В СНТ "Спутник" под Новосибирском в воскресенье, 9 июля, произошла массовая драка между дачниками и жителями нелегального цыганского поселка, расположенного рядом. Двух дачников с травмами увезла скорая, цыгане утверждают, что тоже пострадали, в том числе их барон. Драка попала на видео, инцидент получил большой резонанс. В "Спутнике" побывала полиция и корреспондент Сибирь.Реалии.
На попавших в сеть кадрах, очевидно, снятых камерой наблюдения, человек крупного телосложения в синих коротких шортах и сланцах подходит к трем сидящим на крыльце спиной к камере мужчинам и что-то им эмоционально высказывает. Те довольно резко встают и уходят.
Другое видео снято на телефон кого-то из очевидцев – здесь уже толпа, в том числе человек в синих шортах. Люди агрессивно выясняют отношения, потом несколько из них обмениваются ударами, кто-то машет металлической трубой, у кого-то в руках топор. Чем кончилось дело, по кадрам непонятно – видео обрывается.
По дороге в кырду
– Как добраться до цыганского поселка? После первого переезда выходить или после второго? – спрашиваю, заходя в маршрутку, направляющуюся к станции Крахаль, рядом с которым расположено несколько садовых товариществ – в том числе "Спутник".
– После второго. Мы сами туда едем, мы – цыгане.
Проморгавшись после яркого уличного света, вижу в салоне нескольких человек со смуглой кожей, в том числе трех подростков – они смотрят в телефоне какое-то громкое музыкальное видео на цыганском языке. В Крахале вместе выходим из маршрутки и идем к ним в поселок. По дороге завязывается разговор – разумеется, о воскресном конфликте.
– Наши цыгане сидели на лавочке, пиво пили. Представьте, ему ничего не сделали, а он так бьет, – один из подростков, Роман, рассказывает о мужчине в шортах с видео и показывает на себе удар в челюсть снизу. Самого его там не было, он просто пересказывает произошедшее с чужих слов. – Наши сразу зашли в магазин. Мужик этот на улице остался, директор магазина остановить его хотела – он ее толкнул. Он хотел, чтобы его избили. Русские начинают, а цыгане [виноваты].
– Русские начинали, а цыгане закончили – вот так как-то, – говорит 17-летний Дима.
– Нападавший нетрезвый был?
– Нет, нормальный он был. Он говорил: "Всегда они, пи…ы, пьют, жить мешают". А наши на крыльце магазина сидели, пиво пили, жара была, они с работы приехали, хотели отдохнуть чуть-чуть, все трезвые были. Они виноваты, я вам отвечаю – они, – утверждает Дима, имея в виду дачников. – Они начали драться, он поставил мне топор здесь, говорит: "Сука, я тебя здесь зарублю". Он показывает тонкую и прямую, как по линейке, царапину на шее длиной сантиметра в четыре. – Я его поймаю – застрелю, б.я, сука е..я, – говорит он о дачнике, который на видео был с топором.
– Его жена говорила: зарежь ему голову, еле-еле топор забрали, – объясняет его приятель Роман. – Наш барон спокойно разговаривал с мужиком в шортах, а одна женщина взяла палку и по лицу била пожилого человека (барона. – Прим. С.Р.), по спине. Ее женщины уже взяли по голове ударили, за то, что избила нашего старика, – рассказывает Роман. – Но когда они увидели, что нас много, они бояться стали, прекращать. Если бы вы на нашем месте были, если бы на вашего барона поднимали руку, не дай бог, вы как поступите? Надо ударить – все.
– Как думаете, что будет дальше?
– Если они успокоятся, то будет все нормально. Мы уже успокоились.
В Новосибирске жара за 30. Подростки сворачивают с дороги на обочину, к водопроводному крану – умыться.
– Вот у вас совесть какая-нибудь есть или нет? – кричит проходящая пожилая женщина. – Что не закрыл кран?
– Сейчас мужик еще умоется, – объясняют ребята. Я наскоро обливаюсь водой и закрываю кран. Некоторое время мы идем с пенсионеркой почти вровень – нам по пути.
– Что вы кричите? – спрашивает Дима.
– Потому что вся вода к нам идет. Конечно, бл..ь, смотрите, баня у нас, все дома рушатся!
– Все, все ушли. Извините, пожалуйста.
– Вот за нее никто не плотит, вы не плотите, а мы плотим, – продолжает женщина, сворачивая в дом на другой стороне улицы – она расположена выше, и вода туда от колонки явно течь не может.
