Ссылки для упрощенного доступа

"Грозились стрелять". Задержаны религиозный лидер Виссарион и его последователи


Виссарион на суде по избранию меры пресечения
Виссарион на суде по избранию меры пресечения

Утром 22 сентября в Курагинском районе Красноярского края были задержаны глава "Церкви последнего завета" Сергей Тороп (Виссарион) и два его последователя, Вадим Редькин и Владимир Ведерников. В домах других верующих жителей "Города Солнца", где располагалась эта община, идут обыски.

"Формально нам предъявить нечего"

Спецназ ворвался в деревню "Город Солнца", где живут последователи "Церкви последнего завета", рано утром. В операции были задействованы вертолёты и автозаки, десятки бойцов спецназа в масках и с автоматами.

– Я проснулся от того, что над домом пролетали вертолеты. Выбежал на улицу, там уже были люди. Мы связались по рации с остальными, быстро всем сообщили. Кто-то побежал к дому Учителя (Виссариона), было видно, что вертолеты приземлились именно там. Их тут же повязали, посадили на землю, они так и просидели несколько часов. Когда я подбежал, там все было оцеплено, три дома были окружены. К ним шли группы людей, силовики и просто люди в штатском. Вывели Вадима Редькина и Учителя, посадили в вертолет и увезли в неизвестном направлении. Куда, нам никто ничего не сказал. Вели себя по-разному. С некоторыми я поговорил, нормальные ребята, пытались понять, что нас сюда тянет. Но некоторые проявляли агрессию, затворы выдергивали, просили не подходить, грозились стрелять. Кого-то на землю положили. Я пытаюсь снимать происходящее, но приходится бегать, так как они говорят, что снимать оперативно-следственные действия нельзя, – рассказывает житель "Города Солнца" Александр Староверов.

Вскоре пошли слухи, что блокируют сотовую связь... В соседних деревнях люди не могли выйти в интернет

Последователи Виссариона пытались выяснить причины ареста их лидера и получить какие-то объяснения, но с ними силовики не общались. В общине несколько часов шли обыски: искали незарегистрированное оружие, патроны, экстремистскую литературу. Жизнь поселения оказалась парализована, его окружили со всех сторон. На мосту, на въезде поставили автоматчика. К середине дня продолжали летать вертолеты, ездить машины, ходить люди с автоматами. Вскоре пошли слухи, что блокируют сотовую связь, хотя там она и так еле-еле работает. Чтобы поговорить по телефону, Александр выходил на пригорок. В соседних деревнях, где также живут последователи, люди не могли выйти в интернет.

О том, что в общине работают следователи, было известно уже с начала года, но до сих пор никаких конкретных обвинений никому предъявлено не было. По словам Александра, они предполагали такое развитие событий. Но как-то защищаться не собирались.

– Мы не можем брать в руки автоматы и строить баррикады. Мы пытаемся жить без агрессии. Поэтому и к дурному заранее не готовимся. Стараемся все принимать, понимая, что все, что происходит, это по воле Божьей. Значит так нужно, чтобы мы организовались, еще крепче стали верить. Неугодных уничтожали во все времена. Виссарион нас в последнее время предупреждал, что безумие нарастает и можно ожидать чего угодно. Поэтому нельзя сказать, что для нас это было совсем неожиданно.

Вадима Редькина ведут к следователям
Вадима Редькина ведут к следователям

Александр из Петербурга. Познакомился с Виссарионом в 1992 году, во время его первых проповедей в Москве. В 1994 году приехал в Курагинский район и сначала жил в деревне неподалеку. В 2000 году переехал в "Город Солнца" (там живут наиболее приближенные к Виссариону. – С.Р.). По сути он один из первых поселенцев, видел эти места, когда здесь была еще непроходимая тайга, и своими руками строил поселок. На вопрос, что теперь будет с остальными последователями, отвечает, что "нам предъявить нечего".

