Ссылки для упрощенного доступа

"У нас в районе непрекращающийся траур". Как война против Украины уничтожает малочисленные народы России


Горный Алтай, Кош-Агач, открытие мемориальной доски в школе имени Л. И. Тюковой
Горный Алтай, Кош-Агач, открытие мемориальной доски в школе имени Л. И. Тюковой

9 августа – Международный день коренных народов мира. В России сегодня насчитывается 47 народностей, 40 из которых относятся к малочисленным народам Севера, Сибири, Кавказа и Дальнего Востока. Некоторые этносы сейчас представлены в буквальном смысле – единицами. Например, кереков осталось всего 23 человека, алюторцев 96. Но именно представителей коренных народов часто в первую очередь забирали на войну во время мобилизации. Сибирь.Реалии рассказывает о том, как война против Украины уничтожает малочисленные народы России.

Чтобы не пропускать главные материалы Сибирь.Реалии, подпишитесь на наш YouTube, инстаграм и телеграм

"Уход на войну тоже своего рода суицид"

Улаган – одно из самых отдаленных сел Горного Алтая. К Монголии и Тыве оно ближе, чем к райцентру. Вместе с соседним Кош-Агачинским районом Улаган приравнен к Крайнему Северу. Здесь, среди гор в Чуйской долине, всего 55 теплых дней в году, при этом снег можно увидеть и летом. А зимой нередко бывает ниже –45. В немногочисленных гостевых домах даже в июле туристам выдают дрова, чтобы не замерзли.

Проживающие здесь на пенсию уходят раньше на 5 лет, чем остальные россияне. Скотина, как и аил (юрта или шалаш), есть практически у каждой семьи. А вот работа – далеко не у всех. В основном трудятся в бюджетных организациях или вахтовым методом.

Алтай, село Улаган
Алтай, село Улаган

Кош-Агач и Улаган – места компактного проживания теленгитов – коренного малочисленного народа, исповедующего шаманизм. Здесь на любом здании всегда две таблички – на русском языке и на местном диалекте. Именно на нем между собой и общаются сами теленгиты. Русский используют только в разговорах с приезжими.

Согласно переписи населения 2021 года, теленгитов в России осталось 2730 человек. В 2010-м их было почти 3700.

Когда в 2022 году началась мобилизация, из Кош-Агача призвали 26 человек, из которых 24 оказались представителями малочисленного народа. Это вызвало волну возмущения в интернете. Прокуратура, теперь уже экс-глава республики Олег Хорохордин, призывная комиссия пообещали провести проверку. Вскоре военком Республики Алтай Олег Денисенко заявил, что мобилизация была проведена по закону.

– Мы надеялись, что хоть кого-то вернут. Пацаны тогда еще в Новосибирске были. Но нет, все в итоге уехали на войну. На словах говорили, что, мол, просто сбой системы, ошибка произошла. Но ведь за эту ошибку кто-то должен отвечать! Нас мало! На мой взгляд, теленгитов вообще не должны были забирать! А тут почти 90% мобилизованных теленгиты, – возмущается местный житель Аззат Тондоев.

В поименном списке представителей коренных народов России, погибших в Украине, сегодня числится 25 фамилий теленгитов.

– Наш район погрузился в траур. Каждый месяц у нас похороны. Многие уходят добровольцами. Месяц-два – и возвращаются в цинковом гробу. У многих осталось по трое-четверо детей. Почему идут? У нас не принято задавать вопрос "почему". И это касается не только Украины, а всего, всей жизни вообще. У нас на такие вопросы либо отвечают молчанием, либо "потому", – рассказывает местная жительница Айана Тыдкова (имя изменено).

Последние похороны прошли в селе Чибиля Улаганского района 16 июля. Прощались с добровольцем, отцом четырех детей 36-летним Адучы Тадышевым. На войну он пошел в январе этого года, а в июне погиб.

В соседнем Кош-Агаче последние похороны прошли 2 августа – простились с 38-летним Германом Енчиновым. Отец четверых детей, в октябре прошлого года заключил контракт. На войне служил водителем.

Только в одной местной школе имени В. И. Чаптынова сейчас семь мемориальных табличек с фотографиями тех, кто погиб в Украине. В школе имени Л. И. Тюковой – таких четыре.

