Ссылки для упрощенного доступа

"Это не реформа, а обман". Почему люди отказываются платить за вывоз мусора


В Красноярском крае начали водить экскурсии по… свалкам. Записаться может любой желающий. Это абсолютно бесплатное мероприятие. Организаторы рекомендуют брать с собой воду и бутерброды. А также авоськи для случайных находок, потому что обнаружить на помойке можно все что угодно: от детских игрушек до старинных фотографий. Необычные "помоечные" туры придумали местные экологи, чтобы привлечь внимание общественности к мусорной проблеме.

– В этот раз мы проехались по свалкам Березовского района, он самый близкий к Красноярску. Обнаружили, как прямо на наших глазах рабочий с продуктовой базы, не стесняясь, выбрасывал отходы. Гора мусора росла на глазах. В Березовском районе десятки свалок. Убирать их – обязанность регоператора, но делается это за счет собственника земли, на которой расположены свалки. Однако найти собственника и привлечь его к ответственности удается не всегда. Поэтому мы решили поступать таким образом – водить сюда экскурсии, – рассказывает эколог Марина Якубенко.

Экскурсия по помойке. Красноярк. 2020 г.
Экскурсия по помойке. Красноярк. 2020 г.

Задача этой акции не только показать ущерб, который человек наносит природе, но и узнать персональные данные этого человека. Иногда это очень просто: копаясь в мусоре, общественники находят чеки, фирменную атрибутику, офисную переписку. Связываются с владельцем, призывают к ответственности и предают факты огласке. Многие просят не обнародовать и ликвидируют свалки.

На время режима самоизоляции экологические туры проводятся только для журналистов. Но сразу после снятия карантинных ограничений экологи собираются организовывать их для всех желающих.

Экскурсия по помойке. Красноярк. 2020 г.
Экскурсия по помойке. Красноярк. 2020 г.

С 1 января 2019 года во всех регионах России, кроме Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, вступили в силу поправки к федеральному закону №89 "Об отходах производства и потребления". В народе их прозвали "мусорной реформой". Основная идея реформы заключается в том, что забирать у населения мусор и утилизировать его имеет право только лицензированная компания – региональный оператор. Платить за вывоз мусора обязаны все. Цель реформы – сделать так, чтобы хоронить отходы в ближайших лесах и оврагах было невыгодно, неудобно и в принципе невозможно. А также чтобы всё больше отходов перерабатывались и использовались вторично.

Но поправки в закон действуют уже больше года, а мусора вокруг городов и сёл не становится меньше. Стоимость вывоза отходов после старта реформы для многих граждан выросла. Неплательщиков стало значительно больше. В итоге региональные операторы недополучают серьезную часть прибыли и ждут субсидий из бюджета.

Чтобы понять, почему мусорная реформа обернулась такими проблемами, корреспондент Сибирь.Реалии попыталась проследить путь своего собственного мусорного пакета от контейнера до полигона.

Мусоришь, не мусоришь – плати

В моем поселке Солонцы (5 км от Красноярска) мусорных контейнеров немного, и практически все они закрыты на замки. Чьи они и кто ими может пользоваться – непонятно. В феврале 2020 года в личном кабинете на сайте "Красноярскэнергосбыта" я заметила платеж на сумму 320 рублей. Строчка называлась "Обращение с ТКО", больше никаких пояснений, за что, и кому я должна, не было. Стала выяснять, и оказалось, что это плата за вывоз мусора. Но ни мусорных контейнеров, ни машин, которые собирают мешки по обочинам дороги, я на своей улице не встречала. Мусор мы, как и большинство жителей села, уже давно сортируем: пищевые отходы идут в компост (это отличное удобрение для сада), все, что горит, сжигается зимой в котле, а летом – в бане, стекло, пластик и остальной негорючий мусор муж увозит на работу и выбрасывает в контейнер, за который платит как частный предприниматель. То есть никаких законов мы не нарушаем. Но "мусорный долг" растет...

