Этой осенью в соцсетях распространилось видео с плачущим медвежонком из передвижного мини-цирка, который гастролировал по Иркутской области. После проверок, подтвердивших незаконность работы цирка, владельцы животных скрылись, не понеся никакого наказания. А в Тюмени на улице в 30-градусный мороз прямо сейчас живет прикованный железной цепью к бараку калмыцкий двугорбый верблюд Кеша среднеазиатской породы. Раньше он кочевал с бродячими артистами, а сейчас развлекает детей у местного городского цирка.
Общественники и зоозащитники констатируют: закон о защите животных в России есть, но его соблюдение фактически ничем не обеспечено. Дополнительные поправки, ужесточающие правила работы передвижных цирков и зоопарков, проблему только усугубят. Когда поправки вступят в силу, а произойдет это уже 1 января 2020 года, многие из подобных заведений закроются, и совершенно неясно, как сложится дальнейшая судьба животных, которые в них содержались.
"Бросили голодного малыша одного"
Жители Усть-Кута и Бодайбо – городов на севере Иркутской области – с разницей в несколько дней выложили в сеть шокирующие видео с плачущим медвежонком на привязи. В одном случае животное привязали к ограде медицинского учреждения и оставили одного, во втором – этого же гималайского медвежонка, дергая за цепь, заставляют сидеть на задних лапах и выполнять трюки, чтобы сфотографировать рядом с ним детей.
– Это реальные пытки – на обоих видео очевидно, что зверь страдает, буквально рыдает. Медвежонка заставляют выполнять трюки, чтобы получить деньги за их фото с детьми – полный беспредел. А ведь это очень рискованно и для стоящих рядом детей – медведь самое опасное из диких животных, абсолютно непредсказуемое и дрессировке слабо поддающееся. Добавьте к этому стресс, которому подвергают зверя! –возмущается зоозащитница из Иркутска Елена Прадчук.
Жители Бодайбо обратились в прокуратуру, но "бродячий цирк" успел уехать в неизвестном направлении до окончания проверки.
– Позже выяснилось, что администрация города Бодайбо ранее отказала цирку в разрешении на работу. Тогда цирк просто разместился на территории поликлиники(!), которая находится в подчинении не города, а области. Интересно, как себя чувствует главврач, нарушивший сразу целый букет уголовных и административных статей, дав санкцию на это безобразие, и сколько он получил за то, что разрешил его? И как отнесутся в Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения к тому, что поликлинику превратили в цирк и концлагерь для животных? Налицо факты жесткого обращения с животными, нарушения всех мыслимых санитарных норм (напомню, это территория медучреждения), создание угрозы жизни и животных, и граждан. Прокуратура, МВД, Роспотребнадзор, Росздравнадзор – в течение нескольких часов депутатские запросы будут во всех этих ведомствах. Будем добиваться возбуждения уголовных дел в отношении чиновников, санкционировавших это безобразие, – заявил председатель комитета Государственной Думы России по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов вскоре после появления видео с медвежонком в соцсетях.
Тем не менее, заместитель председателя комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве Законодательного собрания Иркутской области Виталий Перетолчин позже констатировал, что многочисленные жалобы и обращения "не привели к какому-либо наказанию чиновников, руководства медучреждения или владельцев "шапито".
Закон есть или будет?
Сам Бурматов уверен, что работа подобных "цирков" возможна только из-за того, что Министерство культуры РФ не утвердило подзаконные акты к закону "Об ответственном обращении с животными".
– Министерство культуры должно было подготовить их до конца июня, прописав там условия, которые бы сделали работу таких кочующих шапито просто невозможной. Однако подзаконных актов до сих пор нет. Цирки продолжают ездить, – говорит депутат.
Впрочем, зоозащитники считают, что ужесточение закона мало что изменит, поскольку владельцы передвижных цирков и зоопарков нарушают и уже действующее законодательство.
– Закон о защите животных уже принят в декабре 2008 года – значит, там в любом варианте нарушены допустимые условия содержания животных. Да, часть поправок вступит в силу только 1 января 2020 года, однако в нынешней редакции уже прописан запрет на передвижные цирки зимой. Сами подумайте, минус 30 градусов и некапитальное помещение – допустимо это для проживания теплолюбивого льва? А в Иркутске прямо сейчас стоит такой цирк у ТЦ "Комсомолл" с львами и тиграми – значит, нарушают закон и его владельцы, и арендодатели. Между тем никто их не спешит наказать – по всему городу афиши, – замечает Прадчук. – Я считаю, что если не действует закон, должно действовать общественное мнение: взрослые должны воспитывать у детей понимание, что нельзя развлекаться, глядя на страдания живого существа. Надо перестать покупать билеты на такие шоу.