Улица Строителей станции Крахаль сужается до маленькой заросшей тропки – здесь явно ходят нечасто. Она тянется между зарослями и забором промзоны. Подростки говорят, что с другой стороны табора есть дорога, по которой все ездят. Просто им сегодня не повезло – не смогли вызвать такси до "кырду" – так на цыганском они называют свой табор.
"Бумага есть, чтобы спрашивать?"
Цыганский поселок у станции Крахаль существует более 30 лет. Когда-то у меня здесь была дача – в СНТ "Мечтатель". Я видел, как в поле с редкими березами, где паслись деревенские коровы, появилась первая пара цыганских домиков, похожих скорее, на сараи, сбитые в одну доску из старой древесины.
Помню, мы тогда еще сочувствовали новым соседям, не понимая – как они будут выживать в таких хижинах в сибирские морозы? Сейчас в поселке десятки домов, выстроенные в четыре улицы, правда, без названий и номеров, потому что дома эти – почти все – самострой. Но выглядят при этом покрепче и просторнее многих дачных домиков. Несколько домов еще только строятся.
По словам Димы, в таборе живет человек 200, многие отсюда уже переселились. Сам он тоже переехал и живет по соседству – в коттеджном поселке "Междуречье".
– Половина жителей отсюда уехала, – говорит Дима.
Мы идем по неровной выстроенной улице, дома вдоль которой стоят к дороге то ближе, то дальше. Меня подводят к дому барона Владимира. На открытой веранде в тени в кресле сидит крупный пожилой бритый человек.
– Можно с вами поговорить?
– Иди на тот конец, – говорит барон и что-то добавляет по-цыгански, называя имя Руслан. Фотографировать себя он запрещает – впрочем, о том же настоятельно просят все действующие лица этого репортажа.
– Он не хочет с вами говорить, – объясняет Дима. – Отправляет на ту улицу, там есть те, кто участвовал в драке.
Похоже, я тут всем кажусь диковинкой – со всех сторон звучат вопросы на цыганском, но ответ один: "Журналисту! Журналисту!" – кричит всем Дима. Метров через 200 мы приходим к дому одного из участников драки. Из него выходит женщина в платке и цветастой юбке. На лице недовольство, она быстро что-то говорит на цыганском. Из дома напротив подходит мужчина.
– Тех нет тут, – говорит он, даже не спрашивая, что я хочу. – Они ушли по другим делам, у нас другие проблемы.
– А вы были на месте, где конфликт произошел?
– Нет, я в гостях был.
– Значит, не с кем говорить? – переспрашиваю я.
– Нет, вообще, только бабы.
– А у вас есть бумаги, чтобы спрашивать на счет этого конфликта? – говорит недовольная женщина.
– Я могу без бумаги спрашивать что хочу, а вы можете отвечать или нет.
– Нам ничего не надо, – говорит мужчина, – у нас все нормально! Все – давайте!
Мне приходится уйти.
"Стороны примирились и претензий не имеют"
Дачные дома расположены метрах в 150 от построек табора. Здесь несколько садовых обществ. Некоторые появились в конце 80-х, другие еще раньше, в 70-е. В первой линии – "Механизатор" и "Мечтатель". Проходившая мимо на электричку дачница Тамара Петровна объяснила, как пройти к магазину, у которого случилась массовая драка. По ее словам, у нее с цыганами проблем нет, но ее "Дорожник" расположен значительно дальше от табора. Через дорогу от "Мечтателя" место пустовало, но сейчас там начали строиться дома, в том числе цыганские.
– Говорят, ребятишки оттуда уже лазят по дачам, ягоды рвут.
Магазин "Дачник" расположен в глубине дачного массива, как раз у входа в СНТ "Спутник". Директор магазина Евгения разговаривать не хотела. Сказала, что сегодня была полиция, показания она уже давала и нужно обращаться за информацией к полицейским. Потом немного разговорилась. По ее словам, цыгане, сидевшие у магазина, купили в магазине грушевый лимонад, а вот обращавшийся к ним мужчина в шортах был пьян.
– Пьяный мужчина русской национальности (человек в синих шортах) высказывал претензии цыганам, нецензурно выражался. Я попросила его уйти и решить все миром, – говорит Евгения.
Цыгане, к которым обращался мужчина в шортах, "сбежали". Драку сотрудники магазина не видели, потому что сразу заперли двери.
– Цыгане агрессию изначально не проявляли, им угрожали, – говорит Евгения. – У людей очень много ненависти – национальной! И вот это страшно в свете нынешней ситуации в стране, разжигание этих межэтнических конфликтов – оно совершенно никому не нужно.
