22 сентября одна из главных газет Республики Саха – "Якутск Вечерний" – вышла с огромным заголовком "Роскомпозор" на главной полосе. Автор текста предположил, что в России закончились экстремисты, раз начали бороться с кино. Ранее Роскомнадзор потребовал заблокировать на всех российских стриминговых сервисах самый кассовый якутский фильм "Айта" режиссера Степана Бурнашева. Ведомство усмотрело в нем "деструктивную информацию, противоречащую принципам единства народов России". С подробностями истории – Сибирь.Реалии.
В основе сюжета фильма – реальный случай, о котором режиссеру много лет назад рассказал его троюродный брат-следователь. Якутская старшеклассница Айта совершает попытку суицида после изнасилования и умирает в больнице. В кармане ее одежды находят записку "Афоня, я тебя ненавижу". Единственный Афоня в поселке, где она жила, – это русский полицейский, который к тому же последним видел школьницу живой, подвозил ее до дома. Разгневанный отец девочки с друзьями решает устроить самосуд, но в итоге выясняется, что Айта имела в виду школьника Афоню из соседнего села. Конфликт разрешается, а полицейский в финале прощает отца Айты за попытку его линчевать.
"Получили какую-то анонимку"
– Я не знаю реальных причин, почему Роскомнадзор потребовал убрать "Айту" из российских видеосервисов. Как раз на днях дистрибьютеры должны встретиться с заместителем руководителя Роскомнадзора. Надеюсь, после этой встречи мы узнаем, что за недоразумение случилось, – говорит Степан Бурнашев, режиссер фильма "Айта". – Когда делегация из Якутии приезжала в Москву, она рассказывала президенту России об успехах якутского кинематографа, в том числе и "Айты". Фильм благожелательно встретили и кинокритики, и зрители: "Айта" 10 недель входила в ТОП-10 федерального проката и стала самым кассовым якутским фильмом. А в декабре прошлого года "Айта" удостоилась сразу двух наград Кинофестиваля авторского кино "Зимний". Поэтому я не понимаю, что произошло.
В сообщении Роскомнадзора говорится, что "Айта" противоречит "принципам единства народов РФ, в нем показано неравенство лиц по национальному признаку: положительные стороны героев одной национальности противопоставлены подчеркнуто негативным чертам героев другой национальности".
– Я не считаю, что в нашем фильме показано, что одна национальность лучше другой, – возражает Степан Бурнашев. – На мой взгляд, все персонажи в "Айте" положительные, и в фильме это четко видно. А финал показывает, что проблемы во взаимоотношениях между представителями разных национальностей, которые иногда возникают, всегда можно разрешить – нужно лишь разобраться, что произошло. Персонажи фильма в финале даже проговаривают, что совершили ошибку. Так что сложно утверждать, что в "Айте" есть "демонстрация неравенства по национальному признаку", как полагает Роскомнадзор. Наш фильм совершенно об обратном – о единстве народов, о том, что нельзя делить людей на "своих" и "чужих", потому что любая сегрегация может приводить к беде. Всегда нужно общаться, разговаривать, относиться друг к другу с уважением и находить общий язык. В современном мире нет места шовинизму, а обо всех проблемах, которые могут к нему привести, нужно говорить честно и открыто, что мы и сделали в "Айте".
"Кинопоиск", Okko, Wink, Premier – на всех этих видеосервисах фильм "Айта" уже недоступен.
– Считаю это недоразумением, которое в любом случае вскоре разрешится в пользу фильма, – говорит режиссер Дмитрий Давыдов, заслуженный деятель искусств Республики Саха. – В Роскомнадзоре, скорее всего, даже не смотрели сам фильм. Они просто получили какую-то анонимку и автоматически отреагировали таким образом. Просто перестраховались.
При этом прокатное удостоверение Минкультуры у "Айты" не аннулировано: в соответствующем реестре министерства нет отметок о его отзыве.
С начала проката в марте 2023 года сборы фильма при бюджете в четыре миллиона составили 26,4 млн рублей, что сделало его самым кассовым в истории якутского кино. Для сравнения: получившая субсидию Минкульта пропагандистская драма "Свидетель" о войне в Украине при бюджете в 200 млн собрала в кинотеатрах 14,4 млн рублей за пять недель проката.
В декабре 2022 года "Айта" удостоилась сразу двух наград Кинофестиваля авторского кино "Зимний". Степан Бурнашев, который также является одним из авторов сценария, получил награду фестиваля за лучшую режиссуру. Исполнителя главной роли Иннокентия Луковцева жюри "Зимнего" признало лучшим актером фестиваля.
