Итак, выборы новосибирского мэра, которые можно назвать самыми демократичными в стране, закончились. Победа Анатолия Локтя, на первый взгляд, выглядит сокрушительной. Ещё бы – 50 с лишним процентов против 18 с половиной ближайшего конкурента и собственных 43 пятилетней давности. Но всё не так просто. Давайте разбираться.
Прежде всего стоит отметить, что "меню" на нынешних выборах было более чем разнообразно: 15 кандидатов (регистрацию одного кандидата аннулировали в связи с "дисквалификацией" на федеральном уровне выдвинувшей его партии, а ещё один снялся сам незадолго до даты выборов) представляли практически весь спектр как всероссийской, так и местной политической палитры. Это выглядело удивительно – особенно на фоне жёстких московско-питерских "зачисток", судов и прочих проявлений "суверенной демократии". В Новосибирске, вы не поверите, к участию в выборах допустили даже одного из сподвижников Алексея Навального, местного активиста Сергея Бойко. Причём дали ему возможность зарегистрироваться самовыдвиженцем и, в общем-то, не мешали вести агитационную кампанию: "кубы" кандидата стояли по всему городу, а его активность на бумажных носителях и в интернете была едва ли не самой заметной.
Да, это победа, но очень вероятно, что именно низкая явка и неучастие в выборах даст новосибирцам, когда это потребуется, повод и возможность сказать: "Мы тебя не выбирали! Ты нас не представляешь!"
При этом допуск к выборам всех (отказывали уж самым неаккуратным претендентам на пост мэра – таковых набралось всего трое), очевидно, был выгоден, прежде всего, действующему мэру, Анатолию Локтю. Напомним, что с лета прошлого года, когда нынешний мэр-победитель отказался (злые языки поговаривают, что не без нажима со стороны Администрации президента) от участия в борьбе за пост губернатора области, во власти сложился своеобразный "сговор". В ответ на оказанную в прошлом году услугу губернатору-варягу (он в Новосибирске вологодский, и хорошо хоть не из президентской охраны) всю кампанию свою Анатолий Локоть вёл если не при поддержке власти, то при очевидно выданном ему "карт-бланше".
После череды довольно крупных управленческих неудач (в городе снова обсуждают грядущее повышение тарифов, буксует "мусорная реформа", горожане жалуются и на множество других коммунальных проблем) позиции Анатолия Евгеньевича вряд ли укрепились. А потому выдвижение множества кандидатов давало городским властям возможность не только "поиграть в демократию", но и совершить довольно нехитрую операцию по "распылению" голосов. Суть её заключается в том, что при большом количестве претендентов на кресло даже при самых небольших рейтингах шанс на успех имеет тот кандидат, чей электорат покажет большую сплочённость (на языке политтехнологов он называется "ядерным"). И уже не важно, как проголосуют твои противники (наоборот, нужно дать им возможность проголосовать "на любой вкус", растащить протест), главное, чтобы твои условные 15% были непоколебимы. Разумеется, это возможно только при выборах в один тур.
Действующий мэр поначалу попытался "консолидировать" самых ярых сторонников "коммунистической идеи" (установив памятник Сталину и устроив "отмороженный" сталинский фестиваль в главном городском сквере). Но потом довольно резко смягчил риторику. Видимо, сообразил, что "сушить явку" для победы гораздо выгоднее, чем играть в принципиального "сталиниста" и выводить на выборы самых "оголтелых".
Кроме того, в списке было такое количество вольных или невольных "спойлеров" действующего мэра, что голова от них в какой-то момент пошла кругом. Помимо обязательного кандидата от ЛДПР о своих амбициях заявил внезапно подавший в отставку вице-мэр Данияр Сафиуллин, телеведущая телеканала РБК Юлия Сапина, человек по фамилии Хаюров и с экзотическим для сибирских широт именем Мухаммед-Али Бесланович, а также производитель русского хамона Алексей Крестьянов – на своих плакатах последний воинственно держал телячью ногу, как балалайку. Весь этот предвыборный "разгуляй" даже для посвящённых откровенно напоминал парад городских фриков. Больше всего врагов в соцсетях нажил актёр и видный защитник городского конструктивистского наследия Олег Викторович, самозвано объявивший себя в рекламной кампании "единым кандидатом от оппозиции". Этим, а также довольно беззубой (а в адрес мэра даже, скорее, комплиментарной) кампанией он вызвал настоящую ярость среди сторонников тех, кого действительно можно было счесть оппозицией Локтю.
Самым ярким и претендующим на консолидацию протестных голосов участником выборов стал, конечно же, кандидат "от Навального" Сергей Бойко. Он триумфально собрал подписи, признанные избиркомом действительными, провёл яркую и запоминающуюся кампанию, и получил… без малого 20% голосов, которых оказалось совершенно недостаточно для победы. Никакой консолидации оппозиции в городе не случилось. Как не случается ее и в России в целом.
Проблема этих выборов была в явке. Оппозиция так и не смогла вывести на участки своих сторонников (или хотя бы противников действующего мэра): недостаток финансов, переоценка протестных настроений электората, отсутствие консолидации, активная федеральная пропаганда – и как результат низкая явка. Тем более что и погода в этот день "шептала"…
Как и год назад, на выборах губернатора новосибирцы "проголосовали ногами". Причём действующий губернатор Травников с точки зрения количества отданных голосов даже более легитимен, чем мэр Локоть. Если за первого проголосовали 164,9 тысячи горожан (или почти 14% от всех избирателей), то за действующего мэра (при более низкой явке!) подали голоса лишь 123,3 тысячи (или чуть более 10%). Да, это победа. Хотя именно низкая явка и неучастие в выборах, возможно, позволит горожанам при случае сказать: "Мы тебя не выбирали! Ты нас не представляешь!" Только вот услышит ли эти слова власть, когда выборы окажутся уже далеко позади...
Андрей Поздняков – маркетолог, краевед, Новосибирск
Высказанные в рубрике "Мнения" точки зрения могут не совпадать с позицией редакции