В стране продолжаются общественные акции в защиту фигурантов так называемого дела "Сети". 10 февраля в Пензе семерых обвиняемых по делу "Сети" приговорили к лишению свободы на сроки от 6 до 18 лет. Подсудимые – антифа-активисты и анархисты. Их признали виновными в организации деятельности террористического сообщества или участии в нём. Некоторых также обвинили в хранении оружия и покушении на сбыт наркотиков.
По версии следствия, молодые люди создали сетевое сообщество с целью совершения терактов и свержения власти. Ещё несколько человек по этому делу были арестованы в Санкт-Петербурге. Подсудимые заявляют о своей невиновности. Они утверждают, что не планировали теракты и не создавали организацию, а признательные показания дали под пытками. Запредельные по своей жестокости приговоры вызвали резкую общественную реакцию. В разных городах страны прошли одиночные пикеты в поддержку осужденных и с требованием пересмотреть приговор. В сетях появилось сразу несколько коллективных писем.
"Новый этап деградации правовой системы"
12 февраля российские учёные опубликовали открытое письмо в поддержку осуждённых по делу "Сети" в фейсбуке ведущего научного сотрудника Института ядерных исследований РАН Бориса Штерна. В тексте сказано, что авторы возмущены приговором по делу.
То, что дело сфальсифицировано, – это абсолютно очевидно, если знаешь, как работает наша правоохранительная система
"Всё, что мы знаем о "деле "Сети", говорит о том, что оно целиком сфабриковано. Откровенно неправосудный приговор свидетельствует о полном параличе независимой судебной системы в нашей стране", – отмечается в обращении. В письме приговор левым активистам в пензенском суде назван актом террора, который "наносит жестокий удар по основам российской государственности". Авторы призывают немедленно отменить приговор и расследовать обстоятельства возможной фальсификации дела. "Террор против собственных граждан несовместим с нормальным развитием нашей страны и губителен для ее науки, культуры и образования", – подытоживается в обращении. За неполные 5 суток письмо поддержали 2710 ученых и научных журналистов, к которым присоединились еще 1510 человек, решивших поддержать инициативу сообщества.
Некоторые ученые, оставившие подписи под петицией, в беседе с корреспондентом сайта Сибирь.Реалии говорят, что несогласных с приговором в сообществе куда больше. Но не все решаются демонстрировать это открыто.
– Мне молчать не позволяют наличие двух высших образований, ученая степень, знание истории и правосознание, – говорит юрист, экс-завкафедрой права Томского госуниверситета Марат Билалутдинов. – Это уже новый этап деградации правовой системы в нашей стране, который нельзя замалчивать. Перед этим я смотрел, читал по делу все, что было в открытых источниках, – все материалы уголовного дела как юрист тоже с удовольствием бы изучил, если бы к ним был доступ, конечно. То, что дело сфальсифицировано, – это абсолютно очевидно, если знаешь, как работает наша правоохранительная система. Тем не менее, молчащих коллег я тоже понимаю: сотрудника госвуза за поддержку этой петиции ждет как минимум просветительская беседа с руководством университета, как максимум – найдут основания для того, чтобы не продлевать с ним контракт. Так и у меня получилось – это не было связано с каким-то определенным протестом, но в соцсетях я свою активную гражданскую позицию не скрывал. Поэтому сначала это были предупреждения от непосредственного начальства – мол, мы тебя ценим как специалиста, но, пожалуйста, прекрати посты публиковать на политические темы. Потом в вуз стали заходить ведомственные сотрудники, обращаться федеральные чиновники – в итоге контракт со мной не продлили. Можно было "пободаться", как сделал другой мой коллега, но я не стал, ушел в коммерческую структуру.
"Впаяли за то, что сделали ничего"
Спустя несколько дней после приговора, 16 февраля, в поддержку осуждённых по делу "Сети" с требованием привлечь к ответственности виновных в пытках выступили российские учителя. Открытое письмо его авторы – сопредседатели совета профсоюза "Учитель" Марина Балуева и Андрей Рудой – опубликовали на сайте межрегионального профсоюза работников образования: за 2 дня обращение подписали 955 педагогов и 148 "поддержавших" сообщество. По словам секретаря профсоюза Ольги Мирясовой, на сайте указано далеко не полное число подписавших, потому что они просто физически не успевают вносить свежие данные.
Авторы обращения считают приговор обвиняемым по делу "Сети" "жестоким, неправосудным и противоречащим гуманистическим принципам, которыми руководствуются учителя при воспитании подрастающего поколения". В письме отмечено, что "подростки испытывают сильнейший стресс от несоответствия слов педагогов тому, что происходит за стенами школ".
Это очень хорошо понимает учитель истории и обществознания из новосибирской школы Петр Друзяка. Свое решение поддержать петицию педагог объясняет тем, что по мере возможности всегда старается участвовать в общественных кампаниях в защиту тех, кто несправедливо или незаконно подвергается уголовному преследованию.
