Алексей Васильев – якутский фотограф и восходящая звезда инстаграма с десятками тысяч подписчиков. Самый известный проект Алексея называется "Моя дорогая Якутия". Это своего рода "магический реализм" Крайнего Севера, где люди, мамонты и духи на равных делят пространство далекой морозной страны.
У каждой работы Васильева есть своя интересная история. По просьбе Сибирь.Реалии фотограф рассказал, как появились его самые яркие снимки и почему он не стал делать портрет шамана Габышева.
– Я начал увлекаться фотографией где-то в 2012–13 году, когда начали появляться соцсети. Инстаграм стал моей первой творческой площадкой, куда я выкладывал свои работы. Можно сказать, что происходило это от безделья просто, делать было нечего, работа мне не доставляла какого-то удовольствия. Я ходил на работу и ждал, когда она закончится. Я работал в газете, но у меня никогда особо не было таланта писать какие-то хорошие тексты. Это была самая обыкновенная, скучная и однообразная жизнь. А когда я увлекся фотографией, то я понял, что не обязательно хорошо писать, если можешь хорошо фотографировать. И фотография стала для меня спасением от этой бессмысленности жизни.
– Я выходил на улицу и снимал... Когда приходит сорокаградусный мороз, на город опускается белый туман, и всё становится похоже на какую-то мрачную сказку. Например, на Сайлент-Хилл. Прохожих почти нет, атмосфера странная, и мамонт в тумане выглядит как живой.
– Когда фотографируешь на улице, люди часто подходят и спрашивают, что это ты делаешь. Не шпион ли ты? Такая паранойя почему-то свойственна сегодня людям в России.
– Сейчас я почти совсем перестал снимать на улице. Уже не хожу, как раньше, два-три часа по городу и не фотографирую незнакомых людей. Потому что какой-то этический момент начал для меня играть роль. Имею ли я право без разрешения этих людей использовать их образы в соцсетях или в каком-то проекте? Чаще всего люди не очень-то этого хотят.
– Но бывает и иначе. Вольная борьба – это спорт номер один в Якутии. У нас много чемпионов мира, России, участников Олимпийских игр. Когда я снимал репортаж в школе олимпийского резерва, один парень подошел ко мне и попросил "сфоткать" его для родителей, живущих в далекой деревне.
– Поселок Мохсоголлох, в 100 километрах от Якутска. Одно из любимых моих мест для съемки. Там сохранилось много советской эстетики. На этом фоне интересно снимать молодых людей, таких как эти две девушки. Как говорится – почувствуйте контраст.
– Мой проект "Саха Вуд" возник в 2019 году в результате сотрудничества с якутскими кинематографистами. Я присутствовал на шести или семи киносъемках. В Якутии сейчас кинобум. У нас снимают комедии, ужасы и мелодрамы. Но в последнее время стараются делать фантастические и мифологические картины.
Эти близнецы на фото из фильма "Старушка Бирбирикен с пятью коровами" по мотивам якутской сказки. Мальчики играют роли болотных мифических существ – Долгочай они называются. Многие отмечают, что эти существа похожи на персонажей "Звездных войн".
– Это сцена из того же фильма по якутской сказке. Борьба добрых и злых сил. Человек с рогами – дух подземного мира. По верованию якутов мир состоит из трех частей: небесный мир, срединный мир людей и нижний мир злых духов. Тут перед нами сталкиваются в схватке человек и дух нижнего мира.
Феномен "Сахавуда" заключается в том, что именно на периферии, не имея практически ресурсов, люди пытаются заниматься тем, что им нравится. Некоторые бросают работу, залезают в кредиты, у некоторых распадаются семьи, и все равно они снимают кино. Такие, знаете, мечтатели. Иногда у них получается что-то стоящее, но в основном это такая самодеятельность.
– Это собирательный портрет якутских зрителей. Мне хотелось показать людей, для которых работают актеры, съемочная группа. Сначала я пытался сделать фотографии зрителей в кинотеатре, но результат мне не понравился, и я всё удалил. А потом пришел в гости к своим друзьям, увидел, как они лежат перед телевизором, и почувствовал, что это и есть настроение, которого я добиваюсь.
– Эту фотографию я сделал во время съемок хоррора, мистической драмы "Проклятая земля", которая является продолжением фильма, снятого еще в 1996 году. Он считается классикой современного якутского кино. В 2019 году снимали продолжение. И вот тут сцена, где главная героиня приходит в морг на опознание тела… Парень, который играет покойника и вейпит в перерыве между съемок, он у нас популярный эпизодический актер на подобные роли. А вейп в Якутии – очень популярная штука, у нас их постоянно курят, и на киноплощадке всегда стоит дым.
– Как-то раз я снимал по заданию Moscow Тime. Меня попросили сделать портреты 18-летних, которые родились и выросли во время президентства Путина. Эта девочка как раз из "поколения Путина". Сейчас она учится в Москве. Там много активной молодежи, у которой есть гражданская позиция. А у нас… не знаю, наверное, больше думают, куда пойти учиться, где потом работать. Во время съемок эта девочка сказала, что политика её не интересует. Это вообще свойственно молодежи в регионах. Мне кажется, что о Путине они думают в последнюю очередь.
– Кого-то очень раздражает такая аполитичность. Например, Габышева (якутский шаман, который отправился в Москву "изгонять Путина" и был остановлен силовиками. – С.Р.). Я ходил к нему знакомиться. Он показался мне не совсем адекватным. В ходе беседы начал проявлять агрессию, увидев во мне представителя того поколения, которое он, по его словам, "презирает за то, что молодежь ничего не делает, сидит на заднице ровно и не предпринимает никаких попыток изменить этот мир, этот строй, эту систему". Мы общались в течение двух дней. Сначала я хотел сделать его портрет. Но после второй нашей встречи передумал. Его история непонятная. Изначально о нем написали наши якутские СМИ, но не как о шамане, а просто как о человеке, который решил совершить пеший поход из Якутска в Москву. Уже потом, гораздо позже начали появляться эти слухи о походе против Путина. Как там было на самом деле, я уж и не знаю.
– Самая запоминающаяся съемка у меня была в конце октября этого года, когда я поехал к оленеводам, на северо-восток Якутии, в Томпонский улус. Температура была около –30, мы ехали на оленьей упряжке к горным вершинам – очень экстремальное путешествие. Наверное, потому и запомнилось. А вообще я прежде всего хочу оставить в истории образ своего региона. Может быть, пройдет сколько-то лет, и потом люди будут смотреть на эти фотографии, и по ним у них будет складываться представление о жизни Якутии – далекого, холодного, но родного для меня края.
Справка: Алексей Васильев – победитель в категории "Моя планета. Серии" международного конкурса фотожурналистики имени Андрея Стенина, лауреат конкурса "Молодые фотографы – 2017", финалист престижного мирового конкурса LensCulture Street Photography 2016, публикуется в известных российских и зарубежных изданиях.