В одном из крупнейших российских маркетплейсов Wildberries с 13 марта бастуют сотрудники, недовольные новой системой штрафов в компании. В основном забастовка затронула регионы Сибири и Дальнего Востока. К третьему дню протеста одних бастующих начали увольнять, другим – возвращать списанные в счет штрафов деньги. Сибирь.Реалии рассказывает, с чего началась забастовка, зачем в Wildberries ввели драконовские штрафы и как бастующие добились их (хоть и частичной) отмены.
"Выгоднее милостыню просить"
13 марта партнеры маркетплейса – владельцы пунктов выдачи заказов Wildberries – начали писать в многочисленных чатах компании о недовольстве новыми правилами WB. По словам сотрудников, отныне коллективная ответственность за поврежденный товар, который клиент не взял или вернул, возлагается на работников пунктов выдачи и складов. На многих уже повесили крупные долги, так что люди не просто не получили очередную зарплату, а узнали, что даже после ее списания компанией в счет долга, они еще и остались должны.
Также по новым правилам с продавцов списывают полную стоимость так называемого подменного товара и назначают дополнительный штраф за подмену.
– Подмены происходят очень часто. Бывает, что люди заказывают что-то дорогое, забирают покупку, а потом пишут, что в посылке другая вещь – какой-нибудь пользованный платок или детская игрушка. Им возвращают деньги, настоящий товар остается тоже у них, – рассказывает владелец пункта выдачи в Чите Владислав (имя изменено). – Я и Wildberries в этом смысле понимаю, *** [устанешь] всем деньги возвращать, когда 100% ясно, что покупатель врет. Со штрафом за порчу я еще могу смириться, хотя часто нет возможности оспорить подмену или брак, потому что видео хранятся только два месяца, а долг может прийти через 3–4. В остальном в нашем лице просто нашли крайних.
Владислав пока не закрыл пункт, которым он руководит, – удержания за подмены и порчу товара еще не превысили доходы. По его словам, как только денег перестанет хватать на выплаты зарплат, работать дальше просто не будет смысла – "выгоднее милостыню пойти просить". На то, что штрафы удастся оспорить, Владислав не надеется, даже при наличии видеосъемки: в компании и так очень неохотно реагировали на оспаривание брака (обсуждение могло идти неделями), а с новыми правилами это, по его мнению, станет совсем бесполезно.
И в Чите, и в других российских городах владельцам пунктов повезло меньше: десятки пунктов закрылись, уйдя в глубокий минус, на дверях вывесили объявления, что пункты не работают, пока не выплатят зарплату и не отменят новую систему штрафов. Одними из первых забастовку объявили сотрудники Wildberries в Барнауле: здесь одновременно закрылись семь пунктов выдачи из восьми.
Менеджера по работе с клиентами Евгения уволили с пункта выдачи заказов Wildberries в Благовещенске сразу, как началась забастовка, не дав даже вывести заработанные деньги. Менеджер филиала даже заблокировала его номер. По его словам, в Благовещенске в тот же день уволили еще шесть человек.
– Я думаю, в каждом городе есть закрытый пункт, – рассказывает Евгений. Его уволили за участие в забастовке. – На Дальнем Востоке только в Чите таких 25 пунктов. Недовольных очень много, просто люди боятся быть уволенными и поэтому отмалчиваются. Те, кто не захотел закрываться, говорят, что поддерживают забастовку, но у них семьи и нужно хотя бы что-то заработать.
Деньги стали снимать с ежедневной зарплаты сотрудников (она начисляется на счет в личном кабинете, откуда потом деньги можно выводить на карту). У некоторых списали в счет штрафов по 100% зарплаты, но это не худший исход – штраф нередко оказывается в десятки раз выше зарплаты. Какой штраф выписали Евгению, он не говорит, ссылаясь на то, что его учетка заблокирована, но прислал скрин аккаунта своего коллеги. Тот должен почти 78 тысяч.
