Полгода назад пенсионер из Улан-Удэ Владимир Итюев заехал в офис Сбербанка, чтобы оплатить кредит с помощью банкомата. Когда он уже направлялся к выходу, огромная стремянка, стоявшая рядом, рухнула ему прямо на голову. Как выяснилось позднее, ножка лестницы обломилась под весом рабочего, который в этот момент чинил кондиционер. И сегодня, спустя несколько месяцев лечения, у пенсионера остались серьезные проблемы со здоровьем. Однако Сбербанк отказывается признавать свою вину и выплачивать компенсацию. Суд также доводы истца признал необоснованными.
"Теперь он живет на лекарствах"
2 сентября 2019 года 65-летний пенсионер Владимир Итюев, как обычно в день оплаты кредита заехал в офис Сбербанка на проспекте Победы в городе Улан-Удэ. Он вставил карту в банкомат, внес деньги на счет и, рассматривая чек, пошел к выходу. Дальнейшие несколько минут своей жизни Владимир до сих пор не помнит.
– Я помню, что шел к выходу с чеками, а потом пустота, обрыв, – говорит Владимир Итюев. – Очнулся на диванчике в Сбербанке, услышал слова какой-то женщины: "Потерпите, скорая уже едет". Голова ужасно болела, я потрогал ее, волосы были мокрые от крови. Мне дали какую-то тряпку, чтобы я приложил к голове. Перед глазами все скакало, голова кружилась, я плохо понимал, что вообще происходит. Потом приехала скорая и забрала меня в больницу.
Врачи диагностировали закрытую черепно-мозговую травму, сотрясение мозга, многочисленные гематомы, ссадины, ушибы, перелом носа и деформацию носовой перегородки. От сильной боли пенсионер не сразу понял, что у него еще и сломан зуб. На фоне травмы обострилась гипертония, спровоцировав предынсультное состояние, и по сей день, исправить это состояние медики не могут. Ко всему вдобавок ночами Владимир Викторович плохо спит, задыхается: сломанный нос не дает дышать в полную силу.
– Из-за сломанного носа и смещения перегородки затруднено дыхание, и папа уже полгода не дышит полноценно. Мы с самого начала просили врачей поправить нос, чтобы потом не ломать заново. Но нам сказали, что при такой травме головы нужно подождать минимум полгода. Плюс на фоне этих травм у отца гипертония с первой степени перешла на третью. То есть у него предынсультное состояние – постоянно повышенное давление, а он этого даже не чувствует. Нужно постоянно измерять, давать таблетки, чтобы не случилось беды. Теперь он живет на лекарствах, хотя раньше был абсолютно здоровым, – рассказывает дочь пострадавшего Мария.
Сам пенсионер хоть и держится, стараясь не жаловаться, но понимает – такой, как прежде, его жизнь уже не будет.
– До того, как все это случилось, я вообще не ходил по врачам. Я, хоть и на пенсии, работаю, энергии было хоть отбавляй, куча планов. А сейчас… Приходится постоянно проходить обследования, лечиться, пить лекарства. Сейчас готовимся к операции на нос. Нос у меня теперь кривой, из-за этого у меня даже очки на лице не держатся, проваливаются. Это какой-то ад, а не жизнь. Я уже проклинаю тот день, когда зашел в банк.
Но помимо проблем со здоровьем есть и другая – то, как отреагировали на ситуацию работники Сбербанка, отказавшись компенсировать причиненный ущерб.
– Я не понимаю, в чем я виноват перед ними? Я в этом банке получаю пенсию, оформил там же потребительский кредит, оплачивал все в срок. А теперь в судах нам говорят, что я якобы не потребитель. В решении написали, что травму я получил после оказания услуги банком, а значит, в этот момент я уже не был потребителем и клиентом банка. То есть отошел на два шага от банкомата и – раз – уже не клиент?! Это вообще как?! Никто ни разу мне не позвонил, хотя бы элементарно не извинился. Никто не предложил помощи, хотя мы тратим огромные средства теперь на лечение. Мне даже больше обидно не за деньги, а за то, как они с нами разговаривают, что говорят на суде, выставляя меня чуть ли не виновником произошедшего. Полностью свою вину отрицают. Кто тогда виноват в случившемся? – удивляется Владимир Итюев.
"С кем собралась тягаться?!"
По словам дочери пенсионера, она пыталась урегулировать конфликт в досудебном порядке. Но на предложения семьи банк ответил отказом, взамен озвучив свою "цену вопроса".
– Нам сказали, что все, чем могут помочь, – это дать 50 тысяч рублей. Но по плану лечения только по части стоматологии нам насчитали 194 тысячи. Плюс нужна операция по ринопластике. По медстраховке бесплатно нам отказываются ее делать. Я уже и кредит оформила, но денег все равно не хватает. Именно поэтому мы пошли в суд, – говорит Мария.
