Забайкальский край среди всех российских регионов – один из антилидеров по потерям на войне в Украине. В сводке "Медиазоны" и BBC значится 617 погибших – это жертвы, имена которых удалось установить журналистам. Авторы этого списка считают, что реальное число может быть выше в несколько раз. Если даже не принимать внимание этот факт, выходит, что один погибший приходится примерно на 1600 местных жителей. Для сравнения: в Иркутской области погиб один человек из 4950, в Москве один из 67 300. При этом, как выяснили Сибирь.Реалии, хоронят погибших в Украине на читинском кладбище в самых разных местах. Чтобы не так заметен был масштаб потерь.
"Где-то рядом с бароном лежит"
На Центральном кладбище столицы Забайкалья Читы хоронят с начала прошлого века. Территория погоста занимает более ста гектаров и с каждым годом становится все больше.
Могилы мобилизованных и контрактников разбросаны по всему кладбищу, и отыскать их непросто.
– Вы наверх поднимитесь, там с самого краюшка я видела одну могилку солдата, – говорит пожилая женщина, смывающая грязь с памятника на одном из захоронений.
Могила, о которой она говорит, относительно новая. Венки от Министерства обороны, изображение ордена Мужества на памятнике – похоронен здесь Станислав Безруков, погибший в Донбассе в феврале 2023 года. Во "ВКонтакте" есть паблик, в котором размещают некрологи погибших на войне забайкальцев. Писали в нем и о Безрукове. "Безруков Станислав Владимирович, 1974 года рождения. Указом Президента Российской Федерации Станислав награждён орденом мужества посмертно, за проявленную отвагу и смелость во время боя".
На этом кладбище, как говорят его сотрудники, погибших в Украине хоронят с весны прошлого года постоянно. Сторож достает сразу два толстых журнала, в которых параллельно ведется учет захоронений. Один из них – тетрадь формата А4 на 90 листов – так и назван "Груз 200" – здесь вписаны фамилии военнослужащих, погибших на войне.
– Да вы просто заблудитесь их всех искать, были бы они рядышком еще похоронены, – говорит кладбищенский работник Роман, – точные места некоторых захоронений даже мы не знаем, можем только участок назвать. Ведь мы же не для всех могилы копаем, некоторых сами военные хоронят. Вы нам просто фамилию скажите, кто вас интересует, мы уж там поищем.
Называем фамилию солдата, про которого точно знаем: он похоронен где-то здесь, на Центральном кладбище.
– Никита Чулкин? Ну, этого помним, он где-то рядом с бароном лежит.
Роман листает журнал и останавливается в середине, проводит пальцем по листу.
– Да, вот он, пойдемте, я вас провожу, а то сами не найдете.
Однако найти могилу матроса Никиты Чулкина, погибшего в Украине в июне 2022 года, Роман смог не сразу. Чтобы уточнить, созвонился с отцом матроса. Тот объяснил:
– Вы видели могилу цыганского барона? Вот оттуда направо, увидите табличку "Носыревы". Вот там наш Никита лежит. Это хорошо, что вы решили прийти к нему. Посмотрите, как мы там все устроили – ни копейки себе не оставили. Все, что государство после смерти выплатило, – все Никите досталось. Он, получается, на свою могилу сам и заработал, – сказал Чулкин-старший.
Никита Чулкин похоронен рядом с дедом. О том, что он воевал в Украине, говорит лишь табличка с указанным на ней местом гибели. Никаких флагов и венков от сослуживцев.
– Бедный парень, совсем молодой же, – говорит Роман, крестясь.
"Мы каждую неделю их хороним"
Идем на шестой участок кладбища, где, по словам Романа, много могил погибших в Украине.
– А мы же ведь сами не рады, что их всех стали по всему кладбищу хоронить, – говорит он, – вы же не первые сюда пришли. У нас почему отдельный журнал для погибших в Украине заведен? Часто спрашивают, где находится та или иная могила, а нам так легче их найти. Мы же предлагали властям нашим: давайте сделаем отдельный участок, будем их всех там хоронить. Знаете, как в Борзе (280 км от Читы. Градообразующее предприятие Борзи – воинская часть, которая с началом российского вторжения в Украину стала "пушечным мясом" для российской армии. – СР) на кладбище огромная аллея именно для могил таких ребят. Администрация городская отмахнулась, а уже когда их стали везти сюда, мы и поняли: по всему кладбищу "раскидывают", чтобы не было видно настоящих потерь.