Александр Староверов, житель "Города Солнца"
Александр Староверов, житель "Города Солнца"

– У нас официально зарегистрирована только сама церковь. А в ней два человека: устроитель церкви и бухгалтер. Членства в церкви как такового у последователей не существует. Поэтому фактически они ничего с нами сделать не могут. Я живу на своей земле, у меня есть официально оформленные участок, дом, я просто житель поселка. Единственное, если пойдут по тому же сценарию, как со Свидетелями Иеговы, и признают нас экстремистской организацией, тогда нам будет запрещена любая религиозная деятельность. Наверное, снесут наши храмы, отберут литературу, не разрешат собираться, проводить литургию, заставят вести обычную жизнь. Но сейчас для нас самое тяжелое, что увезли нашего родного человека (Виссариона. – С.Р.). Человека, который дает нам очень важные подсказки в жизни, чтобы мы могли дальше двигаться и развиваться.

Виссарион у здания Следственного комитета в Новосибирске
Виссарион у здания Следственного комитета в Новосибирске

По словам официального представителя Следственного комитета России Светланы Петренко, задержанные Сергей Тороп, Вадим Редькин и Владимир Ведерников долгое время "применяли к последователям церкви психологическое насилие, в результате которого здоровью некоторых из них причинён тяжкий вред". По предварительной информации, задержанным предъявляются обвинения по статьям "Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью" и "Создание некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан". Следствие планирует ходатайствовать перед судом о заключении задержанных под стражу. Расследование уголовного дела продолжается.

Вадим Редькин
Вадим Редькин

По мнению адвокатов бюро "Хорошев и партнеры", которые занимаются делом Виссариона, уголовное преследование членов общины является незаконным и необоснованным.

– На данный момент у следствия нет ни одного факта, который позволял бы доказать посягательство на личность и права граждан. Именно поэтому уголовное дело по статье 239 УК РФ идёт уже несколько лет, община существует более 25 лет. За всё это время община внесла только положительный вклад в развитие населенных пунктов и благосостояние их жителей. Ранее также не было никаких уголовных дел о фактах посягательства на личность и права граждан. Сегодня же произошло беспрецедентное вмешательство силовиков в жизнь общины и ее жителей: колонны техники, в том числе грузовой, люди в масках и с оружием, представители силовых структур из разных регионов, вертолётная техника, попытка заглушить связь специальной техникой, выставлены кордоны по дороге в общину, велась съемка с дронов, следственные действия в нескольких населенных пунктах, обыски, задержания, – пояснил Иван Хорошев.

"Я не вижу в них ничего религиозного"

Жизнь в "Городе солнца". 1990-е годы
Жизнь в "Городе солнца". 1990-е годы

"Церковь последнего завета" Виссариона за почти 30 лет существования приняла в свою общину около 5000 человек. При этом о самом Виссарионе известно немногое: в частности, что Сергей Тороп начал деятельность духовного наставника в 1991 году, проведя первую открытую проповедь. До этого работал инспектором ДПС. В 1995 году его последователи основали в Курагинском районе Красноярского края поселение "Город Солнца". В 2000 году религиозную организацию зарегистрировал Минюст.

Основным источников вероучения Виссариона является "Последнее завещание", летопись его деятельности. В нём изложена теория космогонии Виссариона, в которой перемешаны элементы восточных эзотерических учений, идеи реинкарнации и ожидание апокалипсиса. Виссарионовцы придумали свой календарь, и отсчет времени в нем ведут со дня рождения Торопа (с 14 января 1961 года).

Жизнь общины закрыта от посторонних глаз и построена на принципах жесткой иерархии. На виду только красивая сторона: деревня, белые одежды, праздники. В "Город Солнца" можно доехать только на внедорожнике. Перед въездом устанавливаются шлагбаумы и охрана (которые членам общины периодически приходилось снимать по предписаниям местной прокуратуры). Те последователи учения, которые живут в других деревнях и более доступны для общения, о жизни в "Городе Солнца" знают мало.