Режиссер Александр Сокуров считает, что претензии Роскомнадзора к фильму "Айта" ставят под угрозу развитие национального и жанрового кино. "Я недавно посмотрел фильм. И я ничего того, что увидел Роскомнадзор, в этом фильме не увидел. Это художественное произведение, у которого есть право ходить, что называется, по границе, размышлять, рассматривать, что происходит в жизни людей. И должен сказать, что я <…> никогда не видел фильмов, которые возбуждают национализм", – сказал Сокуров.
Оснований для запрета "Айты" не видит и министр культуры и духовного развития Республики Саха Юрий Куприянов: "Я фильм смотрел. И он построен на конкретной ситуации, где есть национальный вопрос к приезжим людям. Но фильм правильный! И ни в коем случае не националистический! Я говорю вам не как министр культуры, а как человек, личность, обыкновенный зритель. Все герои фильма сделали в конце свои выводы, в том числе и полицейский, которого играет Кеша Луковцев. Вот это самое главное! И, в принципе, все герои знают, что ложно обвиненный русский парень – неплохой человек. Фильм строится на конфликте, связанном с национальным вопросом. С этим я согласен. Но! Вы же видели финал? Там заканчивается тем, что населению становится стыдно! За то, что подозревали невиновного. Это умение признавать ошибку и делать выводы. Вот о чем фильм!" Однако, будучи чиновником, министр Куприянов считает, что "решение надзорного органа надо выполнять".
"Айта" не первый якутский фильм, который обвиняют в национализме и русофобии. Три года назад та же участь постигла работу режиссера Владимира Мункуева – картину "Нуучча", получившую Гран-при в секции "Восток-Запад" Международного кинофестиваля в Карловых Варах в 2021 году. В фильме рассказывается история, произошедшая в конце XIX века с якутской семьей. Хабджий и его жена Керемес живут в глуши и только что похоронили второго ребёнка. Местный князь поселяет к ним раненого русского каторжника Костю, которого они выхаживают, но каторжник решает стать новым хозяином дома. "Нуучча" получила прокатное удостоверение и должна была выйти в российский прокат весной 2022 года. Однако сразу после начала войны Мункуев сообщил в своем Instagram, что все показы фильма отменены. "Думаю, не стоит объяснять почему", – написал режиссер.
В тот же день, когда вышла публикация про "Роскомпозор", стало известно, что якутский фильм "Кандидат" режиссера Дмитрия Шадрина и вовсе не получил прокатное удостоверение. Причиной отказа стала "пропаганда ЛГБТ" – Минкульту не понравилось, что один из героев-мужчин носит женскую одежду и парик, пользуется косметикой. Вникать в то, что внешний облик героя – лишь комический прием, ведомство нужным не сочло.
– Я смотрел "Айту". Это совершенно очевидно антишовинистический фильм, – сказал в интервью Сибирь.Реалии режиссер, продюсер и медиа-менеджер Александр Роднянский. – В той логике, которой руководствуется Роскомнадзор, огромное количество фильмов можно было бы считать либо националистическими, либо шовинистическими. А "Айта" – это вполне внятная человеческая история, я бы даже сказал, несколько прямолинейная. Это в хорошем смысле гуманистический фильм, который рассматривает очевидные проблемы – и вполне реальные, если верить автору, а оснований ему не верить нет. Фильм позволяет сделать совершенно прямые выводы, столь же прямо противоречащие позиции Роскомнадзора.
– Как вы полагаете, почему же тогда надзорное ведомство сочло, что "Айту" нельзя показывать российскому зрителю?
– Мне кажется, что запрещать любой фильм – это чудовищная ошибка. Проще устраивать дискуссии, обсуждать, высказывать мнения. Запрещать – это намного опаснее, чем сами фильмы, которые дают повод для размышлений. А причина запретов всегда одна и та же – глупый и совершенно дикий бюрократический страх, который сегодня усилился в десятки раз по сравнению с тем, что было до начала вторжения в Украину. На сегодняшний день у всех чиновников повышенный уровень бюрократического страха, что привит к самым глупым, нерациональным решениям.
– Есть ощущение, что Роскомнадзор особенно придирчив к якутскому кино...
