Заключенные колонии №15 в городе Ангарск Иркутской области устроили 10 апреля бунт из-за избиения одного из осужденных сотрудником службы исполнения наказаний, сообщил редакции Сибирь.Реалии председатель общественной организации "За права человека" Павел Глущенко.
По словам заключенных (есть несколько видео), конфликт начался с избиения осужденного: сотрудник колонии 9 апреля вечером зашел в барак усиленного режима (БУР, куда переводят "нарушителей режима") и избил осужденного, а тот после избиения вскрыл себе вены. "Для заключенных нанести себе травмы - это единственный способ привлечь внимание к какой-либо несправедливости. К слову, в бараки усиленного режима часто переводят по надуманным предлогам, а не за реальные нарушения режима. К примеру, подходит срок, когда осужденный может просить условно-досрочного освобождения, и начинается: "У тебя пуговица не застегнута, ты почему не поздоровался с сотрудником ИК? (а он утром здоровался, но надо каждый раз)", - рассказывает Глущенко. По его сведениям, после того, как заключенный вскрыл себе вены, избивший его сотрудник вернулся в "бур" и избил его второй раз. После этого в знак протеста раны себе нанесли все заключенные, находящиеся в бараке – 17 человек.
"Из-за этого избиения колония пошла на бунт: подожгли что-то в промзоне и в дежурной части. Наш коллега Павел Савиных сегодня поехал туда, но правозащитников перестали пускать в учреждения ФСИН с 31 марта, когда в регионе ввели режим самоизоляции. Якобы из-за угрозы распространения коронавируса. Но тут ситуация исключительная, будем добиваться разрешения на посещение и осмотр. Савиных сообщил, что ИК-15 оцеплена, его не пускают. Потом Павел перестал выходить на связь – телефон до сих пор отключен. Надеемся, что его впустили (в ИК связь глушат), и начальник ИК Верещак постарается решить вопрос мирно. Но пока источник из сотрудников службы сообщил обратное: "Начальник ГУФСИН по Иркутской области дал команду на расправу с заключенными, а не с теми, кто их спровоцировал", - сообщил Глущенко. По словам правозащитника, новый регламент запрещает сотрудникам службы исполнения наказаний оказывать какое-либо физическое воздействие на заключенных без видеосъемки, но в данном случае в наличие пока только две записи, и обе сняты осужденными.
Подтвердить информацию о бунте в пресс-службе ГУФСИН по Иркутской области редакции Сибирь.Реалии не удалось – по телефону пресс-службы ведомства несколько часов не отвечают.
UPD. 18-00 мск Позже в пресс-службе ГУФСИН по Иркутской области заявили, что осужденные исправительной колонии №15 в Ангарске напали на сотрудника службы, который сейчас госпитализирован с телесными повреждениями. "Вечером 9 апреля один из отрицательно характеризующихся осужденных, содержащийся в помещении штрафного изолятора за нарушение правил внутреннего распорядка, отказался от проведения личного обыска, толкал сотрудников учреждения, нецензурно выражался, призывал других осужденных к противоправным действиям. Осужденные из соседних камер ШИЗО разбили стекла камер видеонаблюдения, осколками нанесли себе порезы предплечий", - заявили в управлении, отметив, что "после проведения беседы и разъяснения причин произошедшего" бунт осужденных был подавлен - они "отказались от противоправных действий", "обстановка в учреждении контролируемая".
Правозащитники эту информацию отрицают. "Нам звонят родственники заключенных, передают их сообщения о том, что приехал ОМОН и забросал территорию ИК дымовыми шашками, спровоцировав пожар. Заключенных, по их словам, серьезно избивают при этом. Есть записи телефонных разговоров, подтверждающих это", - сообщил Глущенко.
"Сегодня (10 апреля) в 19:00 по местному времени в ангарскую колонию № 15 завели спецназ ГУФСИН - около 300 человек. Заключенных начали избивать, заливать водой с пожарных машин. Осужденные в знак протеста начали резать себе вены, потом начали убегать на хоздвор и промзону, подожгли колонию. Сейчас там горит куча объектов. Осужденных с увечьями, раздетых, кладут на асфальт, заматывают скотчем. Потом спецназ их избивает, несмотря на то, что у них уже есть травмы и открытые раны", - сообщила редакции Сибирь.Реалии Екатерина Богданова жена одного из заключенных ИК-15.
Следственный комитет по Иркутской области завел на осужденных уголовное дело по статье о дезорганизации деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества (ч.3 ст.321 УК РФ).