Для меня плата увеличилась в 20 раз! 30 апреля мне был выставлен счет на сумму 66 560 рублей за вывоз мусора с января по апрель включительно

В ответ на моё обращение в компанию "Красноярэнергосбыт", выставившую счет, я получаю сообщение: "Вывоз мусора в вашем поселке региональный оператор начал с 1 ноября 2019 года, соответственно, и счета жителям выставлены с этого момента – 80 рублей с человека. Уточнить, где именно расположены контейнеры для сбора мусора, можно в администрации села либо на сайте регионального оператора. Отказаться от услуги согласно ФЗ №89 невозможно". На сайте регоператора отсутствует информация о расположении контейнеров, по телефону горячей линии предлагают… купить мусорный контейнер и установить напротив своих ворот. Тогда машина будет приезжать и забирать мусор. Дорого? Ну, скиньтесь с соседями!

Однако из текста федерального закона очень сложно понять, кто должен устанавливать контейнеры для сбора мусора. Региональный оператор, муниципалитет или сами граждане. Муниципальные баки, по идее, должны быть в каждом населенном пункте, и все жители должны иметь к ним доступ.

На повторный звонок с просьбой уточнить месторасположение контейнера оператор колл-центра не может дать ответа и просит перезвонить на следующий день. Видимо, специалисты компании проводят внутреннее расследование. В результате я узнаю, что бак находится в 10 километрах от моего дома!

В сельской администрации мне показывают документ, согласно которому на моей улице находятся целых четыре муниципальных контейнера. На самом деле – только два, оба закрыты на замок и подписаны: "Личный". В администрации объясняют:

– Люди не хотят, чтобы все сваливали к ним мусор, поэтому закрывают контейнеры или вовсе от них избавляются.

– Но это же ваше имущество! Разберитесь, вызовите участкового.

– Вам надо, вы и разбирайтесь со своими соседями сами.

В итоге после целого месяца хождений по мукам мне удалось найти открытый контейнер, куда вся наша семья теперь выносит мусор. Правда, пришлось уплатить долг и пеню, набежавшую за то время, пока я вела свое журналистское расследование.

"Это не реформа, а обман"

Оказалось, что такое происходит не только в нашем отдельно взятом поселке. За 600 км от краевого центра, в селе Каратузское, население тоже не может понять, в чем суть реформы. Региональный оператор вывозит мусор на ту же самую помойку за селом, которой испокон веку пользовали местные жители. Хотя по закону мусор должны отвозить на специальный полигон, сортировать и частично перерабатывать. Люди не понимают, зачем им навязали эту "услугу".

– Счета нам начали вставлять еще в апреле прошлого года. Платить я категорически отказываюсь, так как сам вывожу мусор на свалку. Как у нас собирают мусор, я не знаю, слышал, что раз в неделю машина приезжает. Ну, зимой еще ладно, а летом копить мусор целую неделю – это же какая вонь! Нам обещали, что в деревне будет стоять несколько контейнеров для разных видов мусора. За это можно было бы и платить. Но я ведь езжу по дорогам и вижу, во что превратились леса и поля. Какая это реформа? Это обман в чистом виде! – возмущается житель Каратузского Геннадий Авсиевич.

В селе Кемчуг Козульского района (100 км от Красноярска) практикуется "мешковой" сбор мусора. В деревенских условиях это приводит к тому, что мусор растаскивают собаки, с которыми водителю мусоровоза приходится драться за каждый мешок.

– У нас объявление повесили, что в среду до 11.00 по центральной улице идет машина и собирает мешки, которые люди должны выставлять вдоль трассы. Но предупредили, мол, собаки часто растаскивают, поэтому раньше 11 лучше не ставьте, – говорит жительница Козюльки Татьяна Зайникевич.

Татьяна предпочитает не связываться с собаками и копит мусор у себя во дворе. Два раза в месяц к ней приезжает сын из города и забирает мешки. Дальнейшая судьба мусора Татьяну не интересует.