– На мой взгляд, это подавление последнего очага жизни в российском кино. Якутский кинематограф – это абсолютный феномен. Он сложился своим уникальным образом, не благодаря действиям государства или каких-то государственных органов. Несколько талантливых людей начали развивать кинематограф в одном из российских регионов. В крупнейшем, конечно, и так далее, но в одном из. И вдруг случился совершенно самостоятельный кинематограф со своими лидерами, со своим собственным языком, популярный и поддержанный собственной аудиторией. И соответственно, контролируемый этой аудиторией и ее интересами, а не каким-нибудь чиновником. Естественно, в нынешних условиях это пытаются подавить. Вот, собственно, и ответ.
"Режиссеру низкий поклон"
Появление текста под заголовком "Роскомпозор" не могло пройти незамеченным в СМИ и соцсетях. Вот какие комментарии, в частности, появились в разных пабликах во "Вконтакте" под заметками на эту тему:
Надо бы обязательно посмотреть данное кино
Через сколько секунд издание признают иноагентом?
Теперь про этот фильм узнает вся страна, Роскомпозор опять стал популяризатором картины.
А "Крымский мост" с откровенно расистскими шутками не хотят запретить?
Я смотрел фильм. Он совсем не об этом. И фильм крутой!
Как сделать ваш фильм известным, привлечь к нему внимание? Надо сделать три вещи:
1. Осуждение фильма Мизулиной (можно обеими)
2. Осуждение фильма Милоновым
3. Запрет проката фильма Роскомнадзором
Всё! Теперь ваш фильм смотрят, комментируют, скачивают.
Якутам огромное уважение, режиссеру низкий поклон, редакции якутской газеты полироли для их стальных яиц (они огромные, полироли нужно много)
"Вы хотите их выжить из страны?"
Что думают кинокритики о фильме "Айта" и решении "Роскомнадзора"?
Алексей Филиппов, редактор сайта "Кинотеатр.ру"
– Теперь под лозунгом [Роскомнадзора] можно закрывать любые фильмы — и это еще более жестко и непрозрачно, чем когда сегодня утром прошла новость о том, что фильм "Кандидат" запрещают из-за якобы "ЛГБТ-пропаганды", что тоже, в общем, специфическое решение.
– Режиссер Степан Бурнашев утверждает, что посыл его фильма был в том, что не нужно делить людей на своих и чужих. Этот мотив считывается при просмотре?
– В фильме есть финал, который буквально это проговаривает. В художественном смысле это выглядит несколько проигрышно, но в итоге, понимая сложность темы для российского проката, это, наверное, была определенная закономерная перестраховка.
Я думаю, все знают, что между разными народами, проживающими на территории РФ, может возникать определенное напряжение. Это может быть обусловлено ситуативно или исторически, или, как показано в фильме, вызвано каким-то импульсом, который позволяет зацепиться за различия, часто используемые людьми в стрессовых ситуациях. Это драматургически и по-человечески понятный сюжетный ход.
В основном, с темой [этнических конфликтов] стараются не работать просто от греха подальше, потому что, мне кажется, фильмы, затрагивающие подобные проблемы, сталкивались с задержкой выхода или с какими-то скандалами. В данной ситуации мы можем оценивать это как некоторый виток запрета на реальность. В целом, большинство остросоциальных авторских фильмов перестали поддерживаться Минкультом примерно с 2014 года.
Попытка рефлексии, даже в жанровой обёртке становится всё более сложна. Из заметных примеров [подобной цензуры] в голову приходит сериал "Салам, Москва" Павла Бардина, который несколько лет не решался выпустить "Первый канал", но потом как-то со скрипом все-таки запихнул то ли в ночной слот, то ли на свой сайт. И якутский фильм "Нуучча" [Владимира Мункуева], который, как я понимаю, не выходит в том числе из-за того, что он затрагивает определенную национальную динамику в Республике Саха в начале XX века.
Якутское кино в последнее время действительно сильно привлекло к себе внимание, стало мейнстримом, о нем очень много пишут даже непрофильные медиа. Фильм "Выход" [Максима и Евгении Арбугаевых] выдвигался на "Оскар". Якутские фильмы сейчас показывали [на фестивале] в Казахстане, то есть очень много дополнительного развития у этого бренда. Плюс, я думаю, кассовые сборы "Айты" тоже на это повлияли. Если раньше [власти РФ], наверное, как-то не внимательно смотрели [на якутское кино], потому что считали некоторой региональной спецификой, то сейчас дошло даже до надзора Минкульта.
