Профессор Сергей Лещинский из Томска создал петицию с просьбой поддержать открытое письмо к президенту России, правительствам страны и республики Якутия с требованием немедленно запретить варварский способ промышленной добычи палеонтологических остатков. Обращение уже поддержали десятки российских и зарубежных ученых.
По словам Лещинского, нынешняя "охота за бивнями" не имеет ничего общего с лицензионным сбором коллекционного материала и традиционными промыслами коренного населения Арктики. "В долине реки Яна, протекающей по огромной территории республики Якутия, за Северным полярным кругом образовано уникальное место – урочище Юннюген, содержащее десятки и сотни тысяч палеонтологических остатков эпохи последнего глобального оледенения: прекрасно сохранились зубы и кости (нередко несущие на себе сухожилия, мышцы, кожу и шерсть), рога, фрагменты скелетов, а иногда целые мумии древних животных, включая птиц и мелких грызунов. Всем известны шерстистые мамонты и носороги, ископаемые бизоны, лошади, олени, антилопы и их неизменные преследователи – пещерные львы, медведи, гиены, волки, росомахи и другие хищники. Остатки не только животных, но и продукты их жизнедеятельности, в замороженном виде представляют бесценные страницы палеонтологической летописи земли и древнейший генетический банк данных", - объясняет профессор. По его словам, сейчас урочищу грозит полное уничтожение, так "охотники за бивнями" для добычи используют, к примеру, струи брандспойтов.
По мнению автора петиции, Юннюгену власти должны срочно придать статус комплексного геологического и палеонтологического памятника природы федерального значения. "Комплексное изучение огромного архива данных позволит детально реконструировать древние экосистемы Якутии и Северной Евразии и приблизить решение фундаментальной проблемы вымирания мамонтовой фауны. Мы сможем лучше прогнозировать, как будет развиваться природа в ближайшие десятки и сотни лет, что произойдет, если продолжится глобальное потепление климата, и ответим на актуальный вопрос – насколько опасны древние, но все еще жизнеспособные бактерии и вирусы, освобожденные из плена "вечной" мерзлоты", - считает Лещинский.
- Ежегодно, только по официальным данным, Россия экспортирует более 120 тонн бивней мамонта на фоне мировых запретов на торговлю слоновой костью. В 2010 году, когда в мире был введен 20-летний мораторий, в России началась "бивневая лихорадка".
- Бивень хорошей сохранности может стоить более 30 000 рублей за килограмм, вес достигать ста килограммов.
О последствиях "бивневой лихорадки" – фильм Дениса Бевза из цикла "Хранители Сибири".