Мэр Новокузнецка Сергей Кузнецов возмутился автовладельцем, который решил зарядить свой электромобиль от устройства, установленного на уличном электрическом столбе. В своем Instagram глава города назвал электромобиль "существом из будущего", пожирающим "наши ресурсы". Мэр предположил, что электромобиль заряжается электричеством, за которое платит городской бюджет.
"Вот и докатился… и до нас прогресс в виде бэушного электромобиля добрался! Вернее не до нас, а до нашего столба. Ладно бы просто до столба. Вот так они и будут пожирать наши ресурсы – существа из будущего! А вот существам из настоящего придётся ответить за воровство электроэнергии, за которую платит городской бюджет! Уверен, труда не составит найти этого Илона Маска!" – написал Кузнецов и выложил фотографии. Однако позднее пост был удален без объяснения причин.
Владелец электромобиля Александр Вельц сообщил изданию "Сибирь.Реалии", что за зарядку автомобиля он платит по счетчику – к столбу проведен кабель из его квартиры на первом этаже.
– Откуда вы узнали, что мэр Новокузнецка выложил фото вашей машины в Instagram?
– Знакомый сказал, что увидел новость на "Яндексе", перешел по ссылке, а там машина, похожая на мою. Я погуглил и убедился, что это действительно так.
– Как вы к этому отнеслись?
– Я подумал, что мэр ошибается и сильно поторопился с выводами. Я не первый год живу и знаю такой тип людей, поэтому на некоторые вещи научился смотреть сквозь пальцы.
– Почему вы вообще выбрали именно электрокар в стране, плохо приспособленной к их эксплуатации?
У нас нет такой сети, чтобы можно было ездить на электрокарах на большие расстояния и вовремя их заряжать
– Я сам электрик, и мне нравится работать с электричеством. Немаловажный фактор – экономия на горючем. Среднесуточный пробег у электрокара порядка 50 километров – редко когда больше, в день я трачу примерно 25 рублей на подзарядку.
– Но если вдруг предстоит поездка на длительные расстояния, на чем поедете?
– На общественном транспорте, на электричке. У нас нет такой сети, чтобы можно было ездить на электрокарах на большие расстояния и вовремя их заряжать.
– Почему российские власти не развивают инфраструктуру, как думаете? Может, потому что не хотят терять доходы от продажи бензина?
– Развивают, но не семимильными шагами. Не думаю, что все основано на нежелании переходить от машин с ДВС к электрокарам. В Кузбассе на той же заправке "Лукойл" уже стоит быстрая зарядка. И в целом, насколько я знаю по стране, "Лукойл" монтирует эти точки. Все это идет постепенно, но не так быстро, как хотелось бы.
– Что за ящик вы установили на столбе?
– По сути, ящик пуст. Он нужен для безопасности от неразумных детей и банально – от воровства. В него я убираю зарядку и розетку от переноски. Вся электрическая линия от квартиры и до машины защищена устройством контроля утечки и автоматическими выключателями. Столб, на котором висит этот ящик, принадлежит "Горсвету", я с ним напрямую не договаривался об установке. Но на ящике был указан мой телефон, если вдруг кому-то понадобится или возникнут сложности и он кому-то помешает, чтобы люди могли позвонить, и я бы его убрал.
– Еще не звонили?
– Ребята, обслуживающие данные линии освещения, звонили несколько раз. Оказывается, у них тоже есть электротранспорт, мы обменивались опытом эксплуатации. Но после резонанса, который случился, ящик я убрал.
Зарядить машину на 100 километров грубо – 50 рублей. А вы на 50 рублей далеко уедете?
– Давно вы пользуетесь электромобилем?
– Я приобрел его в ноябре прошлого года. Для ежедневных передвижений по городу он меня вполне устраивает. В день, чтобы доехать от дома до работы и обратно, потом куда-то по магазинам, получается не больше 50 километров. Всего же зарядки хватает на 130 километров.
– Как соседи реагируют на то, что вы таким способом заряжаете машину?
