Фотография для меня – инструмент понимания мира. Лучший способ понять человека – заглянуть к нему домой. И если дополнительно узнать, сколько человеку лет, какие у него взгляды на мир, чем он любит заниматься, какую музыку он слушает, – можно получить более или менее полную картину о герое. Интерьеры меня всегда привлекали. С тех пор как я начал ездить по глубинкам, стал замечать, что меня как городского жителя трогают такие предметы, как ковры, фотообои, иконические образы. Меня как исследователя привлекает непосредственность в подходе, лёгкость оформительской руки, сочетание несочетаемого.
Текст: Клим Антонов
Фото: Клим Антонов
Источник: "Люди Байкала"
Осознанно про интерьеры я задумался в 2022 году, когда готовил выставку. Я отсмотрел много фотографий из поездок по деревням и посёлкам и понял, что есть много материала по интерьерам.
Комната в доме инспектора заказника в Бурятии. В этом интерьере мне интересна многослойность. Глаз цепляется за множество сочетаний живого и неживого, ярких пятен и приглушённых тонов. Через детали и сочетания интересно узнавать о быте людей.
Практически в каждом интерьере подборки есть сочетание разных фактур. Здесь это фотообои, деревянный столик, который как бы вписывает в картину с растущим деревом экран компьютера.
Кухня одной замечательной учительницы из деревни Бирюлька Качугского района. Наслоение круглых ковриков на полу смотрится необычно. По-моему, здесь классно использована форма.
Комната девочки из посёлка Мусковит Мамско-Чуйского района. Интересно наблюдать, какие образы наполняют жизнь подростка. Чтобы украсить комнату, девочка приложила усилия: раскрашивала, вырезала и наклеивала на шкаф картинки.
Когда у людей появляются деньги, они стараются сделать интерьер похожим на городской. Всё чистенькое, аккуратненькое. В то же время будто бы лишённое души. Когда понял это, стал искать интерьеры, в которых есть искра.
Эта фотография с иконой на фотообоях снята в одном доме в деревне Кумарейка в Балаганском районе. Мы приезжали к одной старушке вместе с фельдшером скорой помощи на вызов.
Кусочек интерьера из дома инспектора заказника из Бурятии. Портрет в княжеской одежде на фоне куполов хозяину дома, видимо, подарили коллеги на день рождения. Заметно, что он человек с чувством юмора и самоиронией.
Практически во всех фотографиях есть сочетание разных фактур. В деревенских интерьерах мы видим много пластика, он нещадно вторгся в жизнь людей.
Икона, ковёр и ловец мух – сильное сочетание.
Дверь в туалет в доме учительницы из деревни Манзурка Качугского района. Чтобы оборудовать санузел, она отгородила часть зала. Полки с книгами и картина-рога смотрятся необычно на фоне сантехники. Кроме того, в туалете хранятся лыжи, на которых учительница ходит зимой по лесу.
Полка в доме электрика из Мамско-Чуйского района.
В деревенских интерьерах всё реже можно увидеть фотообои и ковры на стенах.
Изначально ковёр – это предмет роскоши, показатель хорошей жизни. В классическом советском ковре со сложными фактурами, яркими цветами есть какая-то праздничность, нарядность.
Телевизор сейчас занимает центральное место в деревенском интерьере. Недавно я ездил в отдалённую деревню на севере Иркутской области. Там свет дают на несколько часов в сутки. Но зато в каждом доме стоят по два телевизора. В зависимости от достатка людей, это либо маленькие, либо гигантские плазмы.
Комната в доме, отремонтированном после наводнения на севере Иркутской области. Обои с простеньким рисунком и три маленькие иконы. Иконы в этом доме висят не для красоты. Хозяева к ним обращаются для защиты. В бизнесе есть понятие "кризис-менеджмент". А это деревенский кризис-менеджмент.
Раньше икона была окном к Богу, а сейчас её место занял телевизор. Ему люди в деревне отдают много энергии, "молятся" на него.
В доме у 100-летнего ветерана войны из Горячинска. Когда хозяин дома покупал новый ковёр, он вешал его на старый. В итоге получилось такое наслоение ковров.
В доме у учительницы из деревни Бирюлька Качугского района. И здесь мы видим иконы, ковёр и картину – основные атрибуты деревенского интерьера.
Мне сложно объяснить словами, какой интерьер для меня интересен, что в нём должно быть, чтобы мне хотелось что-то сфотографировать. К сожалению, в последнее время желание возникает реже. Многие обшивают дома снаружи сайдингом, неестественным дешёвым пластиком. Тенденцию использовать дешёвые неинтересные материалы я называю "сайдинг головного мозга". Это и в интерьеры проникает. Я порой захожу и понимаю, что снимать в интерьере нечего. Вот этой искры Божией, непосредственности нет, она смыта представлениями людей о хорошей жизни: большой телевизор, простые обои, простая мебель.
Тем не менее в деревенских интерьерах всё-таки больше непосредственности, интересных сочетаний фактур и цветов. Часто прослеживается явный набор символов. Городские интерьеры – это другая история. Когда-нибудь и про них соберу подборку.