К сожалению, [в Минкульте] работа с любыми глобальными феноменами, очевидно, не очень аккуратная, потому что не очень понятно, кто эти эксперты, которые занимаются оценкой, что является "пропагандой [ЛГБТ]", а что нет. Насколько они вообще понимают, грубо говоря, культурную специфику кинематографии, про которую они судят? Если не брать якутское кино: понимают ли они особенности иранского или китайского кинематографа, чтобы принимать какие-то решения?
Это просто глобальный вопрос, который встает относительно вмешательства государственных структур в то, что выходит, что не выходит [в кинотеатрах]. В целом, закон [о запрете "ЛГБТ-пропаганды"] исходит из абсолютного непонимания, как работает сексуальная и гендерная идентичность человека, и идет во вред людям, которые себя идентифицируют определенным образом. Еще до [ноябрьской] редакции закона [о запрете "ЛГБТ-пропаганды"] в любой непонятной ситуации дули на молоко и перестраховывались, точно так же, как с темой межнациональной розни.
Кинокритик одного из федеральных российских СМИ на условиях анонимности
– Когда вы смотрели фильм, вы заметили признаки "неравенства лиц по национальному признаку", о котором заявил Роскомнадзор?
– Нет, конечно. Собственно, весь фильм показывает то, что винить во всем других, "чужих" — это подход очень неправильный, и он приводит только к эскалации конфликта, а не к его разрешению. На мой взгляд, если этому фильму предъявлять какие-то претензии, то [за то], что мысль изложена слишком в лоб, то есть буквально.
Я бы сказала, что этот фильм, наоборот, борется с национальной рознью и с ксенофобией. Но опять-таки, на мой вкус, он делает это, может быть, чрезмерно прямолинейно и немножко идеалистически. Как мне кажется, в реальной жизни эта ситуация, как она показана в фильме, могла бы разрешиться более жестко и не так оптимистично, но это выбор авторов, они решили показать эту ситуацию так.
Поэтому все претензии [Роскомнадзора] выглядят просто абсурдно, потому что именно этому фильму нельзя предъявлять претензии в том, что он разжигает национальную рознь. Чтобы это увидеть, я не знаю, нужно посмотреть какой-то другой фильм
Мне кажется, надо возвращать фильм на стриминги, потому что он был показан на нескольких кинофестивалях по России, получил приз за лучшую режиссуру на кинофестивале "Зимний" в декабре прошлого года в Москве.
Кинообозреватель из независимого интернет-издания на условиях анонимности
– Когда вы смотрели фильм, увидели ли вы "неравенство лиц по национальному признаку", о котором говорит Роскомнадзор?
– Картина Бурнашева ровно про противоположное. Удивительно, какими глазами смотрели эксперты Роскомнадзора, потому что эта картина как раз выступает категорически против национальной розни, вражды. Картина рассказывает о том, как стереотипы [проявляются] в обществе: как только дело касается другого по национальному признаку, допустим, якута в русской среде, или наоборот, в сообществе под влиянием какой-то сплетни на первый план выдвигается рознь и вражда, это становится предметом для обвинения, ненависти и как результат – мести. Нельзя подозревать рядом с тобой проживающего человека по какому-то принципу, по тому, что он другой крови, или по тому, что у него другие мысли. Ненависть разрушает весь мир.
Эта проблема волнует режиссера больше всего, и он показывает, что человек ни в чём не виноват, что он обвинён неправильно. Может быть, я ошибаюсь, но мне кажется, что кино не понравилось какому-то зоркому глазу силовика – что народ пытается учинить самосуд. Но это тоже показано автором как ошибка некоторых людей, и в фильме есть очень толковые полицейские, которые пытаются предотвратить [самосуд].
Это человеческое, спокойное, интересное якутское кино — самый кассовый якутский фильм года. Картина с марта была в прокате, после этого [в мае] вышла на [стриминговых] платформах, лежала там, люди смотрели якутское кино, и это очень здорово. [Кинорежиссеры Степан] Бурнашев и [Дмитрий] Давыдов тянут якутское кино, поднимают на мировой уровень, при том, что [в Якутии] очень много хороших режиссеров.
Что же вы делаете? Вы хотите их выжить из страны? Погубить ту единственную в стране развивающуюся вертикальную кинематографию? Какой в этом смысл? Где ваш патриотизм? Это очень странно всё и удивительно. Бурнашев совершенно не планирует куда-то ехать, он хочет здесь снимать. Он пытается подавать [заявки о финансировании] в Минкульт — им все время отказывают. Это очень странная позиция по отношению к уважаемой и довольно талантливой народности, проживающей вместе с нами.