Ссылки для упрощенного доступа

О доме Янки Дягилевой и не только


Андрей Шаповалов
Андрей Шаповалов

Деревянный дом на Яндринцевской, 61, в Новосибирске уже давно стал местом паломничества неформалов. Здесь, в центре города прожила свою недолгую жизнь Янка Дягилева (4 сентября 1966 года, Новосибирск – предположительно, 9 мая 1991 года, Новосибирская область) – легенда сибирского рока. Дом Янки, в отличие от ее стихов, не выдержал испытания временем – он обветшал и теперь или уступит место элитным новостройкам, или дождется реставрации и превращения в музей Янки. Последнего добиваются активисты Новосибирска при поддержке многих ценителей русского рока. Но не все эксперты и краеведы разделяют это желание объявить дом Янки Дягилевой памятником. В продолжение дискуссии издание "Сибирь.Реалии" публикует мнение директора Новосибирского государственного краеведческого музея Андрея Шаповалова.

Дом Янки Дягилевой, Новосибирск
Дом Янки Дягилевой, Новосибирск


Давным-давно, кажется, еще в прошлой жизни, в ночь накануне первого в Новосибирске книжного фестиваля монтировали мы с Дмитрием Приговым его выставку в КОБРЕ. Хорошо так работали, неспешно, вдвоем в здании, говорили о чем-то интересном, смеялись... Ближе к полуночи входит в зал питерский писатель Илья Стогов: "Я, – говорит, – прилетел вечером, вещи в гостиницу бросил и поехал посмотреть на дом Янки Дягилевой, и он такой… новосибирский… я примерно что-то такое и думал…" Хороший человек, любопытный. Мы и ему коньяку налили… Пригов про Янку не знал, Илья начал ему что-то рассказывать, а я подумал, что тоже ее большой поклонник, а дом никогда не видел, и нужно бы тоже посмотреть... Фестиваль закончился, и через несколько дней я это сделал. Приехал, дом кругом обошел, и, знаете, НЕ ТОРКНУЛО. Не было в нем ничего новосибирского, и Дягилевского тоже ничего. Обычный дом, такой мог стоять и в Перми, и в Иркутске, и в Ростове. Вообще в нем ничего не было… пройдешь мимо, внимания не обратишь, а эта тоска и бессильная девичья ярость в янкиных песнях совсем не из него, а из России вообще... Мне, во всяком случае, так показалось.

А кто-нибудь из энтузиастов знает, как эксплуатировать памятники, как в памятнике вести хозяйственную деятельность, если у тебя одни ограничения? Поверьте, это все очень и очень непросто

Я вот сейчас постоянно читаю о том, что дом Янки Дягилевой нужно объявить памятником. Памятником чего? Архитектуры? Истории? Но в нем нет ничего такого архитектурно-исторического… Память о человеке – есть, но она уж точно не в этом доме. Да, конечно, можно теперь поднимать хайп и закидывать меня гнилыми помидорами, но не говорить об этом тоже нельзя. Дело даже не в этом доме, а в общем подходе. Вот краеведы-энтузиасты разные постоянно пишут, что что-то нужно спасать и объявить памятником (дома, мозаики, кому-то памятные места), но все они до конца, кажется, не понимают, что это такое. Я ведь тоже люблю памятники и вообще всякое старье, но… Поставить на охрану, это значит обязать государство их сохранять, реставрировать, приспосабливать под что-то, найти им применение и содержать. Это очень сложно и дорого, но дело даже не в этом. Можно бесконечно вешать на государство новые обязательства, но их количество просто не позволяет качественно их выполнять. Мы же видим, даже существующие памятники у нас содержатся не в самом лучшем виде, да в стране тупо не хватает реставраторов, часто лицензионная реставрация превращается в плохой ремонт... А кто-нибудь из энтузиастов знает, как эксплуатировать памятники, как в памятнике вести хозяйственную деятельность, если у тебя одни ограничения? Поверьте, это все очень и очень непросто. Все это я к тому, что, если кому-то хочется что-то сохранить, нужно очень хорошо думать, что из этого в конце концов выйдет, и получит ли общество реальную пользу, и в чем она будет выражаться, или у власти появится еще одно невыполнимое обязательство и ничего, кроме вреда, для общества не произойдет.

И еще… Я не знаком с владельцами дома Янки и другими заинтересованными хозяйствующими субъектами, и они мне, к сожалению, не платили. Просто мне кажется, что к проблеме памятников нужно подходить, рассматривая каждый случай с точки рационального использования и общего блага, буквально решая вопрос: что общество получит и чем оно за это заплатит?

Андрей Шаповалов директор Новосибирского государственного краеведческого музея

Высказанные в рубрике "Мнения" точки зрения могут не совпадать с позицией редакции

XS
SM
MD
LG