Ссылки для упрощенного доступа

Мэр против "Любви и демократии". Хабаровские власти пытаются лишить работы видеоблогера


Любовь Краснослободцева
Любовь Краснослободцева

Специалист по продвижению хабаровского хоккейного клуба "СКА-Нефтяник" Любовь Краснослободцева рассказала, что мэр Хабаровска Сергей Кравчук потребовал уволить её из-за критики городских властей в авторском блоге, который она ведёт на YouTube. Канал называется "Любовь и демократия". Если ее не уволят, клуб рискует лишиться крупной суммы бюджетных денег.​

О том, что её велено уволить в трёхдневный срок, Краснослободцевой в конце прошлой недели рассказал директор клуба Андрей Черенцов. На кону – 60 млн рублей, которые мэрия должна в качестве спонсорского взноса перечислить спортивной организации. Краснослободцева недоумевает: как мэрия может отказать в помощи клубу, если выделение денег официально ободрено городской думой?

Любовь Краснослободцева
Любовь Краснослободцева

– Это же будет бюджетное нарушение, – поясняет она. – Если деньги не будут выплачены, то клуб может судиться с мэрией. Кстати, эта сумма должна была поступить в клуб еще до моего прихода, а я пришла в "СКА-Нефтяник" в декабре.

– Связываете ли вы давление на руководство клуба с каким-то конкретным сюжетом в вашем блоге?

– Мне давно известна позиция мэрии по поводу моего блога. Пресс-секретарь мэра Руслан Соколов распространяет информацию, что они с помощью силовиков установили за мной слежку, что мои телефоны прослушивают. Это продолжается на протяжении нескольких месяцев. Он рассказывает это моим знакомым, коллегам, с которыми я редко встречаюсь. Делается это для того, чтобы их оградить от меня – "не общайтесь с ней, вы же не хотите быть с властью в таких же отношениях, как она, она токсичный человек". Думаю, что когда слежку устанавливают, то об этом не сообщают. Соколов и со мной связывался, говорил, что у него есть какой-то компромат на меня. Он неоднократно приглашал меня в свой кабинет, обещал показать какие-то документы: "Приходи, мы должны с тобой поговорить". Я, конечно, не соглашалась, я всегда говорила только при свидетелях. Потому что я очень боюсь провокации.

– Давно вы ведёте свой ютьюб-канал?

– С августа 2019 года. До этого я делала блог на ютьюб-канале телеканала "Губерния", но я оттуда уволилась – мне хотелось делать независимый канал.

– Клуб и мэрия – они как-то связаны, помимо спонсорских денег?

– Мэр Сергей Кравчук входит в наблюдательный совет клуба, поскольку мэрия является соучредителем клуба наравне с правительством Хабаровского края и компанией ННК. И я никогда не смешиваю дела клуба и блогерство. Вот прошло в клубе заседание наблюдательного совета с участием мэра Кравчука – я даю задание пресс-секретарю написать об этом релиз. Я в клубе никакими посторонними темами не занимаюсь.

Сергей Кравчук
Сергей Кравчук

– Почему ваш канал называется "Любовь и демократия"?

– Меня зовут Люба, и я за демократические ценности, и, по-моему, прикольно звучит. За пять минут придумала.

– Хабаровск –​ один из немногих городов России, где сохранились прямые выборы мэра. Сергей Кравчук избирался на эту должность в сентябре 2018 года. По-вашему, это были демократические выборы?

– Насколько я помню, Кравчуку нужно было набрать простое большинство голосов. Я не могу делать заявления относительно честности этих выборов. Кравчук был заместителем и абсолютным преемником старого мэра Александра Соколова, который теперь эмигрировал в США, где у его семьи в собственности шесть домов. Последние полгода Кравчук исполнял обязанности мэра, и все силы администрации были брошены на то, чтобы передать власть от старого мэра к его заместителю… И он, когда пришёл к власти, не поменял в мэрии ни одного человека, хотя несколько чиновников были замешаны в коррупционных скандалах – такие как начальник управления дорог и внешнего благоустройства Олег Гроо и вице-мэр Ольга Тен. В результате оба ушли позже, когда на них были заведены уголовные дела. На Тен дело завели в сентябре, а заявление она написала об уходе буквально на днях.

– Вы столкнулись уже с какой-то реакцией в городе на требования уволить вас, вас кто-то поддержал или наоборот?

– За эти дни я получила колоссальную поддержку людей, я не только удивлена, я просто обескуражена такой поддержкой – в хорошем смысле. На сторону чиновников становятся телеграмм-каналы, связанные с властью, и какие-то анонимные авторы, у которых ноль подписчиков и столько же публикаций.

– Есть в городе еще какие-то издания кроме блогеров, вроде вас, которые критикуют власть?

– Да, есть. Появилось больше критики власти. Это чувствуется. И не только в блогосфере, но есть и пара более традиционных изданий. Раньше и этого не было. Конечно, сейчас не так, как в 90-е годы – когда критика была кругом. Но в 2018 году ситуация начала как-то меняться. При этом Кравчук – это такой человек сугубо советской формации, "единороссовской", такие закручивают гайки, они являются частью государственной машины. Я знаю, что в 2019 году так же по звонку пытались уволить блогера Александра Каяна, но не получилось. Насколько знаю, он работает на своём прежнем месте.

