Ссылки для упрощенного доступа

"Предупреждавших, что страна катится в п**ду, называли демшизой". Антивоенные выставки в Нью-Йорке и Берлине


Выставка российских художников, Нью-Йорк
Выставка российских художников, Нью-Йорк

Текст: сайт "Окно"

В Нью-Йорке и Берлине в конце зимы прошли выставки антивоенных работ российских и украинских художников. Приуроченные к
началу полномасштабного военного вторжения в Украину картины рассказывают не только о реалиях военного времени – мобилизации и массовом отъезде из России, но и о том, как высмеивали художников, предупреждающих, что "дубинопись ОМОНа – начало конца".

Чтобы не пропускать главные материалы Сибирь.Реалии, подпишитесь на наш YouTube, инстаграм и телеграм.

"Дубинопись – это предупреждение о конце"

В Штатах выставку организовал бывший сибиряк, методично скупающий работы земляков и других российских художников, "за чью позицию не стыдно". Василий Даниленко уехал из Братска очень давно, а 13 лет назад переехал из Москвы в Лос-Анжелес, бросив хорошую работу в рекламном агентстве.

Выставка российских художников, Нью-Йорк
Выставка российских художников, Нью-Йорк

– Я собрал в конце февраля работы художников, работы которых актуальны и за позицию которых мне не стыдно в контексте всех событий. Оказалось, что здесь это было единственное такое мероприятие после начала войны. С работами российских художников, – говорит Даниленко.

Интерес был такой, что выставку пришлось стихийно продлить до марта.

Выставка российских художников, Нью-Йорк
Выставка российских художников, Нью-Йорк

– Я хотел сделать формат квартирника и просто собрать друзей. Но в итоге продлил еще на один день, и потом еще на один день, потому что желающих было больше, чем вмещало помещение, – вспоминает Даниленко.

Одна из картин волгоградского художника, известного острой арт-сатирой под псевдонимом Philippenzo (например, стрит-арт "Изроссилование"), была создана еще до войны, но со временем – из-за мобилизации и массового отъезда мужчин из России – оказалась даже более актуальной.

Картина "Чешите пока чешется"
Картина "Чешите пока чешется"

– Картина "Чешите, пока чешется" была создана за пять лет до начала войны – к групповой выставке "Монстрация. С новым 17-м!". Выполнена в формате гротескного двусмысленного лозунга с политическим подтекстом, затрагивающим тему эмиграции из России. Однако по-настоящему актуальной она стала сегодня, когда идёт война, после того как была объявлена мобилизация и границы РФ, казалось, вот-вот закроются. Холст как бы является последним предупреждением всем тем, кто хочет и еще пока может уехать, – говорит Philippenzo. – Немцова убили в 2015 году. Крым отжали в 2014-м. Путин пожизненно взошел на трон в 2012-м. Мне лично все уже было понятно. Однако большинство жителей нас, тех, кто еще тогда предупреждал о том, что страна катится в п**ду, называли демшизой, хихикая. Но после сентября 22-го даже таким стало все очевидно.

Сам художник из России уехал в октябре 2023 года, когда на него уже завели уголовное дело.

– Успел запрыгнуть в последний вагон. Так что картина актуальна и для моей личной истории. Этот призыв – "чешите" – он и сейчас справедлив. Пока не закрыли страну (а ее так или иначе закроют), у оставшихся еще есть возможность уехать.

О другой работе "Большой красный флаг" ее создатель и один из организаторов "Монстрации" Артем Лоскутов рассказывает так: это живопись, в которой инструментом для работы с краской служит полицейская дубинка.

Картина Артема Лоскутова "Большой красный флаг"
Картина Артема Лоскутова "Большой красный флаг"

– Все лето перед глазами – полицейские дубинки, которыми с удивительным остервенением *** [бьют] моих сограждан. Появилось желание отразить, зафиксировать ее в подходящем образе. Я искал подходящий инструмент для фиксации этих впечатлений в формате холста. Нашел в военторге – правда, без документов мне этот инструмент продавать отказались. Пришлось проявить смекалку и купить тонфу напрямую у росгвардейца. Он с легкостью мне ее продал, оценив в 800 рублей, – объясняет художник.

Под картиной, написанной в 2023 году, поясняющая надпись: "Холст, акрил, дубинопись".

– В твиттере сейчас в ходу мем "красный флаг" 🚩 — в значении тревожного звоночка, предупреждения об опасности, которое нельзя игнорировать. Так вышло, что красный флаг – это еще и флаг страны, где я родился. Страны трезвонящих тревожных звоночков. страны, которая вроде как была и закончилась, но теперь очевидно, что никуда не делась, – говорит Лоскутов. – Дубинопись – это предупреждение о конце. Рисование закончилось. Русская культура закончилась дубинописью. Таков мой artist's statement (заявление художника).

