его участников. Некоторые прохожие успевали прокомментировать акцию театралов: от категоричного "Дурдом какой-то!" до удивлённо-восторженного "Вот же чудаки!". Однако никто шествию не мешал: велосипедисты предупредительно останавливались, а двое полицейских, ненадолго увязавшихся за театральной процессией, через пару сотен метров отстали.