Дети в общине обычно не учатся в общеобразовательных школах, им не делают прививок. Известно о нескольких случаях смертей от запущенных болезней и самоубийств среди членов секты.

Елена с мужем и детьми в общине "виссарионовцев"
Елена с мужем и детьми в общине "виссарионовцев"

За почти 30 лет существования общины не раз появлялась информация о тех, кому удалось её покинуть. Они рассказывают, что сожалеют о прожитых там годах. Елена Мельникова с мужем в мае 1994 года продали квартиру в Новосибирске, расплатились по кредитам и переехали на юг Красноярского края, к Виссариону. "Заразился" учением муж, а Елена последовала за ним. Она вспоминает, что осенью 1994-го в общине был настоящий голод. "Хлеб дрожжевой нельзя, только лепешки ржаные. Мне, беременной, были поблажки, но муж старался, чтобы мы ничего запрещенного не ели. Сыну шёл второй год, он постоянно плакал и выталкивал меня на улицу: "Мама, сгуляй за хлебушкой". К 1995 году люди могли говорить только о еде. В рационе была картошка, овощи, мед, грибы, крупы, хлебные лепешки. Хотелось мяса". Супругам удалось уехать лишь летом 2006 года. Они начали жизнь заново. И это довольно редкий случай: приезжая в общину, люди обычно продавали все свое имущество, рвали связи с родными, возвращаться им было некуда.

В общину Виссариона ехали неверующие люди, у которых не было никакого религиозного опыта

Кандидат исторических наук, религиовед Анна Дворецкая долгое время изучала феномен общины Виссариона. Вот что она рассказывает:

– В первую очередь в общину Виссариона ехали неверующие люди, у которых не было никакого религиозного опыта. Но к определенному возрасту любой человек начинает понимать, что есть духовная сфера, и пытается как-то в ней определиться. Кто-то обращается к традиционным религиям, кого-то они не устраивают: мало радости, много запретов. И он пытается строить свою. Меня как религиоведа виссарионовцы интересуют мало. Мне кажется, что религия для них – это прикрытие, красивый антураж, яркая картинка. Обманка, которую сложно распознать тем, кто никогда не испытывал настоящего религиозного чувства.

Виссарион. 1990-е годы
Виссарион. 1990-е годы

– Я работала со студентами, которые выросли в этой общине. Они не хотят возвращаться в общину и признаются, что попали туда не по своей воле. Более того, я не вижу в них ничего религиозного, совершенно. У детей из христианских, мусульманских семей вижу, а у них – нет. На поверхности только социальные проблемы, которые возникают у жителей "Города Солнца". И именно социальная составляющая этого явления меня интересует больше. Что за мир они хотели там построить? Сбежали от технократичного города, а спустя 25 лет опять к нему возвращаются! Активно пользуются интернетом, спутниковыми тарелками, требуют электричества и остальных благ цивилизации. Вот это противоречие, на мой взгляд, интереснее.

Не могу судить, насколько это явление опасно. В других религиозных объединениях проблем и противоречий на порядок больше. Если в первые годы к ним были вопросы, например по поводу воспитания детей, то сегодня они стараются не преступать закон. У них идет явная сакрализация власти, они обожествляют ее и пытаются с ней срастись. Уже третий глава Черемшанки – "виссарионовец", люди из общины есть и среди местных депутатов. Они делают все, чтобы с точки зрения законодательства к ним не было никаких вопросов. Более того, у меня давно возникало чувство, что это какой-то четко спланированный коммерческий проект. Другой вопрос, что большинство тех, кто сегодня хотел бы покинуть общину, не могут этого сделать. Им просто некуда поехать, и их некому поддержать. К сожалению, у нас нет реабилитационных центров для таких людей, а они нужны. Получается, пока человек там счастлив, он живет и не задумывается, а когда он эту эйфорию теряет, ему некуда деться. Как правило, подобные общины существуют около 30 лет. Основная часть уезжает после первого десятилетия. К 20–25 годам происходит ломка, второе поколение уезжает учиться и редко возвращается, община начинает раскалываться, – говорит Анна Дворецкая.