– Выбрасывает где-то в городе, наверное. А что делать? Раньше я сама на помойку возила, за селом, у меня старенький мотороллер есть. Сейчас помойку закрыли, съезды с трассы перекопали, не зарывать же его навсегда у себя в огороде. И что обидно – плату все равно начисляют за вывоз отходов.

Первый замминистра экологии и рационального природопользования Красноярского края Игорь Варфоломеев пояснил, что сегодня "собираемость платежей от населения за вывоз мусора упала на 10–20 процентов". Регоператоры говорят, что есть территории, где не платят до 60 процентов жителей. Механизмы заставить людей платить есть, но в связи с карантином они сейчас не работают. И правительство РФ приняло решение о выделения регионам субсидий для регоператоров.

– Согласно закону отказаться от этой услуги нельзя. В Государственной думе, в Правительстве РФ сейчас обсуждаются изменения в законодательство, согласно которым будет возможно оплачивать ее по факту. Но мировой опыт показывает, что реально работает схема усреднения накопленных всеми жителями отходов. Например, в Европе каждый житель, не важно сколько мусора он образует, платит по нормативу. Понятно, что городские и сельские жители "мусорят" по-разному. Но сегодняшнее среднее значение приблизительно совпадает с теми объёмами, которые поступают на захоронение. Поэтому в целом нормативы объективны и обоснованны, – считает Игорь Варфоломеев.

Но не только сельские жители утверждают, что после старта реформы проблемы с вывозом мусора не решились, а стоимость услуги выросла в несколько раз.

– Для меня плата увеличилась в 20 раз! 30 апреля мне был выставлен счет на сумму 66 560 рублей за вывоз мусора с января по апрель включительно. У меня тканевый магазин, 15 кубометров мусора, по баку в день. Ну не произвожу я столько мусора, у меня максимум 1–2 контейнера в месяц. А в марте-апреле мы вообще не работали, нас же закрыли на карантин по распоряжению губернатора. И мусора у нас не было, почему мы должны платить за неоказанные услуги? – говорит директор магазина тканей "Город ремесел" Наталья Сафонова.

С начала 2020 года изменился порядок начисления платы за ТКО для административных, торговых и офисных зданий. Теперь организации платят не по количеству работников, а по формуле: площадь, арендованная компанией, умноженная на норматив регионального оператора. В ответ на жалобы бизнесменов чиновники предлагают переходить на оплату по факту накопления. Но для этого надо оборудовать собственные мусорные площадки, что приводит к дополнительным расходам. Так же как и сельские жители, бизнесмены не видят реальной услуги, которую оказывают региональные операторы.

В федеральном законе регоператоры называются рециклинговыми компаниями. Но это понятие подразумевает переработку отходов. На деле же переработки мусора в Красноярском крае нет в принципе. "РостТех", который занимается сортировкой отходов, вывозит их на переработку за пределы региона. Куда именно – в компании отказались прокомментировать, сославшись на коммерческую тайну.

"О богатых подумали, про бедных забыли"

– Для горожан в многоквартирных домах мало что изменилось. Разве что плата начисляется теперь не с квадратных метров, а с людей. Поэтому многодетная семья из 7 человек, живущая на 50 квадратных метрах, платит больше, чем одинокий собственник двухсотметрового пентхауса. И именно люди с низким доходом сегодня самые дисциплинированные плательщики этой услуги, так как, в соответствии с законом, их могут лишить субсидий на оплату ЖКУ, если за ними будут числиться долги, – объясняет председатель общественной организации "Экологически чистый и свободный от коррупции край" Павел Гудковский. – А вот для сельчан пока вообще много непонятного. Вывоз мусора до реформы был организован хаотично. Где-то люди вывозили его сами, где-то сельсовет нанимал подрядчиков. Но обязательной платы за вывоз мусора не было. Сейчас платить заставили всех. И люди в деревнях паникуют. В ряде районных центров коллекторы и судебные приставы уже начали взыскивать долги. Хотя там вполне реально организовать вывоз и, соответственно, плату по факту потребления, а не по нормативу. Вывезли куб – за куб человек и рассчитался. В прошлом году Дмитрий Медведев выходил с такой инициативой. Но остался не прояснённым вопрос, как вести учет. Поэтому решили просто брать деньги со всех по нормативу. К слову, так живет вся Европа. Там и обязанностей у жителей больше: отходы предварительно нужно расфасовать на 10 видов, иначе получишь штраф.