– Те, кто меня знает, нормально реагируют. ГАИ иногда останавливают, спрашивают, что за машина, на сколько заряда хватает. Для таких случаев у меня заготовлен один ответ: "Зарядить машину на 100 километров грубо – 50 рублей. А вы на 50 рублей далеко уедете?"
– Почему именно Nissan Leaf? Есть же российская Lada Ellada, например.
– После того как я пересел на импортные автомобили, российский автотранспорт в принципе не воспринимаю. Хочется больше комфорта, которого в отечественных автомобилях нет. Перед покупкой я посмотрел отзывы – на сколько хватает пробега, удобство в эксплуатации, и выбрал Nissan.
– Вы начали пользоваться электромобилем зимой – выдерживает батарея наши морозы?
– Да, но с маленькими хитростями. Мы с ребятами из новокузнецкого "Клуба любителей Nissan Leaf" сделали электрический обогрев батареи и утеплили её. То есть установили системы теплоизоляции и инфракрасного подогрева, и когда машина находится на зарядке, автомобиль обогревает батарею. Если батарея разряжена полностью, она заряжается всю ночь, а если в ней есть какой-то остаточный заряд, в среднем 4–5 часов. Как показали морозы этой зимой, ей было очень комфортно после "утепления". Тем более в электромобиле есть система климат-контроля с таймером, установленная заводом, которой при необходимости я пользуюсь, и он хорошо прогревает салон, пока машина подключена к электрической сети, и батарея теплая.
– Как вы думаете, имеют ли электромобили будущее?
– Исходя из тенденции, когда значительно подешевели батареи на автомобилях, скорее всего, это наше непосредственное будущее. Может быть, производители уйдут от литиевых батарей к другим вариантам. Есть уже разработки такого вида элементов, которые быстро заряжаются и выдерживают большое количество циклов заряд-разрядов без потери емкости. Есть магний-графеновые, есть алюминий-графеновые элементы – итальянцы сейчас начали их производить. Они позволяют при установке батареи в смартфон заряжать ее за 15 секунд.
– А как конкретно в Новокузнецке обстоит дело с зарядными станциями?
– Я знаю только две: станция у ТЦ "Планета" и в самом торговом центре на подземном паркинге. В остальных случаях можно подъехать и зарядиться у кого-то в квартире или частном доме, на некоторых СТО. В этом смысле Nissan Lea неприхотлив: если есть розетка, которая выдержит работу современного чайника, то она выдержит и зарядку авто.
– Оправдал этот автомобиль ожидания от него? Или есть какие-то недостатки?
– Оправдывает в плане экономии семейного бюджета, нет бешеных расходов на топливо и обслуживание. Наверное, единственный недостаток, и это скажут все электроавтомобилисты: хотелось бы батарею мощнее. Все остальное очень хорошо сделано и устраивает. За все время эксплуатации я ничего не менял в машине, только подготовил ее к зиме – заменил резину, поменял в редукторе два литра масла, аккумулятор и антифриз с японского на наш, потому что у них рассчитано все на минус 25, а наш зимы гораздо суровее.
Всего в 2018 году, согласно статистике издания Insideevs.com, по всему миру было продано более 2 миллионов единиц новых электромобилей и подзаряжаемых гибридов. Самым популярным электрокаром стала Tesla Model 3 (продано 145 846 машин). Основной рынок сбыта электромобилей – Китай, США и Европа. Россия отстает от них на несколько порядков: по данным "Автостата", в 2018 году в стране было зарегистрировано всего 2500 электромобилей, из них более половины – машины марки Nissan Leaf. На втором месте по популярности Mitsubishi i-MiEV, на третьем – Tesla Model S. Менее популярными оказались российские машины марки Lada Ellada, кроссовер Tesla Model X, Renault Twizy, хетчбэк BMW i3. При этом регионом, где зарегистрировано больше всего электромобилей, является Приморский край, через который идет массовый импорт подержанных Nissan Leaf из Японии и Китая.
Если у кого-то есть электромобиль, он, вероятнее всего, заряжается не на заправке в городе, а в собственном доме. Значит, это человек с доходом минимум выше среднего
Два года назад президент России Владимир Путин во время выступления на Международном форуме по энергоэффективности усомнился в экологичности электромобиля по сравнению с машинами на других видах топлива.