Александр Староверов на общественных работах для нужд "Города Солнца"
Александр Староверов на общественных работах для нужд "Города Солнца"

Возникает вопрос, почему на общину обратили внимание только сейчас, спустя столько лет? У членов общины есть одно предположение. Год назад обитатели деревень, где живут последователи Виссариона, активно рассказывали, что через их поселения начали прокладывать дорогу, по которой собираются возить руду с Ак-Сугского месторождения. Люди переживали, что экосистема региона будет нарушена, тайге будет нанесён непоправимый урон. Писали в местные газеты, собирали собрания, привлекали экологов. Также людей беспокоила активная геологоразведка золотых приисков в районе бассейна реки Казыр. Могло ли это стать причиной повышенного внимания к общине?

– Я не отслеживал тему с геологоразведкой. Знаю, что дорогу хотели строить, зимой еще там работы велись. Но для нас это, по большому счету, не так важно. Хотя и это могло повлиять, и то, что золотоискатели могли решить, что мы им тут мешаем. Но мое мнение, что сегодня в России такая тенденция – запрещать любые общественные организации, которые несут иное мнение. Идет массовое закрытие инакомыслящих. Это общая политика. Видимо, раньше наша церковь была не по зубам, а сейчас стали действовать более массированно, – размышляет Александр Староверов.

"4 вертолета, несколько десятков силовиков, глушилки, дроны, техника – миллионы рублей налогоплательщиков ушли сегодня на рейд силовиков в общине Виссариона, она же – Церковь последнего завета, – пишет в фейсбуке красноярский юрист Александр Брестер. – Не на бандформирование, а на религиозную общину, которая спряталась от мира в далеком Курагинском районе Красноярского края, подальше от мира. Они верят во что-то свое – для многих странное, но при этом не навязывают, не настаивают, не обязывают, не имеют насильственных призывов. Из нескольких тысяч последователей и тех, кто живет или жил рядом, сейчас будут искать единичные случаи того или иного недовольства. Ибо ничего серьезного за 25–30 лет ни разу не находили. Так появятся тюремные сроки тем, о ком вы бы и не узнали никогда, тем, кто думал, что от этого мира можно просто уйти в тайгу, на высокий берег озера Тиберкуль. А наша работа сделать хоть что-то, чтобы у них был шанс жить так, как они хотят, и верить во что хотят".

Виссариона доставили в Следком Новосибирска
Виссариона доставили в Следком Новосибирска

Днем 22 сентября Виссариона и двух его сподвижников доставили в Следственный комитет в Новосибирске. Каждого задержанного везли в отдельной машине. На вопрос журналистов, собравшихся у входа, знает ли он причину своего ареста, религиозный лидер только улыбнулся и молча проследовал в здание, сопровождаемый конвоем.

Позднее Центральный районный суд Новосибирска собрался на закрытое заседание по избранию задержанным меры пресечения.

– Я не только полностью не согласен с пунктами обвинения, я полностью отрицаю детали, которые там упоминаются. Это что-то невероятное. Я удивлен, что так можно было такое придумать, это надо какую-то заинтересованность иметь специальную, – заявил Сергей Тороп (Виссарион) журналистам перед началом судебного заседания.

В итоге судебное заседание, продолжавшееся полтора часа, завершилось тем, что судья объявила перерыв до 9:30 23 сентября. Виссариона и его помощников из суда отвезли в новосибирское СИЗО-1.

Дело расследует 5-е следственное управление Следственного комитета России (бывшее Следственное управление СКР по Сибирскому федеральному округу), которое курирует особо важные дела. В случае ареста Виссарион и его помощники останутся в СИЗО до окончания следствия. Им планируется предъявить обвинения в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 239, пунктами "а", "б" ч. 3 ст. 111 УК РФ ("Создание религиозного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами, причинение тяжкого вреда здоровью двум и более лицам").

XS
SM
MD
LG