В Европе утилизацией отходов занимаются серьезно и давно. В России только второй год. Отсюда неразбериха?

– Беда в том, что власть имущие увидели в этой реформе возможность поделить большие бюджетные деньги. На тех, кто десятки лет работал на этом рынке, покупал технику, отрабатывал механизм взаимодействия с жителями, обрушился целый механизм административного давления. Начался передел рынка, чтобы завести на него "своих". И Красноярск – яркий тому пример, у нас на этот рынок сейчас активно заводят москвичей. Кому это выгодно, остается только догадываться.

В городе сегодня работают две компании – региональные операторы. Одна, "РостТех", на правом берегу Енисея – местная, занимается мусором уже 20 лет. Вторая КРК – в середине 2019 года на 85 процентов была продана московской фирме "РВМ Капитал". Министерство экологии края разработало для обеих компаний одинаковые тарифы. Хотя у того же "РостТеха" есть мусоросортировочный комплекс, и 70 процентов отходов они сортируют и увозят на перерабатывающие предприятия и лишь 30 процентов – хоронят на полигоне. У "москвичей" такого комплекса нет, и почти 100 процентов мусора они просто закапывают. КРК входит в группу компании "Кашалот". Когда проходили конкурсы на отбор региональных операторов в крае, я был одним из членов конкурсных комиссий по отбору регоператоров, тогда у этих компаний были выявлены подложные документы, я подавал заявления в ФАС, шли разбирательства, их привлекли к ответственности и расторгли с ними соглашения об операторстве. Но, благодаря "жидкому" нашему законодательству, компания была допущена до нового конкурсного отбора, где и опять стала победителем.

По словам чиновников Минэкологии, региональные операторы будут получать субсидии государства? Получается, мы, налогоплательщики, заплатим им дважды, из своего кармана и из бюджета?

– Без государственных денег такую реформу не провести. Поэтому изначально было запланировано, что для ее реализации федеральный бюджет выделит 30 процентов, остальное – деньги компании и платежи населения. Но когда начали работать, поняли, что это нереально. Почему? Подготовительная работа была выполнена очень низкого качества. Приведу только один пример. Перед началом реформы Минэкологии разработало территориальную схему движения ТКО. Нанималась подрядная организация, платились серьезные деньги. Когда регоператоры начали по ней работать, выяснилось, что она не соответствует действительности и расходов они несут больше. Например, школа производит не 1 тонну мусора, а две. Более того, именно на основании этой схемы были разработаны тарифы. Теперь схему надо переделывать, дорабатывать, опять тратить бюджетные деньги. Данные для схемы предоставляли чиновники на местах. А там вообще ноль профессионализма.

Как быть людям, у которых нет рядом этих пресловутых мусорных баков, и купить они не могут?

– В прошлом году в крае была программа по выделению средств на закупку контейнеров. В ней могли поучаствовать все муниципалитеты. Получить деньги, закупить контейнеры и поставить людям. Но только немногие сельсоветы подали документы и приняли в ней участие. Людям остается одно – отстаивать свои права. Пока практически нет прецедентов и судебной практики по искам от населения, но они очень нужны. Чем больше их будет, тем вероятнее, что судьи будут принимать решения в пользу людей, – говорит Павел Гудковский.

По мнению эколога, верная по сути мусорная реформа буксует из-за непрофессионализма исполнителей. В результате Красноярск окружен нелегальными свалками. Власти возлагают ответственность на бизнес, а представители частных компаний жалуются на завышенные и необоснованные тарифы.

И пока чиновники разбираются с реформой, красноярцы "развлекаются", гуляя по свалкам и помойкам. Тем более в карантин вариантов развлечений не так уж и много. Следующий тур намечен на конец июня.

XS
SM
MD
LG