Картина "Думы окоянные"
Картина "Думы окоянные"

"Ненавижу нынешний политический режим в России"

Художник из Омска (имя не публикуем из соображений безопасности) на выставке был представлен сразу четырьмя работами. На одной из них два Ленина с котиками на руках пьют водку. На другой под названием "Никуда" милицейский воронок едет по разбитой деревенской улице.

Сам художник-примитивист, один из основателей галереи "Левая нога" в Омске, о своих работах говорить отказывается – мол, если надо объяснять, то не надо объяснять.

Картина "Никуда"
Картина "Никуда"

Год назад художника пригласили на беседу в Центр "Э", где ему задавали вопросы о его произведениях на религиозные темы, а также на военную тему, созданных им после начала вторжения России в Украину

Другой сибиряк (имя не называем также из соображений безопасности) – представитель течения "Сибирский иронический концептуализм" из Барнаула делом своей жизни называет "закрепление юмористического искусства в истории искусств". И сетует, что часто к юмористическому искусству относятся предвзято.

Его картина – оммаж на творчество Эрика Булатова, только на тему "СВО".

– Обожаю оммажи: если есть возможность в картине сделать отсылку на картину другого, более известного художника, я это делаю. Не люблю понятие экспертности в искусстве, поэтому никогда не участвую в премиях и прочих таких движухах, зато сам организую премии и аукционы с максимально низким входным порогом. Ненавижу нынешний политический режим в России, иногда делаю произведения на эту тему, но аккуратно, чтоб за жопу не взяли, – описал свое творчество художник.

"Прекрасная Россия прошлого"

В течение трех недель в берлинской галерее Iceberg шла выставка антивоенных работ молодых российских и украинских художников "2024.02", приуроченная к началу полномасштабного военного вторжения в Украину.

В лофте в самом центре города развешаны 24 работы. На стену проецируется видеоинсталляция – сменяющиеся картины и видео из не вошедших в непосредственную экспозицию.

Публики довольно много: в основном молодые люди 25–30 лет – айтишники, журналисты, художники. Выставку монтировали в спешке, и картины не аннотированы.

Авторство, название и замысел приходится выяснять у самих участников выставки. Куратор и организатор арт-события Владимир Шаламов говорит, что идея и, соответственно, название отсылают ко вполне очевидным цифрам: 24 февраля Россия начала полномасштабную войну в Украине. Военные действия продолжаются уже 24 месяца. А кроме прочего, уже 24 года Путин находится у власти.

– И еще один важный момент, – говорит Владимир, – я хотел сделать непосредственно художественную выставку. Для меня, скорее, важны были чувства и переживания художников в связи с этой трагедией, чем прямое воздействие – антивоенная агитация, плакат, лозунг, акция. В экспозиции есть и работы с вполне очевидным месседжем – жуткая действительность в окарикатуренном виде представлена на картине украинца Алексея Ковальчука "Груз 200".

Картина "Груз 200" Алексея Ковальчука
Картина "Груз 200" Алексея Ковальчука


В силу возраста участников (многие из них выросли в эпоху путинского правления) значимый мотив на выставке – потерянное или исковерканное детство.

– Важная игрушка моего младенчества – это неваляшка, – рассказывает художница под псевдонимом Izvoldar. – И нынешняя действительность ее исковеркала, обезобразила. И нынешняя игра, на которую смотрит ребенок, – это игра кровавая. Отсюда и надпись DOYOUWANNAPLAY (хочешь поиграть). Ребенка с младых ногтей приучают к этой безобразной игре.

Картина "Неваляшка doyouwannaplay" художницы Izvoldar
Картина "Неваляшка doyouwannaplay" художницы Izvoldar


Художница Лиза Пушкина ныне живет в Лейпциге. Она одна из немногих, кто выступает под своим именем и разрешает себя фотографировать. Ее работа называется The Sun.

Лиза Пушкина и ее картина The Sun
Лиза Пушкина и ее картина The Sun


– Мальчик на качелях – вроде бы символ беспечного детства. Но, обратите внимание, где должна быть динамика, движение, там статика. Он пойман в этот черный круг, обрамленный кремлевскими зубцами. Никакое солнце, кроме этого черного, ему не светит.

Картина "Мир прекрасной России прошлого" Яны Таракановой
Картина "Мир прекрасной России прошлого" Яны Таракановой

Яна Тараканова, живущая в Словакии, говорит, что ее картина "Мир прекрасной России прошлого" – это оммаж американскому художнику Энди Уайту, отсылка к его известной работе "Мир Кристины". Мир для нас, как для персонажа этой картины, распался на части. Но, при всей
фантасмагоричности нынешнего времени, прошлое – это тоже мираж. Но и в прошлом, если у кого и была надежда, то это тоже фантасмагория, ложь, игра воображения, Кремль посреди чистого поля.

Мы не разглашаем имя автора этой публикации из-за угрозы уголовного преследования по закону о нежелательных организациях в России.

XS
SM
MD
LG