15 января президент России Владимир Путин обратился с ежегодным посланием к Федеральному собранию. Пожалуй, ни одно президентское послание не имело такого резонанса, как это, ставшее 26-м по счету в истории России и 16-м для Путина.
Каждый в обращении президента услышал свое. Одни сейчас обсуждают "социальный блок" послания – обещанные меры по поддержке семей с детьми, малообеспеченных, пенсионеров, бюджетников. Для других важнее оказались предлагаемые поправки в Конституцию, в числе которых, например, перераспределение властных полномочий и приоритет внутреннего права над международным. А для многих главной новостью оказалось не само послание, а последовавшая за ним отставка правительства Дмитрия Медведева и выдвижение на пост премьер-министра Михаила Мишустина, возглавлявшего Федеральную налоговую службу.
"Какие моменты послания вы бы отметили как ключевые и какими вам видятся его отдаленные последствия?" – такой вопрос сайт Сибирь. Реалии адресовал экспертам.
Александр Чернявский, политический аналитик, журналист:
– Если посмотреть на соотношение тем в послании, то внутренней политике было отдано, наверное, 80%. Я такого за последние годы не припомню. И это отклик на то, что сейчас население внутренние проблемы волнуют гораздо больше, чем внешняя политика. Наверняка внимание людей в первую очередь привлек "социальный блок" послания. Он стал таким большим пряником, который президент приготовил для народа. По оценкам экономистов, стоимость этого "пряника" составляет не менее полутриллиона рублей. Однако если все предложенные меры будут воплощены, они действительно серьезно повлияют на социальную сферу, прежде всего на здравоохранение и образование.
Путин и после 2024 года будет занимать доминирующее место
Но все же главным в послании стали предложенные поправки в Конституцию. Они – серьезный сигнал о начале политической реформы. На мой взгляд, начинается создание новой конструкции федеральной власти, в которой Путин и после 2024 года будет занимать доминирующее место как национальный лидер. Пока нельзя однозначно говорить о сценарии, по которому будут развиваться события. Например, вопрос – в чем будут состоять новые функции Госсовета, который сегодня является консультативным органом. Как мне кажется, возможен вариант, при котором Госсовет станет своеобразным аналогом Политбюро, центральным органом в конструкции власти после 2024 года.
Что касается Мишустина как возможного премьер-министра, для меня лично это в целом обнадеживающая фигура: работа ФНС на хорошем счету, к самому Мишустину претензий нет. Важно, что он знает абсолютно все о движении бюджетных (и не только) финансовых потоков, в том числе средств, которые идут на реализацию нацпроектов.
Алексей Кулеш, заместитель председателя заксобрания Красноярского края:
– Я думаю, в таких выступлениях любой момент – ключевой, вплоть до покашливания и взгляда искоса. А если серьезно, то раздача денег социально незащищенным слоям населения представляется мне этакой ширмой, маскирующей более важные моменты, прозвучавшие в послании. Это такой тулупчик с барского плеча: вместо развития экономики – дать денег.
Поправки в Конституцию официально будут готовить "декоративные" люди
Конечно, людям надо помогать, это важно и нужно, и это понравится всем. Потому люди и не будут особо разбираться, а что там происходит с Конституцией. А то, что с ней происходит, может как создать предпосылки для развития страны, так и навсегда заморозить ее в постсоветском состоянии. Если изменения зафиксируют единоличную власть конкретного человека, это будет катастрофически плохо. Но дело в том, что сейчас и предсказать-то пока ничего нельзя. По крайней мере, состав совета, который будет формировать поправки к Конституции, меня не вдохновляет. Там много людей, которые не имеют отношения ни к юриспруденции, ни к экономике, это люди декоративные, нужные для того, чтобы все видели: у нас там и казаки, и артисты, и люди других замечательных профессий, далеких от создания конституционных норм. В общем, пока у меня все это оптимизма не вызывает.
Василий Дамов, политолог:
– Ключевых моментов в послании два. Первый – введение в школах бесплатных обедов для детей. Наконец-то на уровне первого лица страны признано: у некоторых групп населения бедность стала такой, что люди не могут потратить несколько сотен рублей в месяц на то, чтобы их дети пообедали. В принципе, тем, кто выезжает за пределы Москвы, Питера и городов-миллионников, это и так понятно, но теперь это вынужден был признать президент. Нет, не открыто, так нынче не принято, но ничем другим это решение не может быть вызвано: у нас в провинции дети иногда просто голодают. Увы, они и дальше будут голодать, но с 2023-го, что ли, года (а там мало ли что случится), если регионы и муниципалитеты найдут на это средства, они, может быть, хотя бы будут хорошо питаться в обед. Увы, нищая страна себе большего позволить не может.
Это самый решительный за время правления Путина шаг в сторону КНДР
Второй момент – внесение в Конституцию примата внутреннего права над международным. Пожалуй, самый решительный за всё время правления Путина шаг в сторону КНДР. Это даже с суверенным интернетом не сравнить. Завтра они примут, например, закон, что гомосексуализм снова становится уголовно наказуемой статьёй в УК, и никто уже ничего не сможет сделать, никакое международное сообщество. Европейский суд и прочие органы – побоку, как хотим, так и сделаем.