Распространяться о том, что именно происходит в стране, Евгения, впрочем, не стала. По ее словам, цыгане обычно уходят от конфликта, если их "не трогать за живое".
– Но если тронуть, то в ответ… ну, это как любая южная нация, вы понимаете, – по словам Евгении, она слышала, что конфликт завязался раньше и в другом месте, возможно, у второго магазина, который расположен неподалеку.
Продавец второго магазина Ольга рассказала, что началось все с того, что на соседнюю улицу пришли цыганские дети с большими агрессивными собаками. Их выгнали, они пожаловались взрослым, те явились разбираться – "все и пошло".
После некоторых сомнений Ольга позвонила председателю "Спутника" – узнать, не хочет ли рассказать о конфликте.
– Вячеслав Капитонович общаться с журналистом не хочет, – объявила она и добавила, видимо, с его слов. – Конфликт исчерпан, договорились жить мирно, заявление в полицию подаваться не будет.
Покупательница, которая попросила называть ее Ларисой, говорит, что конфликты с цыганами происходили и раньше.
– В прошлом году подростки из чего-то громко стреляли. Мы им сделали замечание. Они начали: "Это наша территория, да вы заткнитесь, мы хозяева здесь". А у нас ребенок маленький, он боится, плачет. Они подъезжают к дачам и на территорию обществ, включают громко музыку. С 15 лет, без прав. Маленькие лазят по огородам – при мне на участок залезли, ранетки собирали, – говорит Лариса. – По машинам кидают камни. Ведут себя очень нагло, хозяева они здесь, нам слова им сказать нельзя. Каждый год подписываем на собраниях обращения из-за цыган и их собак, но все без толку. Еще знакомая рассказывала, что у них траву поджигали, пришлось пожарных вызывать.
После разговора со мной Лариса ушла по улице, но потом вернулась и попросила ее имя заменить:
– А то найдут и подожгут, а я с ребенком. Они на все способны.
"С цыганами беда у нас давно"
Дачница Татьяна Александровна утверждает, что сталкивается с цыганами и их детьми не первый год, жалуется, но ничего пока не добилась. Напротив ее участка цыгане проложили дорогу к своим новым домам. Она ее засыпала, но подвела с другой стороны – лишь бы они не ездили мимо и не шумели. Новые дома цыгане строят в коттеджном поселке "Светлое", и земля у них здесь куплена официально.
– С цыганами беда у нас давно, – рассказывает Татьяна Александровна. – Дети их два года назад начали камни в забор кидать. В прошлом году по машине попали, бампер повредили. Я сфотографировала, написала в полицию. Никаких действий не было. В другой раз кинули камень в крышу, он отлетел, слава богу, во внучку не попал, она ягоду во дворе ела. В нынешнем году они бросали камни в новый забор, остались вмятины, полицейские на новое заявление пока не ответили.
В прошлом году один брошенный камень чуть не попал в саму Татьяну Александровну. Она обратилась к полицейскому который, поговорив с ней, отправился в табор. Дачница в тот день уехала домой, а поздно вечером у нее загорелся забор. Пожар потушили соседи. Теперь Татьяна Александровна установила на участке видеокамеру.
– Председатель наш мне сказал: "Не связывайся с ними, не заделывай эту дорогу". Нет, если я взялась, я буду. "Ты сделала, а они тебя подожгли". И что, я должна молчать? Пусть мне камень или нож в спину, а я молчать? Бейте меня еще по лицу?! – возмущается она. – А дети что вытворяют! Мальчишка на дороге снимает трусики и говорит: "Погладь" – моей внучке, которой пять лет. Или на горку встанут, снимут трусики и кричат: "Посмотри мою попку!", другими словами, правда, выражаются – и мы должны все это выслушивать?
Ее соседки Людмила и Галина также недовольны соседством с цыганами.
– Вот три дня последние живем в тишине, как должно на даче быть – после этой драки. Табор как будто вымер... Барон их ходил в "Спутник" извиняться. Потому и говорят, что примирились, но как надолго? – задается вопросом Людмила.
По словам Татьяны Александровны, воскресная драка – не первая, у того же магазина в этом году уже была потасовка из-за неудобно припаркованного цыганского автомобиля.
– В магазине вам об этом сказали?
– Нет, директор магазина очень сдержанно говорила. Рассказывала, что цыгане в драку не лезли, отступали.
– Конечно, она их защищает, им же надо работать.