Редакция "Сибирь.Реалий" обратилась к экспертам с просьбой прокомментировать настоящее и будущее электромобилей в России. Есть ли в них потребность и будет ли она удовлетворена?
Виталий Архиреев, независимый автоэксперт:
– Массовому появлению электромобилей мешает сама ситуация – традиционно развитое использование транспорта на дизеле и бензине. Погодные условия в России таковы, что электротранспорт в суровой зиме не может долго работать, он будет быстрее разряжаться. К тому же у нас отсутствует инфраструктура электрозаправок. Если у кого-то есть электромобиль, он, вероятнее всего, заряжается не на заправке в городе, а в собственном доме. Значит, это человек с доходом минимум выше среднего. Но основная масса нашего населения имеет невысокие доходы для покупки именно таких автомобилей.
Если в Китае за счет субсидий и собственного производства электромобиль можно купить за 5000 долларов, то цена электромобиля для потребителя в России оказывается неконкурентоспособной по сравнению с обычным авто
Александр Климнов, эксперт "Автостат Инфо":
– Прямой потребности в электромобиле в современной России, в отличие от других стран, хотя бы и СНГ, той же Украины, объективно нет. У нас электромобили ни по одному критерию, а особенно по цене и удобству использования, из-за зачаточной сети зарядок абсолютно неконкурентоспособны. Все, что делается в этой сфере, преимущественно виртуально. Отечественные автопроизводители (исключительно российские типа ГАЗ, КАМАЗ и Volgabus, а не сборщики иномарок) что-то пытаются делать, но преимущественно в классах грузовиков и автобусов. LADA выпустила в 2016-м посредственный электроседан Vesta с дешёвым аккумулятором и на этом успокоилась. Про позорно завершившийся проект "ё-мобиля" и не вспоминаем. Пока не появится новое революционное поколение твердотельных аккумуляторов с характеристиками, позволяющими электромобилям всерьёз конкурировать с обычными автомобилями, места электромобилям в России не будет.
Эксперт Центра энергетики Московской школы управления Сколково Екатерина Грушевенко:
– В России мало зарядных станций, порядка 400, большая часть из них относится к так называемым медленным зарядкам – около 10 часов до полного заряда. Доступность парковочных мест возле ЭЗС – большая проблема. Даже в Москве установленные ЭЗС попросту не работают, а если работают, то, скорее всего, парковочное место будет занято обычным автомобилем. Для официальных дилеров это невыгодная продукция. Так, стоимость ввозимого в РФ электромобиля увеличивается на 40%, главным образом за счет таможенной пошлины и НДС. Что приводит к отсутствию большого ассортимента на рынке. Большая часть электромобилей, представленных на рынке России, – это люксовый сегмент. Кроме того, отсутствует господдержка. Если в Китае за счет субсидий и собственного производства электромобиль можно купить за 5000 долларов, то цена электромобиля для потребителя в России оказывается неконкурентоспособной по сравнению с обычным авто на ДВС. Плюс климатические ограничения: в условиях сильных морозов производительность электромобиля значительно падает.
