Шесть российских чиновников и одна организация попали в санкционный список Европейского Союза в связи с отравлением оппозиционера Алексея Навального. Решение опубликовано в официальном бюллетене ЕС.
В список вошли полномочный представитель президента в Сибирском Федеральном Округе Сергей Меняйло, директор ФСБ Александр Бортников, первый заместитель главы Администрации президента (АП) Сергей Кириенко, глава департамента внутренней политики АП Андрей Ярин и двое заместителей министра обороны Алексей Криворучко и Павел Попов. Помимо этого, санкции введены в отношении Государственного научно-исследовательского института органической химии и технологии (ГосНИИОХТ), который в ЕС считают производителем отравляющего вещества "Новичок".
Чиновникам из списка будет запрещено въезжать в Евросоюз в туристических целях, их активы в ЕС, если они существуют, будут заморожены. Кроме того, физическим и юридическим лицам союза запрещено иметь с людьми из санкционного списка финансовые отношения.
Представители ЕС считают, что лица из санкционного списка могли знать об отравлении или прямо участвовать в его подготовке.
- Один из лидеров российской оппозиции, глава Фонда борьбы с коррупцией Алексей Навальный потерял сознание утром 20 августа в самолёте по дороге из Томска в Москву. Лайнер совершил экстренную посадку в Омске. Навальный был госпитализирован в местную больницу, где был введён в искусственную кому.
- Утром 22 августа, после долгих требований жены и коллег Навального, его перевезли на лечение в Берлин, в клинику "Шарите". После обследования правительство Германии со ссылкой на лабораторию бундесвера заявило, что Алексей Навальный "вне всяких сомнений" был отравлен веществом, по составу схожим с разработанным в Советском Союзе боевым химическим оружием "Новичок".
- 9 сентября немецкое издание Die Zeit со ссылкой на анонимные источники сообщило, что Алексей Навальный был отравлен новейшим типом боевого отравляющего вещества "Новичок" – более медленным по воздействию, чем "Новичок" уже известный, но более опасным. Журналисты отметили, что новый яд не могли синтезировать в каких-либо других условиях, кроме лабораторий спецслужб, из чего делают вывод, что операцию с его использованием могла провести только российская спецслужба ФСБ.