– Нам этот магазин вообще не нужен, – говорит Людмила, – мы все на машинах, закупаемся в Кольцово. Мы спрашивали председателя: "Почему магазин на территории общества находится? Может, его вынести за забор, к табору, пусть там и торгуют".
По словам Галины, на нее дважды нападали собаки из табора, когда она шла на электричку, пришлось вернуться с полдороги, хоть и запаслась баллончиком с дихлофосом, чтобы отпугивать псов.
– Мы не против никого, никаких наций, но вы ведите себя нормально, – говорит Галина. – У нас один вопрос: на каком основании они тут живут? Я завтра в поле дом построю – меня снесут, а они живут.
Татьяна Александровна и по этому поводу обращалась – писала в местную администрацию в прошлом году. Оттуда ее жалобу переправили в полицию. А там сказали: "Не нравится – продавайте дачи". И в администрации секретарша такой же совет дала. По словам Галины, так и собирается поступить после стычек с цыганами 78-летний сосед Анатолий Ильич.
Сайт НГС опубликовал ответ администрации Новосибирского района на подобный запрос другой дачницы. Чиновники объяснили, что перед проверкой самостроя по закону необходимо уведомить застройщика о проверке, но "администрация не располагает достоверными сведениями о лицах, в отношении которых необходимо провести проверку". В общем: нет "лиц", нет и проверки.
Ольга Романовна (имя изменено) говорит, что цыгане ее беспокоят "сильно".
– Дети с 24 июня каждый день залезают на территорию дачи и пакостят. Куст крыжовника обломали. Подростки лет по 12, ростом с меня. Наглые, лезут даже тогда, когда мы на своих участках находимся. Написала в полицию, жду ответа. Не дождусь – напишу в прокуратуру. А что мы еще можем сделать?
По ее словам, она разговаривала с цыганским мужчиной, тот посоветовал ей бить хулиганов палкой. Ольге Романовне такой совет не подходит. Она вспоминает, что лет 15 назад у цыган был конфликт с жителями Крахаля. После этого в таборе выгорел ряд домов.
– Мы сразу пожарных вызвали, но дома как спички горели из-за ветра. Была осень, мы думали, они уедут. Весной смотрим – вдвое больше домов появилось. Лет 10 назад я спрашивала: сколько их? Сказали, что домов штук 60 и 500 человек живут. Сколько сейчас – не знаю.
Жалобы от дачников на беспокойных соседей были еще при губернаторе Викторе Толоконском, который возглавлял Новосибирскую область с 2000 по 2010 год.
– Он по радио сказал тогда: "Цыгане – тоже люди", я поняла, что вопрос закрыт, – вспоминает Ольга Романовна.
По ее словам, цыгане в прошлом году признавались, что в соседнем обществе живет бывший полицейский, который их "крышует". В свое время якобы полицейские помогли официально оформить в таборе два-три дома и прописать туда несколько сотен цыган. Им это было нужно, например, потому, что к ним не выезжала скорая – официально же поселка нет.
– В местной администрации все повязаны, – считает Ольга Романовна. – Они [цыгане] чем занимаются? Бизнесом, говорят. Наркотой они торгуют, и все об этом знают, но боятся сказать.
Спустя несколько дней после конфликта в СНТ "Спутник" во "ВКонтакте" появилось видео, на котором в здании администрации Барышевского района идет разбирательство ситуации. Представитель цыганской диаспоры ("барон") утверждает, что причиной якобы стали украденные (по всей видимости, детьми) у кого-то из дачников ягоды.
Новости о межнациональных конфликтах с участием представителей цыганской диаспоры периодически появляются в российских СМИ. В 2018 году после того, как от рук цыгана погиб житель поселка Усть-Абакан, его соседи буквально разгромили местный цыганский табор – его обитатели были вынуждены спешно бежать. Через некоторое время силовики возбудили уголовные дела против жителей поселка за комментарии во "ВКонтакте", которые были признаны экстремистскими.
Пожалуй, наиболее известным аналогичным случаем стала массовая драка с участием цыган из деревни Лопатка и жителей соседнего села Чемодановка Пензенской области летом 2019 года. Тогда цыган якобы пытался изнасиловать местную девушку. Возмущённые жители провели митинг и перекрыли федеральную трассу, требуя наказать виновных. Позднее 28 человек из цыганской диаспоры попали под суд. Жители Чемодановки утверждали в суде, что конфликт длился давно и игнорировался правоохранительными органами. Обе стороны в своих показаниях говорили, что первыми драку начали не они. Спустя два года суд отправил двух человек в колонию, одного оправдал, еще 25 получили маленькие сроки, которые к тому времени уже отбыли в СИЗО.