Только по Сибири каждый год курсируют десятки шоу с львами и тиграми, крокодилами и обезьянами, дельфинами и другими экзотическими для наших широт животными
С начала 2020 года в силу вступают новые положения федерального закона №498 от 27 декабря 2008 года "Об обращении с животными". Так, новая статья 15 запретит использовать животных, если основной целью мероприятия является непосредственный контакт с животным, то есть автоматически закроет все контактные зоопарки. Также с января "животных, которых используют в зрелищных мероприятиях", разрешат содержать только в специальных зданиях, сооружениях и на обособленных территориях. Пункт 5 упомянутой статьи 15 разрешит "использовать животных для контакта с людьми" только в двух случаях – если у животного есть специальная зона, укрытие, в которое отсутствует доступ для людей, и если животное в любой момент сможет там укрыться, отказавшись от контакта с людьми. Кроме того, "контакт животных с людьми" не должен быть основной целью заведения, а зоопарк должен сменить название и вывеску с контактного на обычный, а также получить в течение двух лет лицензию (лицензировать свою деятельность закон обяжет не только зоопарки, но и зоосады, зоотеатры, дельфинарии, океанариумы и цирки).
Владельцы подобных заведений уверены, что эти поправки обрекают их на закрытие, так как посетители не поедут специально за город в зоопарк, а только за границами города можно арендовать площади, достаточные для выполнения всех условий.
"Расстрел – на чучело или шкуру"
Но больше, чем нарушения в действующих зоопарках и цирках, зоозащитников беспокоят последствия применения будущего закона и массовое закрытие увеселительных заведений с животными.
– Ладно, закроет их закон или конъюнктура рынка, но куда они поведут животных? Просто так незарабатывающих мартышек содержать вряд ли будут. А ведь только по Сибири каждый год курсируют десятки шоу со львами и тиграми, крокодилами и обезьянами, дельфинами и другими экзотическими для наших широт животными. Многие отдают в местные приюты состарившихся артистов, но приюты уже переполнены. Хотя их количество растет – к примеру, недавно в Иркутске появился отдельный приют для хорьков. Представляете, сколько животных хозяева бросили, что для них отдельный приют открыли?! – говорит Елена Прадчук.
Сами цирковые частично соглашаются с тем, что результатом нового закона станут новые беды животных, но виноватым в этом считают государство.
– В преддверии нового закона Росгосцирк уже разорвал контракты со всеми "мелкими" цирковыми группами – выкидывают пачками. Остались одни монополисты, к которым, к слову, даже прокуратуру с проверкой не пускают. Мы в итоге остались без зарплаты и последние два месяца жили на пожертвования – объявили в соцсетях сбор, народ очень активно помогал. Чтобы избежать обвинений, денег никаких не брали – только овощи и фрукты для животных. Вот студенты местные собрали деньгами, попросила их опилок купить. А накануне удалось подписать с иностранцами контракт – на несколько месяцев мы гастролируем с номером по Средней Азии, сейчас в Казахстане, – рассказывает Марина Герасимова, известная в Новосибирске дрессировщица медведей.
Мне, как дрессировщику на окладе, хотя бы пенсию в 8 тысяч рублей оформили, а зверей выбросили из госцирка даже без пенсии
Среди выступающих артистов Сергея и Марины Герасимовых 5 медведей, 10 шотландских овчарок и пять кошек.
– Еще с нами ездят енот и лиса, но они уже старички – 15 и 10 лет, на заслуженной пенсии. Медведи тоже немолоды: двух из них нам подкинули 29 лет назад из Большеречья, еще двух – из заповедника на Телецком озере. И в том, и в другом случае зверей ждал расстрел, так что не взять их мы не могли. Мне, как дрессировщику на окладе, хотя бы пенсию в 8 тысяч рублей оформили, а зверей выбросили из госцирка даже без пенсии. А ведь такие же артисты, всю жизнь отпахали – можно же было хотя бы кормами выдавать? Стареющие животные и едят меньше, – рассуждает Герасимова.
Новый закон этот вопрос трактует однозначно: если владельцы зоопарка или цирка не могут соблюсти все условия, "животным необходимо обеспечить содержание до их смерти или передать другим лицам, в приют для животных". К слову, в России за последние пять лет было открыто несколько парков-приютов для животных, в том числе самый крупный – парк-сафари "Тайган" в Крыму.
– В подобные парки ни один настоящий дрессировщик своего питомца не отдаст, – говорит Марина. – Конкретно про тот, что мы упомянули ранее, среди артистов ходит очень плохая информация. Осторожно скажу так – те, кто отдавал туда своих зверей, больше их не видел. Мы с депутатом Госдумы жаловались в прокуратуру на один из питомников – даже их туда не пустили, заявили: "Это частная собственность, закрытая территория". Мы своих – ни за что чужим людям не передадим: вы представляете, какой стресс для животного, даже если их действительно оставят в живых? Почему так драматично? Это суровая реальность! Сейчас – чучело животного или его шкура стоят в разы дороже, чем живое животное, – резюмирует Герасимова.
Обе стороны конфликта – и владельцы зоопарков и цирковых трупп, и защитники животных, как ни странно, единодушны в том, что пользы новый закон не принесет, поскольку его авторы не озадачились ни тем, где будут содержаться бывшие артисты и питомцы зоопарков, ни на какие средства.
– Мы ведь тоже останемся без заработка – значит, голодать и бездомничать будем вместе, – опасается Герасимова. – Да, фактически это означает, что благодаря этому закону многие животные будут обречены.