Ссылки для упрощенного доступа

"Их обвиняли в предательстве". Письма из плена


11 апреля во всем мире отмечается День освобождения узников концлагерей. В этот день в 1945 году американские военные вошли в лагерь Бухенвальд, где перед этим началось восстание заключенных. Всего в концлагерях и тюрьмах Третьего рейха содержалось около 18 миллионов человек.

Чтобы не пропускать главные материалы Сибирь.Реалии, подпишитесь на наш YouTube, инстаграм и телеграм.

В немецком музее истории Второй мировой войны "Берлин-Карлсхорст" хранится уникальный архив писем бывших советских военнопленных, узников концлагерей и жителей оккупированных территорий. Его необычность в том, что письма написаны через шестьдесят лет после окончания Второй мировой войны.

Письмо из плена
Письмо из плена

В начале 2000-х годов немецкая общественная организация "KONTAKTE-KOHTAKTbI" разослала тысячам бывших военнопленных, живущих в странах бывшего СССР, письма с извинениями от лица немецкого народа и материальную помощь в размере 300 евро на человека. Таким способом активисты "KONTAKTE-KOHTAKTbI хотели отдать дань страданиям жертв национал-социализма. Также узников концлагерей попросили прислать в Германию письма с воспоминаниями о времени плена или жизни под оккупацией.

Оказалось, что после освобождения многие из тех, кто пережил немецкий плен, оказались в сталинских лагерях. В архиве Карлсхорста 12 000 личных свидетельств людей, переживших ад.

В марте этого года педагоги из Германии, России, Беларуси и Украины собрались в Берлине для участия в проекте "Лаборатория для учителей истории", чтобы читать и изучать письма из плена. Цель проекта – увидеть историю Второй мировой войны не с точки зрения политиков и генералов, а глазами её современников, простых людей, попавших в жернова истории. От России участниками проекта были выбраны четыре учителя истории из Красноярска, Томска и Томской области.

В наших учебниках истории об отношении немцев к русским во время войны говорится однобоко – всех представляют извергами

– Я заполнила онлайн-анкету и меня выбрали, – рассказывает Елизавета Иванова, учитель истории школы №49 Томска. – Проезд и проживание оплачивался правительством Германии. Благодаря этому я получила уникальную возможность поработать с архивом писем советских военнопленных. Теперь, перед 9 Мая, я буду давать своим детям живой материал, послания из прошлого, которые они прочтут и почувствуют, каким испытанием была эта война.

"Мне было 4 года, сестре 6. Мы испытывали страх, голод, холод и наблюдали за гибелью солдат и мирных жителей. Мы хорошо помним, как фашисты пришли в нашу деревню (30 километров от Витебска). Они шли по деревне, как будто были хозяевами.

Антония Васильевна Св."

– Что в этих письмах удивило вас больше всего?

– Многие, например, писали о том, что не все немецкие солдаты плохо относились к русским. Многие немцы помогали жителям с питанием, с лекарствами. Я читала письмо одной женщины, которая жила в оккупированной деревне. Она рассказывает, как немецкий солдат привозил ей и детям из Германии лекарства. В наших учебниках истории об отношении немцев к русским во время войны говорится однобоко, всех представляют извергами. По фильмам мы тоже видим однозначную позицию. Но ситуации были разные. Недавно вышедший фильм "Кролик Джоджо", где показан другой взгляд на мальчиков из гитлерюгенд, наверняка, поэтому и запретили к широкому показу в России, что он противоречит нашим стереотипам о "фашистах".

"Один из немецких офицеров, начальник шахты, время от времени забирал меня к себе домой в качестве слуги. Они меня хорошо кормили, я даже несколько раз купался с мылом. Я благодарен его жене и детям за хорошее отношение ко мне, если бы не они, я бы умер на шахте...

Арутюнян, Карапет Смбатович "

Лаборатория для учителей истории
Лаборатория для учителей истории

– В Берлине мы разделились на четыре группы. Сначала читали письма, делали себе пометки, фотографировали, а после садились и обменивались информацией, чтобы охватить максимальное количество деталей, – рассказывает другой участник проекта, кандидат исторических наук Красноярского педагогического университета Марина Константинова. – Письма в чем-то похожи друг на друга, многие благодарили немецкое правительство за помощь, за то, что о них вообще вспомнили. От некоторых бросало в дрожь. Например, вот строки из одного, которое попалось мне: "В плену, на оккупированной территории я пробыла все 4 года. У меня постоянно брали кровь и вкалывали какие-то лекарства. Обследовали, мерили температуру, опять брали кровь, и опять вкалывали. Видимо, проводили какие-то испытания". В этих письмах уже не так сильна обида. Люди вспоминают ужасы, лишения, голод, все, что им пришлось пережить. Но без ненависти. Авторы писем – забытые жертвы, которые в свое время не получили ни извинений, ни компенсаций за то, что им пришлось пережить. Поэтому сейчас в их письмах удивительно сочетаются боль и страдания, удивление и благодарность. Никто из этих людей не надеялся на то, что правительство Германии о них вспомнит и даже выплатит скромную компенсацию.

"Из рассказа моих приемных родителей я знаю, что мою мать с сестрой отправили в больницу – у мамы были сильно обморожены ноги, а Аду закрыли в инфекционном отделении. Местные жители, которые тайно наблюдали за этим, видели, как маленькую Аду, ей было всего два года, фашист тащил по дороге за ножки вниз головой. В Лубнах всех этих детей умертвили в газовой камере...