Кирилл Дюндик, политтехнолог:
– Я совершенно неожиданно понял, что начался так называемый трансфер, запустилась процедура сохранения Путина – я думал, что это все же произойдет позже. Значит, на это есть причины – они почему-то не могли больше ждать.
Это вектор, обратный цивилизации
Вообще, главный вектор послания – мы будем делать то же самое, что прежде: раздавать деньги населению, чтобы произвести на людей хорошее впечатление, и одновременно уничтожать федерализм. Да, это послание – антифедеральное по сути, потому что оно всё стягивает в центр и еще больше подчиняет ему регионы. Усиление режима, укрепление вертикали и изоляция России – это вектор, обратный цивилизации. Чтобы эти планы были реализованы, нужно закрыть границы и "спрятаться" от всего мира. Собственно, потому же заявлен приоритет внутреннего права над международным.
Но власть у нас настолько оторвалась от реальности, что если они начнут воплощать эти планы, то сами себя и уничтожат. На примере той же реализации нацпроектов мы не раз убеждались, что ничего у них не выходит. Но если нацпроекты можно просто залить деньгами, а средства потом списать, то здесь предполагаются серьезные изменения в институтах власти, и они, скорее всего, просто не смогут контролировать эти процессы.
В интервью каналу "Настоящее время" мнением об обещаниях президента в социальной сфере поделилась и Наталья Зубаревич, профессор кафедры экономической и социальной географии МГУ. Важнейший вопрос сейчас, считает эксперт, "за чей счет банкет", то есть за чей счет будут выполняться социальные обещания Путина, учитывая, что в региональных бюджетах денег на выполнение этих обещаний явно недостаточно:
В интернете тоже обсуждают послание президента. Отзывы разные. Некоторые эксперты сравнивают выбранный Путиным вариант государственного развития с иранской моделью.
Ряд экспертов пишет о близости выбранного властью пути государственного развития к казахстанскому или китайскому варианту:
Политолог Наталья Шавшукова считает, что "Путин дал понять – бедным быть выгодно. Выгодно быть бедным и многодетным, выгодно быть жалким и зависимым, выгодно быть просителем, выгодно прибедняться. А состоятельным и самостоятельным быть невыгодно. Со вторых будут драть налоги в пользу первых. Проиграют все".
Отмечается экспертами и то, что все перемены были совершены в режиме спецоперации. А объявленный референдум станет лишь ширмой для формального узаконивания того, что уже произошло.
Впрочем, в сетях сейчас можно найти и немало восторженных откликов по поводу послания:
Обычные пользователи сетей также довольно активно обсуждают послание президента:
Verona Arzamastseva: "Все, о чем он говорит, – это ежедневная работа правительства. Почему им надо постоянно (из года в год…) напоминать о своих прямых обязанностях!? Тормозят извне? Значит давно пора менять конституцию!!!"
Оксана Походун: "Это страшно. Жаль, что многие не понимают масштаб"
Olga Dekhtevich: "А если серьёзно, то отставка правительства Медведева – козырь для поднятия рейтинга, который Путин берёг на "чёрный день". Видимо, чёрный день настаёт. Держитесь россияне - скольжение в <…> входит в последний вираж".
Александр Суровцев: "Конкретно решать надо !! Везде коррупция! Панибратство!!!!"
Галина Белова:· "Браво, Владимир!💐 Вновь тебя стала Уважать!💛⭐ МУЖЧИНА! Забота о семьях и Детях это самое первое! Как воспитаем , как говорится , что посеем, то и пожнем через 10, 20 лет. Благодарю! Бог тебе и нам всем в помощь!"
Полина Камергерская: "Сколько слов красивых вместо того, чтобы развивать экономику и платить достойную зарплату людям"
Viktor Sable: "Перемены – это не тогда, когда меняются люди креслами и пересаживаются из одного в другое, а это когда регулярно происходит сменяемость людей во власти в результате свободных и честных выборов, без поддельных протоколов, без каруселей с толпами гастарбайтеров, без урн на дому, без идиотских допсписков, в которых вписывают "мертвые души", которая является многоходовкой всяких "чичиковых".
Виктория Мартынова: "Из конституции сделали подстилку для сиюминутных потребностей. Основной закон должен быть незыблем, а президент должен эту незыблемость гарантировать".
С утра порадовал своих подписчиков сайт вакансий SuperJob, заявивший о новой вакансии – председателя правительства Российской Федерации. В объявлении об этой вакансии сайт обещает "полную занятость", "белую зарплату", "персональный кабинет с видом на Москву-реку" и "проезд к месту проживания к месту работы без пробок".
Правда, судя по всему, объявление уже не актуально: днем 16 января стало известно, что кандидатуру Михаила Мишустина на пост премьер-министра России поддержали депутаты Госдумы.