– Мы каждую неделю их хороним и далеко не по одному за раз: когда борты привозят груз, их буквально в первые дни и хоронят, одного за другим. И не только тут, везут еще и на Читу-1 (микрорайон Читы), по районам, – говорит Роман.
На шестом участке кладбища находится "аллея ветеранов" – здесь похоронены участники боевых действий в Афганистане, Чечне, военные, служившие в Сирии. Здесь же хоронят погибших в Украине.
Роман указывает на свежие могилы, датированные этим годом. На общем фоне они выделяются государственной военной символикой или флагами ЧВК "Вагнер".
– Да вот они, голубчики лежат, – говорит Роман, – тут и вагнеровцы, и контрактники. Кондратьеву так вообще целую парту в школе организовали.
Над могилой Владимира Кондратьева установлена беседка, вокруг нее – семь захоронений с военнослужащими, погибшими в Украине. Трое из них – бойцы ЧВК "Вагнер", в том числе Евгений Вилкайс, погибший в январе 2023 года.
Вилкайс посмертно был награжден медалью "За отвагу" и "Черным крестом Вагнера", но впервые забайкальцы о нем узнали задолго до его гибели: в 2012 году осужденный читинской ИК-3 Евгений Вилкайс стал потерпевшим в уголовном деле о насилии со стороны замначальника УФСИН Забайкальского края. Тогда за кражу Вилкайс отсидел два года.
В мае 2019-го он и двое его подельников вновь ограбили магазин с ювелирными изделиями почти на 1,4 миллиона рублей. 3 октября того же года Центральный суд Читы приговорил Вилкайса к семи годам строгого режима. Но он завербовался в ЧВК и погиб.
"Народу тьма-тьмущая полегло"
За несколько часов блужданий по Центральному кладбищу Читы нам удалось отыскать более 20 могил участников войны в Украине: большинство из них находятся на краю кладбища или разбросаны среди гражданских захоронений.
В Чите, кроме этого погоста, есть еще несколько: следующее по величине – в микрорайоне Чита-1. Здесь хоронят наемников ЧВК "Вагнер" и интернациональной бригады "Пятнашка" (спецназ сепаратистов "ЛНР" и "ДНР").
Могилы погибших в Украине находятся на этом кладбище у самого края центральной дороги. По венкам с золотыми звездами, военной символикой и флагам – заметить их нетрудно.
– Ну, а зачем прятать? – говорит работник администрации кладбища, – кто сюда поедет их считать? Вот, видимо, вам только заняться нечем. Кладбище находится на самой окраине города. Сюда мало кто заедет, если не к своим. Да и чего их прятать-то, они герои, а не преступники какие-то.
В одной из могил похоронен "герой" Умаров Назар, завербовавшийся в ЧВК "Вагнер". До войны Умаров был дважды осужден, и оба раза за кражу. По информации прокуратуры Забайкальского края, первая кража была совершена в сентябре 2013 года.
"Преступления совершались в квартирах знакомых Умарова. Знакомые приглашали его на ужин, вели приятные беседы, а после ухода гостя обнаруживали пропажу сотовых телефонов. Такую кражу он совершил, когда при выходе из квартиры украл сотовый телефон стоимостью 30 тысяч рублей из куртки хозяина квартиры, находившейся на вешалке. В следующий раз Умаров украл телефон после ужина у знакомой, оставившей его на столе", – говорится в сообщении пресс-службы прокуратуры.
Тогда Умарову присудили условный срок – 2 года 6 месяцев, посадили уже в 2020 году, когда он совершил похожие кражи в соседней Иркутской области.
Также, по информации Братского городского суда, в этот же день Назар Умаров похитил из пивного магазина 19 800 рублей. Вину свою признал частично и был осужден на три года в исправительной колонии строгого режима.
– Брат, как и другие ребята, просто хотел поскорее выйти на свободу, – рассказывает Виктория Умарова, сестра погибшего, – мы и не знали, что он на войну поехал. Сообщили уже после его гибели. До сих пор не можем понять: зачем? Ему оставалось отсидеть всего ничего.
Рядом – могилы таких же "героев".
– Погибших в Украине немного у нас лежит, но есть, – рассказывает сторож кладбища, – в основном их же по районам везут или на Центральном хоронят. Но если так посчитать по всем кладбищам: народу, конечно, тьма-тьмущая полегло там. И ведь при этом непонятно, с кем и за что воюем.