– Потому что, во-первых, таких вещей не должно происходить, а во-вторых, если позволить им происходить, то они будут случаться всё чаще. Дело "Сети" выделяется даже среди прочих российских политических дел тремя обстоятельствами: а) недопустимые следственные методы (пытки арестованных), б) огромные сроки, в) приговоры без реальных преступлений даже по версии следствия – людей сажают за то, что они что-то "планировали". Каждый из нас может оказаться на их месте. К моему большому сожалению, редкостью пытки как метод расследования назвать нельзя, но в деле "Сети" даже по российским меркам впечатляет масштаб. Хотя, конечно, в такого рода вещах количественный подход неуместен. Давайте посмотрим, что мы видим из доступной информации по этому делу: несколько левых активистов из Пензы и Санкт-Петербурга в конце 2017 года обвинили в организации сообщества и подготовке террористических атак, которые, как считает следствие, они собирались совершить во время президентских выборов и чемпионата мира по футболу в 2018 году. Следствие и суд происходили больше двух лет, фигуранты всё это время провели под арестом. Обвинение основано по большей части на признательных показаниях подследственных. Проще говоря, ребят пытали, пока те не подписали всё, что требовали подписать эфэсбэшники, а суд счёл такие вот признания достаточным доказательством вины, а сообщения о пытках проигнорировал. И впаял им ровно те сроки, которые просило обвинение (от 6 до 18 лет). Но самое дикое – за что эти сроки получены. Даже согласно сборнику плохой фантастики, который называют "версией обвинения", вина их заключается в том, что они "планировали теракты". Пла-ни-ро-ва-ли. То есть нам продемонстрировали официально, что посадить ребят на сроки, которые дают серийным убийцам, за то, что они сделали НИЧЕГО, – это ок. А сочетание таких методов следствия и вмененных злодеяний превращает это дело в универсальный шаблон, где на месте пензенских и питерских активистов может оказаться кто угодно.
Историк не уверен, что поддержка петиций или даже забастовки с пикетами могут изменить приговор, однако не считает это причиной для того, чтобы не пытаться.
– Поэтому я, хоть и нахожусь сейчас в Германии (Петр с октября стажируется в немецком университете, в марте вернется в Новосибирск), поучаствовал в пикетировании 14 февраля – пришёл с плакатом к русскому консульству в Бонне. Я надеюсь, что резонанс, усилившийся после приговора, что-то даст. Хотелось бы верить в справедливый исход – отмену приговора и уголовное преследование тех, кто сфабриковал дело и пытал заключенных, но хорошо было бы хотя бы добиться замены сроков на условные, – резюмирует Друзяка.
Его коллега из города Кемерово, учитель физики Андрей Егоров признается: подозрения, что в деле "Сети" "что-то нечисто", у него возникли сразу после просмотра видео о пытках над обвиняемыми, опубликованном в сети.
– После недавних событий перестал доверять власти. Беззакония и в обычной сибирской школе хватает. Поэтому подозрения возникли сразу, а уж когда вник, за что именно мальчишек привлекли, и на основании чего начато расследование, я не мог не подписать письмо в их защиту, это моя гражданская позиция, – говорит Егоров. – Лучше что-то делать, чем сидеть ровно на попе, хотя понятно, что открытая поддержка протеста может "кое-чем грозить" сотрудникам муниципальных школ. А когда это было безопасно? Есть риск всегда.
И другие подхватили
В воскресенье открытое письмо опубликовали российские психологи. "Наша профессия – помогать людям быть психически здоровыми, поддерживая основные человеческие ценности для гармоничного развития в здоровом обществе. Но данная ситуация – это шок для граждан России. Она создает условия для насилия, угнетения и формирования опасных психических проблем в нашем обществе", – говорится в обращении. А несколько часов назад в поддержку осуждённых по делу "Сети" выступили российские художники: открытое письмо с осуждением пыток и обвинительного приговора подписали свыше 150 художников, искусствоведов, кураторов, галеристов и музейных работников. В письме они призвали власти "остановить зарвавшихся нелюдей", отметив при этом, что власть превращается в сообщника преступлений.
Книгоиздатели, владельцы и сотрудники книжных магазинов на 17 февраля объявили в знак солидарности с протестующими всеобщую забастовку. В Сибири к ним присоединился красноярский книжный магазин "Бакен", на сайте которого опубликовано собственное отношение к делу: "10 февраля 2020 года в Пензе семерых молодых людей приговорили к немыслимым срокам – от 18 до 6 лет заключения. При этом они в буквальном смысле ничего не сделали. Перед гражданами нашей страны встал вопрос, а правильно ли мы живем?.. Если не имея прямых доказательств, руководствуясь лишь признаниями, буквально "выбитыми" под пытками, людям, не совершившим никакого насильственного действия, могут дать 18 лет заключения в лагерях, то, наверное, где-то мы все ошиблись... Мы не можем промолчать. И как граждан, и как профессионалов нас тревожит судьба нашей страны, культуры, которым мы служим. Через неделю после суда, в понедельник 17 февраля, наши магазины не будут работать. Мы встанем в одиночные пикеты в поддержку осужденных по так называемому "делу Сети". К забастовке примкнули полтора десятка магазинов России, в том числе из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Тулы, Перми и Ставрополя.
Между тем в Туле к Ирине Рочевой, владелице книжного магазина "Свидетель", участвующего в акции, приходил сотрудник полиции для получения объяснений. Она беседовать с ним отказалась, и он пообещал, что в магазин к ней приедет опергруппа, сообщает "ОВД-Инфо".
Коллективные обращения в поддержку фигурантов дела "Сати" активно поддерживают многочисленные пользователи Рунета: словами одобрения или просто перепостом:
- Первыми с открытым письмом по делу организации "Сеть" к президенту России Владимиру Путину обратились родители осужденных. Еще 3 февраля они попросили, чтобы он "просто обратил внимание на дело" – их обращение за две недели подписали больше 52 тысяч человек. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков после приговора объявил, что Путин "неоднократно разбирался" с делом "Сети" и просил проверить его на соответствие закону, а сейчас повлиять на него никак не может.