Алтай, Кош-Агач, открытие мемориальной доски в школе имени Л. И. Тюковой
Алтай, Кош-Агач, открытие мемориальной доски в школе имени Л. И. Тюковой

– Мой одноклассник – Артемий Таханов – погиб. Мы учились вместе до 5-го класса, потом его перевели в республиканскую гимназию. Он учился в Томске в университете и работал дорожником. Пошел добровольцем в августе 2022-го, а в октябре погиб. Зачем пошел? А как не пойти? У него папа Афган прошел. Сейчас руководит организацией ветеранов боевых действий в нашем районе. И что, сын с таким папой может спокойно сидеть дома, когда война? – рассказывает местная жительница (имя которой мы не называем из соображений безопасности).

В Бельтирской школе, где учился погибший, в прошлом году открыли уголок памяти. Сегодня там две фотографии – Артемия Таханова и Амыргы Суразова, оба погибли в Украине. В торжественной обстановке доску открывали отец Артемия – Леонид Таханов и ветеран войны в Чечне, дядя Амыргы – Алим Суразов.

Открытие мемориальной доски в Бельтирской школе
Открытие мемориальной доски в Бельтирской школе

Особое внимание в местных школах сегодня уделяют так называемому "патриотическому воспитанию". Удачей считается попасть в один из кадетских классов, учеников которых государство берет на полное обеспечение, и это хорошее подспорье для многодетных семей. Учителя любят приглашать на уроки бывших военных, в том числе тех, кому удалось вернуться живыми из Украины.

Так, в Улаганской начальной школе в мае этого года прошла встреча школьников 2 "Б" и 3 "В" с участником вторжения в Украину Конуновым Амыром Олеговичем. Сибирь.Реалии нашел на сайте Улаганского райсуда три карточки уголовных дел полного тёзки этого "героя СВО", согласно которым он был судим за телесные повреждения и угрозы убийством.

– В Улаганском и Кош-Агачском районах, местах компактного проживания теленгитов, очень много смертей. Погибло гораздо больше, не 25. Связано это и с безработицей, и безнадегой. На Алтае один из самых высоких показателей по суициду. Уход на войну тоже своего рода суицид. Только без отрицательных последствий для семьи, наоборот, одни плюсы, – комментирует Амыр Айташев, журналист из Горного Алтая, эмигрировавший из России в 2022 году из-за преследования за "дискредитацию армии".

9 августа в Кош-Агаче простились с очередным земляком. У 35-летнего Кельжана Алпейсова осталось пятеро детей.

"Для малочисленных народов даже гибель нескольких человек – это уже большая трагедия"

На войне гибнут представители практически всех коренных народов России. Так, накануне от кузбасской журналистки Натальи Зубковой стало известно, что скончался представитель шорского народа из Кемеровской области Семен Кискоров. Вместе с братом Геннадием он был мобилизован осенью 2022 года. Оба получили ранения в первые месяцы службы.

В декабре 2023-го Семен рассказал, что их с братом заставляют вернуться на передовую, применяя угрозы и пытки. По его словам, командиры избивали подчиненных и привязывали к дереву, требуя деньги – иначе их отправят на передовую. После публикаций в СМИ командование заставило Семена и Геннадия отказаться от своих слов. Родные мобилизованных рассказали, что командиры вынудили братьев написать объяснительные о том, что "все это неправда, это украинские солдаты, и все, кто пишут об этом [в СМИ], тоже украинцы". Больше на связь с журналистами братья не выходили. О судьбе Геннадия ничего не известно.

Татьяна Чепсакарова и Семен Кискоров
Татьяна Чепсакарова и Семен Кискоров

Сайт "Россия коренных народов" (создан еще до войны эмигрировавшими представителями КМН) ведет поименный список представителей коренных народов, погибших на войне в Украине. Сейчас в нем почти 400 фамилий с фотографиями, указанием национальности и региона проживания. Согласно этим данным, больше всего из коренных малочисленных народов, живущих на территории РФ, потеряли тувинцы-тоджинцы (не менее 151 человека), ненцы (не менее 74), чукчи (не менее 54).

– В силу разных причин мы пристально можем следить всего за несколькими регионами. Предполагаю, что в реальности по ним цифра примерно в два раза больше. По регионам, которые мы специально не отслеживаем, примерно в 10 раз больше. Думаю, что только представителей коренных малочисленных народов в Украине убито несколько тысяч. Это огромная, сложная работа – установить имена и национальность. Есть фамилии, по которым понятна принадлежность: Эттынкеу и Тнескин – это чукотские. Это легче. А есть регионы южнее (Амурская область, Камчатский край, Сахалин), у многих фамилии русские, русифицированные. И абсолютно невозможно идентифицировать по национальности, – прокомментировал Дмитрий Бережков, представитель Международного комитета коренных народов России, редактор сайта "Россия коренных народов". – Есть народы, у которых просто несколько сотен человек осталось. Там энцев мало (по переписи 2021 года – 201 человек), кереков (по переписи 2021-го – 23 человека). Если потери в войне влияют на крупные этносы в течение десятков поколений и на протяжении огромных сроков, то для малочисленных народов даже гибель нескольких человек – это уже большая трагедия. Если в народе всего 200 человек, и два молодых представителя погибли на войне, значит, двух семей уже не будет.