Кирей Галина Ивановна, Украина, г. Бахмач"

Сталину приписывают слова: "У нас пленных нет, есть предатели". В Советском Союзе до самого конца доминировало такое отношение к солдатам, попавшим в плен. Лишь в 1995 году советские военнопленные были приравнены к участникам войны. Жители сожженных деревень и узники концлагерей, находившиеся там менее 6 месяцев, до сих пор не имеют никакого статуса и, соответственно, компенсаций ни от своих государств, ни от Германии.

– В 1990 году в Германии было создано объединение KONTAKTE-KOHTAKTbI – наш немецкий партнер. – рассказывает Анастасия Мокрушина, представитель красноярской общественной организации "Интерра". –​ Когда стало понятно, что правительство объединенной Германии официально не признало этих людей жертвами и, соответственно, не предполагало им никакой компенсации, KONTAKTE-KOHTAKTbI поставило своей целью найти их. Поиски шли в России и бывших союзных республиках: Украине и Белоруссии, Грузии, Армении и других. Параллельно сотрудники объединения вели активную просветительскую работу, рассказывали, что это за люди, как они пострадали и почему оказались забыты. А также объявили сбор пожертвований среди жителей Германии на выплаты компенсаций для них. Искали по архивам, была проделана долгая и сложная работа. В итоге удалось найти 12 000 человек. Каждому было отправлено письмо и 300 евро. Там, где самих жертв уже не было в живых, такие письма получили их родственники. В ответ организация попросила прислать письмо с рассказом, что они пережили. В итоге около четверти прислали такие письма. Именно с ними и работали наши учителя.

"Их обвиняли в предательстве"

Пленные советские солдаты и офицеры привлекались в качестве принудительных рабочих, вынуждены были выполнять непосильный труд на шахтах, военных предприятиях и в промышленности Германии, стран, союзных Гитлеру, и на оккупированных территориях. Некоторые выжившие после освобождения попадали прямиком в сталинские лагеря.

"После окончания войны нас привезли в Мурманск на яхте "Стелла Поларис", где нас проверили и ввели в 750-й артиллерийский полк, которого не было. И поэтому я не имею статуса участника военных действий и не получаю никаких льгот. В общем, наша родина была враждебна к военнопленным, чудо, что они не стреляли в нас.

Евгений Иванович Валика"

Их обвиняли в "предательстве" и "нарушении военной присяги". Бывшие советские военнопленные вплоть до распада СССР имели трудности при устройстве на работу, карьерном росте, получения высшего образования, начислении пенсий.

"Рацион (в концлагере) был рассчитан так, чтобы самый сильный человек умер в течение 1-1,5 месяца. За сутки умирали по 120-150 человек. Из каменного сарая без окон и дверей, пол которого был залит замерзшими испражнениями, мертвецов выносили так называемые лагерные санитары и грузили на телегу в ящик (без дна и крыши). Чтобы мертвецов уложить поплотнее, один из санитаров забирался на телегу и ломом перебивал мертвецам руки и ноги. После возвращения ни на один завод на работу меня не брали. Голодная, нищая, разоренная страна готовилась к 3-ей мировой войне.

Евгений Михайлович Платонов, Владимирская область"

Объединение KONTAKTE-KOHTAKTbI и сейчас ведет обширную переписку с бывшими советскими военнопленными и членами их семей. Ежедневно к ним поступают письма, воспоминания, просьбы, комментарии и размышления. Более 4100 писем являются цельными, связными рассказами о жизненном пути человека. Некоторые бывшие советские военнопленные рассказывают свою биографию в сериях из 5–7 и более писем.

Уровень патриотизма среди наших школьников довольно высокий, а уровень знаний – низкий

– Для учителей истории проект отказался уникальной возможностью получить материала из первоисточника и в том числе сравнить образовательные системы разных стран, – говорит Анастасия Мокрушина. – Учителя также побывали на уроках истории в немецких школах и подготовили презентации о том, как преподается история в их родном городе, сколько часов отдается изучению Второй мировой войны, какие темы упоминаются. Все наши учителя отметили, что военной истории в нашей школе уделяется очень мало часов, в итоге некоторые темы упускаются вовсе. Например, о жертвах национал-социализма и военнопленных почти не упоминается, даже про холокост говорится очень мало. В итоге уровень патриотизма среди наших школьников довольно высокий, а уровень знаний – низкий. Также есть проблема с нехваткой материалов, которые могут использовать педагоги.

Учителя истории в Берлине
Учителя истории в Берлине

Педагоги из России не боялись участвовать в таком проекте? У нас в стране очень сильна антизападная пропаганда, и все мы помним, как три года назад развернулась настоящая травля школьника из Нового Уренгоя, который выступал в Бундестаге с речью и сказал о "невинно погибших солдатах вермахта".

–​ Честно говоря, не помню, чтобы кто-то высказывал такие опасения. Мне кажется, это политики сотрясают воздух , а простые люди, тем более педагоги, дружат и поддерживают друг друга.

На основе писем из архива "Берлин-Карлсхорст" сибирские учителя начнут разрабатывать тематические уроки истории для своих школ, чтобы провести их 9 мая. Скорее всего, это будет делаться в режиме онлайн. Планы уроков будут выложены в интернет, для того чтобы их мог использовать любой учитель. Организаторы проекта уверены, что основанные на личных историях уроки заденут школьников за живое и вызовут чувство причастности к событиям военных лет.

Текст из архива Сибирь.Реалии

XS
SM
MD
LG