Оппозиционный политик Алексей Навальный и его супруга Юлия в интервью Дудю подробно рассказали об отравлении в Томске и лечении его в Омске. Навальный до сих пор плохо владеет руками, но уже научился улыбаться со времени предыдущего интервью.
Алексей Навальный говорит, что он "работает морской свинкой", поскольку людей, выживших от отравления боевым химическим оружием очень мало. Врачи его изучают и удивляются тому, как он быстро восстанавливается.
Навальный сравнил отравление "Новичком" с воздействием дементоров из книг о Гарри Поттере: когда дементор целует, то человек ничего не чувствует, кроме того, что жизнь уходит.
Навальный вспоминает, что в самолёте он включил на ноутбуке мультфильм "Рик и Морти", но минут через 20 понял, что тот ему больше не интересен. Он не понимал, что происходит и попросил поговорить с ним свою помощницу Киру Ярмыш. Она выполнила просьбу, но Алексей её не слышал и не понимал. Он пошёл в туалет умыться. Через несколько минут в туалете понял, что если помедлит, то не сможет уже выйти.
Выйдя из туалета, он осознал, что и до места своего не дойдёт. Тогда он обратился к бортпроводнику со словами: "Меня отравили, я сейчас умру". Бортпроводник хотел Навальному возразить, но тот лёг ему под ноги с "твердым намерением умирать".
"Весь организм тебе говорит: "Алексей, пора прощаться. Что-то ты такое со мной сделал, что несовместимо с жизнью", - вспоминает Навальный свои чувства. Последнее, что он запомнил, слова: "Мужчина не отключайтесь".
Он не помнит, как кричал в самолёте. Ему не было больно, "но это хуже чем больно", - говорит Навальный, передавая предсмертное чувство. "Я пережил умирание, кому под наркотиками 18 дней, а потом галлюцинации после выход из комы. Для меня галлюцинации – самое худшее". Алексей привёл пример, что он "довольно долго" жил в реальности, где к нему пришла жена, потом пришёл Леонид Волков. "Алексей, ты попал в страшную аварию в Берлине. Вот есть японский профессор, он сделает тебе новые ноги и новую спину", – рассказали они в этой реальности.
Говоря об отравлении, Алексей Навальный отметил, что пока не ясно, как именно яд попал в его организм. Практически установлено, что отравление произошло в гостинице - скорее всего, он дотронулся до какого-то предмета, на который был нанесён яд.
Юлия Навальная собиралась встретить мужа в аэропорту, поэтому рано встала и услышала звонок Киры Ярмыш в 6.20 утра. Та сообщила, что Алексей отравлен, а самолёт сел в Омске. Она приехала в аэропорт, чтобы лететь в Омск. В аэропорту она узнала, что Алексей в коме и на аппарате ИВЛ. Ожидание самолёта, по её словам, было самым тяжёлым кроме момента, когда уже увидела мужа в больнице.
Навальная рассказала, что немецкие врачи заявили ей о транспортабельности Алексея в первый же день прилета и были готовы составить документ об этом в течение часа, однако омские врачи отказались выдать Навального. По её словам, добиться транспортировки мужа в Берлин помогло давление семьи и коллеги Навального, а также резонанс в СМИ.
Навальная объяснила своё решение перевезти мужа на лечение за границу "административным давлением" и тем, что в России никто не сказал бы правду о причинах случившегося с Алексеем Навальным. "Мне не нравится, что главный врач омской больницы не боится за пациентов, а боится своего начальства, чиновников из областной администрации. он говорит с нами, у него трясутся руки, но не из-за пациента", - сказала Навальная.
Сам политик считает, что его не выпускали более суток из России, поскольку ожидали, что или он умрёт, "превратиться в овоща", или в его организме не найдут следов отравляющего вещества. Он уверен, что задержись он в Омске, он бы мог умереть.