Дмитрий Бережков
Дмитрий Бережков

Некоторые активисты говорят о том, что власти России целенаправленно уничтожают коренные народы. Вы согласны с этим?

– Скорее всего, причина более простая, более банальная и более циничная. Что касается вопросов принудительной мобилизации, то у представителей коренных народов просто меньше возможностей отбиться, меньше информации и так далее. Их призывают в армию, и они безропотно идут, не спасаются бегством в другой город или переездом на дачу. И в целом то, что коренных народов больше на войне, связано с бедностью.

Взять, к примеру, Ямал, очень благополучный регион с точки зрения финансов. Процент коренных народов на войне будет превосходить долю некоренного населения. Потому что оленевод Ямала – это самый бедный слой в этом регионе. Люди идут на войну из-за денег, и государство этим пользуется.

Сказывается еще и то, что легче пропагандировать идеи о славном возрождении страны, о величии России, о необходимости вести священную войну среди населения менее образованного. А уровень образования малочисленного народа значительно ниже, чем средний по стране. Коренные народы, как правило, живут охотой. И это также является одной из причин, по которой военкоматы с большим удовольствием и с большим энтузиазмом набирают представителей КМН.

В одном якутском селе, когда была мобилизация, забрали как раз всех охотников. Когда потом спросили у главы администрации, как так получилось, он сказал: они же стрелять умеют, а еще и безработные. Подавать в мобилизационные списки тех, кто работает трактористом или печником в детском саду, – значит, ослаблять муниципалитет. Поэтому охотников отдали прямо семьями, несколько братьев одновременно забирали.

Погибшие в войне в Украине представители малых коренных народов России
Погибшие в войне в Украине представители малых коренных народов России

В последние годы в пропагандистских СМИ стала чаще появляться информация о жизни коренных народов, например о конкурсах красоты среди тюркских народов, национальных соревнованиях охотников. С чем, по-вашему, это может быть связано?

– Всплеск внимания к малочисленным народам начался еще до войны, в 2021 году. Это было связано с председательством России в Арктическом совете. Пошел заказ, большие деньги были выделены. Под это дело создали отдельные информагентства. Самый простой пример: президент "Газпромнефти" Андрей Патрушев (сын Николая Патрушева, помощника Путина, экс-директора ФСБ. – Прим. СР) ушел со своего поста, из бизнеса и стал председателем автономной некоммерческой организации, которая занимается Арктикой (центр "Арктические инициативы", основным видом деятельности названо "консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления"). В том числе он издавал книги на языках коренных народов, участвовал в мероприятиях, посвященных коренным народам. Это было довольно гротескно – видеть человека, который недавно участвовал в большом разделе шельфа, а тут он словарь издал. А потом все это дело перестроили, стали пропагандировать войну. Хотя некоторые сайты позакрывались, потому что поток финансирования иссяк.

– Есть мнение, что данные переписи населения не соответствуют действительности в части коренных малочисленных народов. Вы согласны с подобными оценками?

– Россия признает коренными малочисленными народами РФ те, численность которых менее 50 тысяч человек. Это был компромисс между представителями самих коренных народов, властью и антропологами в 1990-х годах. По всем ощущениям, по скорости роста рождаемости и так далее, количество ненцев превысило эту цифру по переписи 2021 года. Однако в переписи указана цифра 49 646 человек. И вот мне кажется, что власть просто своим решением ограничила цифру, чтобы оставить ненцев в этом перечне коренных малочисленных народов Севера.

Связано это с тем, что ненцы – самый традиционный народ Севера, который в наибольшем количестве сохранил домашнее оленеводство в первозданном виде. Убирать их из этого списка было бы некрасиво, к тому же Россия –председатель Арктического совета, это было политически невозможно. Но и политически изменять правила этих 50 тысяч, увеличивать список было тоже невозможно, потому что сразу же встает вопрос о включении в этот список, допустим, хакасов. И многие другие народы давно просят, чтобы их включили. Это связано с вопросами охоты, рыболовства, чтобы получать льготы, лес. Власти говорят, что нет, вас больше. Хотя, я думаю, что хакасов примерно 50 тысяч, карелов еще меньше, но мало кто из них будет глубоко копать эту историю, выяснять, что власть их обманывает. Уже нет ресурсов, нет возможности все это пересчитать. Только сама власть может эту статистику дать.