– Вы говорите, что атмосфера в крае поменялась, с чем это связано?

– У нас на выборах в 2018 году провалился губернатор-единоросс. Его победил представитель ЛДПР Сергей Фургал. Я не могу сказать, что новый глава инициировал как-то процесс. Он не говорил: "Давайте, критикуйте меня". Но, насколько я знаю, он гайки не закручивает тем СМИ и журналистам, которые его критикуют, – в отличие от мэра. Он терпимее относится к критике. Я общаюсь с журналистами, которые делают критические материалы, и ни разу не слышала от них, что было какое-то давление. По моим ощущениям, у нас более демократичный регион в сравнении с соседним Приморьем, например, где губернатора никто не выбирал, или Сахалинской областью.

Сергей Фургал
Сергей Фургал

– Что для вас демократия?

– Для меня как журналиста это, прежде всего, свобода слова и выражения. Это отсутствие боязни за свою свободу – если ты скажешь что-то "не так". Демократия – это права человека, это независимые от власти суды и другие институты. Что касается людей: люди, я вижу, стремятся к демократическим ценностям. Хотя на часть ещё действует пропаганда, много людей, которые доверяют федеральным каналам. В ситуации между мной и муниципалитетом Хабаровска о демократии речь не идёт. Я искренне надеюсь, что так не во всех регионах происходит.

– А в стране в целом?

– Мне кажется, что движение в этом направлении есть. Это не вектор, может, а синусоида, но есть такое ощущение, что люди начинают себя свободнее чувствовать. Но представители власти, такие как наш мэр, будут еще долго стараться закручивать гайки. Народ стал живее, люди меньше боятся. Это по соцсетям видно. Сейчас я это по себе наблюдаю. Совершенно незнакомые люди делают репосты обо мне. Было бы это два года назад, возможно, меня бы просто уволили и даже не сказали, в чём дело. Ситуацию по стране мне трудно оценить. Но если основываться на самых известных делах, таких как история Ивана Голунова, – разве это демократия? Его отстояли только по принципу общественного резонанса. Аресты на акциях в Москве – какая тут демократия? И опять же общественный резонанс повлиял. Поэтому моя точка зрения – что народ все-таки стремится выходить из-под госпропаганды.

Любовь Краснослободцева
Любовь Краснослободцева

– Насколько для вас важна эта работа в клубе?

– Очень важна. Я раньше работала в спортивной журналистике, мне это нравилось, и спортивный маркетинг меня сейчас привлекает – я не хочу эту работу терять. Кроме того, это мой основной заработок, который даёт средства для жизни.

При этом я не испытываю к Кравчуку ненависти. Мне не нужны ни его извинения, ни комментарии. Я только не понимаю до сих пор, почему он именно так поступил? Всё, что я хочу, – чтобы мэр прекратил давить на моё руководство. Директор клуба Андрей Черенцов сразу сказал, что будет меня отстаивать. В выходные мы с ним не связывались. Я думаю, он сильно удивился личному звонку мэра.

Если говорить о чувствах, то я переживаю в этой истории даже не столько за свою работу, сколько за репутацию клуба. Я бы не хотела как-то его "подставить", что ли. Для меня это важно. И Андрей Владимирович знает, что я клубу не наврежу.

Думаю, что и у мэрии скорее цель – не навредить клубу… хотя непонятно, зачем они тут примешивают деньги, которые должны были выплатить ещё до моего появления в клубе… Скорее основная цель – это меня сломать.

На момент публикации материала директор ХК "СКА-Нефтяник" Андрей Черенцов был недоступен для звонка.

Пресс-секретарь мэра Руслан Соколов назвал "слухами и сплетнями" информацию о попытке увольнения Любови Краснослободцевой.

– Что касается информации, распространяемой сотрудницей клуба "СКА-Нефтяник" блогером Краснослободцевой, то логичнее обратиться к тому, кто сообщил ей об этом… Был разговор, не был… Я не могу комментировать слухи и сплетни – я пока это воспринимаю так… Мне кажется, что это личное дело самого клуба. Что они там делают – понятия не имею. Это отдельный хозяйствующий субъект, – заявил Соколов. – У нас с клубом никаких разночтений нет и не было. В данный момент управление по физкультуре, спорту и здравоохранению администрации города продолжает работу по оформлению необходимого пакета документов для проведения конкурса на предоставление субсидии – мы её даём ежегодно. Планируется, что конкурс этот будет объявлен в первых числах марта.

"СКА-Нефтяник" – спортивный клуб по хоккею с мячом. Команда была создана в 1947 году. Нынешнее название носит с 1998 года. Клуб является чемпионом России 2017, 2018 и 2019 годов, он шестикратный обладатель Кубка СССР/России и четырехкратный – Суперкубка России, в том числе в 2019 и 2020 годах.

Сергей Кравчук родился в 1960 году в Кемеровской области. В 1978–1980 годах проходил воинскую службу на острове Сахалине. Остался жить на Дальнем Востоке. В 1987 году поступил в Хабаровскую высшую партийную школу. С 1997 года работает в администрации Хабаровска. В 2001 году окончил Дальневосточную академию госслужбы. В 2010 году назначен заместителем мэра. В 2018 году избран мэром Хабаровска от партии "Единая Россия". Набрал около 40% голосов.

XS
SM
MD
LG