Олег Мальсагов, советник ректора Университета ИТМО по развитию, член Исполнительного комитета Университета НТИ 2035, предприниматель:
– Электромобили России, конечно, нужны. Мы же не сумасшедшие, чтобы отрицать технологические вызовы и экологические стандарты, которые есть во всех развитых странах мира. Наше правительство занимается этим более десятилетия, тем более что использование электротранспорта – одна из статей Киотского протокола, ратифицированного Россией в 2004 году. В России относительно недавно появилось законодательство, официально признающее электромобиль транспортным средством. Еще лет 10 назад мы не могли поставить на учет автомобиль Tesla только потому, что наше таможенное законодательство не идентифицировало его как ТС. Сейчас это устранено, но стоит вопрос о стоимости этих изделий. Мы все знаем, что современная Tesla крайне дорогая – ее стоимость в России сопоставима с ценой хорошего современного Bentley. С другой стороны, есть относительно недорогой автомобиль Mitsubishi i-MiEV, который мне удалось немного опробовать. Это такая четырехместная маленькая машинка, очень приятная, с запасом хода 120–150 километров (у меня в день пробег был около 120 км.) Она подходит для ежедневного использования в мегаполисах. Однако, когда люди начинают покупать такие электромобили, они сталкиваются с неразвитостью инфраструктуры зарядки аккумуляторов. Есть прямое распоряжение правительства, и оно даже было выполнено, о том, что на каждой бензиновой заправке должна быть розетка для подзарядки электротранспорта. Если не ошибаюсь, то на это было выделено порядка трех миллиардов бюджетных средств. Однако быстрой зарядкой электротранспорт заряжается в течение 30 минут – часа. А розетка оказалась на заправочных станциях всего одна. Приехали две машины – уже получился затор. Замечу, что стоимость зарядки электромобиля достаточно низкая – порядка 20–30 рублей, как говорят специалисты. Заметьте, тот же Илон Маск, когда создавал первый электромобиль, сразу же большое внимание уделил сети заправочных станций для них и вопросу очень быстрой зарядки своих изделий. И только когда у него появилась сеть заправочных станций для электромобилей, которая, кстати, для владельцев Tesla работает бесплатно, только после этого машины можно было получить в массовое использование.
К нашим реалиям надо еще добавить большие территории, которые играют важную роль при зарядке электромобиля. Если на современном автомобиле с ДВС вы на одном баке можете проехать 1200 и более километров, то на электромобиле есть большой шанс не доехать до следующей заправки и встать посреди трассы. Следующий момент – это инфраструктура существующих российских электросетей, когда в домовладении мощность тока должна быть 10 кВт, а Tesla для фирменной экспресс-зарядки нужно 15 кВт. А попробуйте получить эти 15кВт для дома! Мой друг купил Tesla. У него свой дом, и он потратил колоссальное количество времени и средств на получение разрешений на то, чтобы в его доме появился канал на 15 кВт.
И последнее ограничение в нашей стране – это мороз. Конечно, современные батареи держат заряд, но их емкость падает. Вроде бы Tesla по отзывам в Сургуте, в Новосибирске показывает себя хорошо. Про другие автомобили я не слышал – обычно их встречаю в южных районах России.
– Что нужно сделать, чтобы догнать страны Европы, США? Насколько велика вероятность того, что этому препятствует "нефтяное" лобби?
– Конечно, есть определенное нефтяное лобби. Однако сегодня в нашей стране электромобиль не нанесет большой урон нефтяным компаниям. Раньше говорили, что перевод машин на газовое топливо может нарушить нефтяной баланс, но этого не произошло, хотя очень много машин эксплуатируются на газе. Здесь важен другой момент. Есть две концепции, которые борются между собой. Первая о том, что электромобили менее экологичны, чем те, которые имеют ДВС. И это не лишено правды. Следует задуматься: как мы будем утилизировать батареи электромобиля? Батареи – это очень грязный продукт, и их утилизация намного дороже и экологически вреднее, чем вред, наносимый экологии автомобилями с ДВС. Уничтожение бытовых батареек, которые окружают нас, уже превратилось в бич планеты. Наши полигоны утилизировать их не могут. А это очень важный и болезненный вопрос. Потому что при растаможивании с владельца транспортного средства берут утилизационный взнос, т. е. будущее действие по уничтожению автомобиля, включая батареи электромобиля, оплачивается сразу же, но механизм возмещения средств заводу-переработчику за эти действия у нас в стране пока хромает – государство не берет на себя ответственность за реальную утилизацию.
Вторая концепция говорит, что будущее за гибридными автомобилями, возможно, даже водородными. Есть серийно выпускаемые водородные автомобили, но там главный вопрос – безопасность. Потому что при малейшей утечке водорода и смешении его с кислородом может произойти взрыв. Но если этот взрыв управляемый, и он происходит в двигателе, то при грамотном использовании это очень экологически чистый продукт, топливо берется буквально из воздуха.
Эти две концепции борются между собой, и они более влиятельны, чем нефтяное лобби.