"У коренных народов практически не осталось способов защитить себя"

– С какими еще проблемами сталкиваются сегодня представители коренных народов?

– Самое страшное – это война и этот призыв в армию. Потому что уходят молодые, уходят сильные мужчины, отцы. Гибель даже единичных представителей того или иного народа – это огромные потери. И это все уже 100% скажется на последующих поколениях.

Вторая проблема, которую я сейчас вижу, – невозможность защищать свои права, которые даже прописаны в российском законодательстве. Если раньше коренные народы могли привлекать экологов, правозащитников, независимые медиа, взаимодействовать с зарубежными сетями коренных народов, с ООН, то сейчас все это отрезано, сейчас все это преследуется и невозможно обеспечить себе защиту.

В одном алтайском селе недавно перекрыли дорогу и не пустили геологическую технику в поселок. И в этих условиях бизнес и коррумпированная власть, которые тесно связаны между собой, всегда будут иметь возможность либо купить, либо не замечать коренное население. Повсеместно мы видим, как уже сейчас представители КМН вынуждены уступать в конфликтах с промышленниками.

Еще одна проблема – изменения в подходе и власти, и бизнеса к освоению природных ресурсов. Раньше экологическим стандартам уделялось больше внимания. Прокуратура природоохранная больше отслеживала экологические нарушения. Вместо китайских инвесторов были американские, которые понимали экологическое законодательство и подчинялись ему. Сейчас все упрощается.

Опять же про алтайские села, которые страдают от золотодобычи. Местные говорят, что старатели до этого пытались заходить, но каждый раз наталкивались на проблему экологических стандартов. Их соблюдение, учитывая объем золота на этих речках, делало его добычу невыгодной. А сейчас стало выгодно, потому что можно меньше обращать внимание на экологию.

Еще одна проблема есть, то ли этическая, то ли политическая. Это использование коренного народа в пропаганде: ансамбли, которые танцуют на мероприятиях с бубном, гуманитарная помощь, которую ассоциации коренных народов возят в Мариуполь.

На международных мероприятиях, например в ООН в Нью-Йорке, представители коренных народов со всего мира обсуждают проблемы, которые стоят перед их народами. Российские же получают подробный инструктаж перед каждым выходом на трибуну от представителя МИДа (который очень похож на представителя ФСБ) и говорят о том, что необходимо снять санкции.

Есть еще огромное количество других проблем. Это и язык, который исчезает и который теперь не является обязательным в школах, и на это выделяется меньше денег. Это алкоголизм, плохое здравоохранение. Недавно массово закрывали ФАПы и сельские больницы. Больше всего пострадали поселки коренных народов, мелкие населенные пункты. Если в европейской части России это все-таки проблема, которую можно решить (есть нормальные дороги, да и расстояние короче), то в местах компактного проживания КМН, как правило, дорог нет, а расстояния огромные.

Камлание за военных
Камлание за военных

– В конце июля Минюст включил 55 организаций, занимающихся вопросами коренных народов России, в список экстремистских. На ваш взгляд, как это отразится на дальнейшей судьбе коренных народов?

Нашу организацию тоже включили в этот список. В обсуждении этой темы среди представителей других организаций, включенных в список, видел задор, что это значит – их возможности возрастают, что Москва признает их в качестве врагов и так далее. С моей точки зрения, это очень-очень негативное событие, которое уже влияет и будет влиять на судьбы конкретных людей, конкретных лидеров, конкретных активистов, что репрессивная машина в отношении них уже запущена. Также это обернется отсутствием гласности. Именно на это власть нацеливалась своим ударом. Потому что представители коренных народов, которые проживают в России, теперь имеют гораздо меньше возможностей что-то обсуждать. Они остались один на один с властью, один на один с этим коррупционным бизнесом, который в сотни раз их превосходит по силе и по возможностям. Из-за этого еще больше представителей коренных народов окажутся на войне. И возможно, в результате этого некоторые народы исчезнут.

Мы не разглашаем имя автора этой публикации из-за угрозы уголовного преследования по закону о нежелательных организациях в России.

XS
SM
MD
LG