Навальный повторил свою версию о том, что его отравили по указанию Путина, и к этому, вероятно, причастны сотрудники ФСБ или СВР. Он считает, что "Новичок" вряд ли доступен кому-то, кроме спецслужб. Навальный связывает отравление со своей политической деятельностью, в том числе, с подготовкой к выборам в Госдуму.
Навальный рассказал, что видел полицейских за стеклом своей реанимации в Берлине с первых минут, как начал приходиться в себя. Позже сотрудники немецкой полиции провели с ним беседу, сообщив, что намерены предотвратить возможные покушения на него в Германии.
Беседа с канцлером Германии Ангелой Меркель, по словам Навального, началась на русском языке. "Это был полностью частый разговор, не буду его тут пересказывать. Но меня удивило, что она [Меркель] настолько в курсе событий в России, Беларуси, про Хабаровск знает. Даже какие-то детали. Позже мы перешли на английский, но русский язык она хорошо знает - по моим ощущениям, всю эту беседу она могла на русском провести".
Борт из Омска в Берлин для Навального стоил 75 тысяч евро - его оплатил Борис Зимин (сын основателя Вымпелкома Дмитрия Зимина, один из основателей просветительского фонда "Династия").
Финальный счет из клиники Шаритэ Навальные еще не получали, но, судя по предыдущим платежам, за все лечение, включая физиопроцедуры, им придется заплатить около 60-70 тысяч евро. "Для нашей семьи это, конечно, сумасшедшие деньги, но есть несколько человек, готовых поучаствовать в погашении этих счетов. Я соглашусь при условии, что они раскроют свои имена, как Дмитрий Зимин", - сообщил Навальный.
Навальные исключили возможность невозвращения в Россию и отказа заниматься политикой. "Пока точно не знаю, врачи не называют точные сроки восстановления: "Вот на тебя посмотрим, Алексей, и будем знать, сколько времени занимает". Вернусь, когда у меня руки перестанут дрожать и я буду ок. Три недели, два месяца, в этих пределах. Год? Нет, это исключено", - заявил Навальный.
- Один из лидеров российской оппозиции, глава Фонда борьбы с коррупцией Алексей Навальный потерял сознание утром 20 августа в самолёте, когда он возвращался из Томска в Москву. Лайнер совершил экстренную посадку в Омске. Навальный был госпитализирован в местную больницу, где был введён в искусственную кому. Спустя двое суток российские врачи объявили, что причина состояния Навального – нарушение обмена веществ. Они исключили версию о целенаправленном отравлении, на которой настаивали соратники оппозиционера. При этом источники издания "Медуза" утверждают, что в Омске у политика была "чёткая картина отравления", поэтому ему сразу начали вводить атропин.
- Утром 22 августа, после долгих требований жены и коллег Навального, его перевезли на лечение в Берлин, в клинику "Шарите". После обследования правительство Германии со ссылкой на лабораторию бундесвера заявило, что Алексей Навальный "вне всяких сомнений" был отравлен веществом, по составу схожим с разработанным в Советском Союзе боевым химическим оружием "Новичок".
- 9 сентября немецкое издание Die Zeit со ссылкой на анонимные источники сообщило, что Алексей Навальный был отравлен новейшим типом боевого отравляющего вещества "Новичок" – более медленным по воздействию, чем "Новичок" уже известный, но более опасным. Журналисты отметили, что новый яд не могли синтезировать в каких-либо других условиях, кроме лабораторий спецслужб, из чего делают вывод, что операцию с его использованием могла провести только российская спецслужба ФСБ.
- 14 сентября правительство Германии заявило, что наличие яда из группы "Новичок" в организме политика Алексея Навального подтвердили исследования лабораторий Франции и Швеции. Ранее его выявила лаборатория бундесвера.
- 23 сентября немецкие врачи выписали Навального из клиники "Шарите" в Германии, отметив, что решение принято на фоне улучшения состояния его здоровья. В общей сложности он провёл в клинике 32 дня, из них 24 – в реанимации.