Еще до суда пострадавший пытался добиться компенсации через обращения в полицию, Роспотребнадзор и прокуратуру, но взамен получил лишь формальные отписки.
Так, в ответе прокуратуры сказано: "Установлено, что монтажные работы в отделении ПАО "Сбербанк России", в ходе проведения которых 02.09.2019 Вами получены повреждения, проводились в часы приема граждан. По результатам проверки прокуратурой направлена информация в Управление Роспотребнадзора по Бурятии для принятия мер". Столь же пространно ответили в Роспотребнадзоре, посоветовав "для решения вопроса о возмещении причиненного имущественного вреда и вреда Вашему здоровью рекомендуем обратиться в ПАО Сбербанк".
– Я никогда в своей жизни ни с кем не судилась, ничего не просила. Но когда начала консультироваться со специалистами, мне сразу сказали, мол, с кем собралась тягаться? На одной чаше весов – богатейший банк страны, а на другой – обычный дедушка, куда ты лезешь? Но я не поверила, думала, что справедливость должна быть, – говорит Мария.
Я просто рыдала, когда все это увидела
Семья решила обратиться за помощью в РОО "Союз потребителей". Юрист общественной организации Александра Васильева предоставила суду кипу доказательств и фактов о самом происшествии, а также о тех последствиях для здоровья пострадавшего, которые оно повлекло. Однако cуд первой инстанции был проигран. Позднее оказалось, что похожие инциденты в России уже были, и каждый раз история повторяется.
Человек получает травму по вине банка, но банк не идет на мировую, а судится до последнего за каждую копейку. Так, жительница Владимирской области в 2018 году отсудила у Сбербанка 450 тыс. рублей за травмы, полученные на входе в отделение банка – пенсионерку ударила неисправная дверь. Претензии клиентки Сбербанк не признал и оспорил решение Муромского городского суда, который встал на сторону клиентки. Однако снова проиграл.
Почему в Бурятии суд первой инстанции отказал пострадавшему – большая загадка для юриста, который представляет его права.
– Я подавала два иска: от неопределенного круга потребителей, чтобы в дальнейшем клиенты банка не пострадали, как мы, и были защищены от подобных инцидентов, а также иск о возмещении морального вреда пенсионеру. Мы суду предоставили внушительную доказательную базу. Однако судья Номогоева вынесла определение о прекращении производства. Заявила о том, что здесь нет речи о правах потребителя. Якобы в тот момент, когда рабочий со стремянкой падал на пенсионера, дедушка не являлся потребителем банка. Причем факт, что происходящее произошло в помещении банка, судью не смутил. По логике судьи, пострадавший пенсионер являлся бы потребителем только в случае, если бы на него упала лестница именно в то время, когда он совершал операции с банкоматом, – недоумевает Александра Васильева. – То есть орган правосудия, по сути, защитил безответственность Сбербанка.
Александра уверена, что в случившемся виноват именно Сбербанк, а не ремонтная бригада подрядчиков, на которую сейчас пытаются указать как юристы банка, так и судьи.
– Подрядчик тут ни при чем. Приведем аналогию: если человек падает из-за гололеда и получает травму ноги, кто за это отвечает? Либо мэрия, либо управляющая организация – в зависимости от того, кто отвечает за этот участок дороги. Так же и тут. Происшествие случилось в помещении Сбербанка, а значит, именно он – ответственное лицо. Почему ремонтные работы велись одновременно с приемом клиентов? Неужели нельзя было на это время перекрыть вход или же делать ремонт во внерабочее время?
В числе доказательств юристом было предоставлена видеозапись хорошего качества, на которой видно, как именно произошло ЧП. Родственники, рассматривая эти кадры, были в шоке.
– Я просто рыдала, когда все это увидела. В тот момент, когда огромная, тяжелая лестница падает на голову папы, он, как подкошенный, падает. Потом его кто-то садит на полу. Суют какие-то две тряпки. Одной вытирают голову, второй – лужу крови на полу под ним. Не успевают вытереть – как накапливается новая лужа. И даже в этот момент офис никто не удосужился закрыть! Папа сидел на полу, ничего не соображая, а вокруг снуют люди, подходят к банкоматам, делают свои дела. Все рассматривают его, как мартышку в зоопарке! Это такой ужас! Как может быть столько равнодушия и жестокости к пожилому человеку?
Сейчас юрист Александра Васильева по одному из исков подала частную жалобу на несправедливое, по ее мнению, определение суда, а по второму иску – подана апелляционная жалоба в Верховный суд Бурятии.
В ответ на запрос информации от редакции Сибирь.Реалии пресс-служба Сбербанка ответила следующее: "Судебное разбирательство по данному факту еще не окончено. До вынесения окончательного решения любые комментарии преждевременны".