– Допустим, заказал клиент кружку, она пришла сразу на пункт к нам разбитой, но мы не имеем права её не принять. Мы должны её принять, и когда клиент придёт – он откажется от неё. И тогда с сотрудника спишут 20% стоимости этой кружки, – говорит Евгений. – Если клиент заказал себе телефон, а потом по каким то причинам от него отказался, менеджер оформляет возврат товара на склад, и в этот момент может произойти подмена телефона на неисправный и с сотрудника удержат 20% стоимости. Или подмену товара может сделать сам клиент, и тогда с работника могут и 100% стоимости удержать. Представитель Wildberries на онлайн-конференции в телеграме в начале марта заявляла, что в 98% случаев в подмене виноват сотрудник, поскольку он не проконтролировал или даже сам это сделал. Я конечно не отрицаю, что все люди разные, но маловероятно, что это происходит только из-за менеджеров.
Сейчас Евгений состоит в совете делегатов – объединении работников Wildberries, возникшем после забастовки, в который входят представители пунктов выдачи из разных регионов.
– Мы советом делегатов выдвинули требования к Wildberries из 15 пунктов. По поводу подработок, насколько я знаю, просят выходить в ночь, разбирать "завалы" на некоторых пунктах, обещая денежную стимуляцию. Но ничего, как я понял, не выплачивается, – рассказывает Евгений. – По поводу удержаний – 20% из зарплаты разрешено удерживать по закону, если вина сотрудника доказана. Изначально максимум могли списывать не более 25% от зарплаты, но 14 марта максимальный размер списания увеличили до 100%. Потом буквально через 2 часа снизили до 40%, поскольку началась забастовка.
Предвидя негативную реакцию работников на новые правила, в Wildberries ввели еще один штраф: 100 тысяч рублей для владельцев пунктов выдачи заказов за распространение "недостоверной или подстрекающей к противоправным действиям информации" и информации, "которая выражает неуважительное и негативное отношение" к компании.
– Оштрафованных они хотели буквально в рабство взять, пока те себя не выкупят – 100, 200, 500 тысяч штрафа. Видимо, думали, что все будут в тряпочку молчать, испугаются еще одного штрафа – но тут нашла коса на камень, – добавляет Владислав.
Первые итоги забастовки
Владислав считает, что протест можно назвать успешным: некоторым другим владельцам пунктов, с которыми он поддерживает связь, начали возвращать удержания. Но есть и другие варианты исхода – увольнения и разрыв отношений WB с владельцами закрытых пунктов.
У главного офиса Wildberries в Москве 14 марта собрались владельцы столичных ПВЗ, но внутрь их не пустили. Собранием заинтересовалась полиция. В результате представители маркетплейса согласились провести онлайн-встречу с протестующими, но пользы от нее не было. На ней сотрудник Wildberries просто еще раз повторил новые условия работы – изменение функционала и 100% штрафы за подмену товара, а также напомнил про штрафы за распространение негатива о Wildberries.
Позже представители компании заявили, что забастовки у офиса не было в принципе, – ее назвали фейком, поскольку, по словам представителя компании, протестующие отказались предоставлять свои данные. В компании заявили, что у офиса были 10–15 человек в сопровождении "желтых телеграм-каналов", которые "раздули из мухи слона".
15 марта в WB прямо заявили, что не будут выполнять требования бастующих. В маркетплейсе настаивали, что "зарплата выплачивается в ежедневном режиме", а исполнение других требований протестующих "приведет к значительному снижению уровня сервиса".
В тот же день Wildberries начал снимать свои вывески с закрытых ПВЗ и увольнять работников. "С "партнерами", которые выбирают нецивилизованные формы диалога, угрожают представителям компании и предпринимают попытки сорвать работу офиса, сотрудничество будет приостановлено в целях безопасности", – заявляли в компании.
Из закрытых пунктов начали вывозить оборудование и товары, принадлежащие компании и поставщикам. Сообщения об увольнениях приходили, в частности, из Кемерова, Иркутска и Благовещенска.
Параллельно с забастовкой и закрытием ряда ПВЗ в чатах поставщиков товаров для Wildberries начали появляться гневные сообщения о резком падении выручки из-за закрытых пунктов.
Ольга поставляет на маркетплейс средства для ухода за телом, их развозят по пунктам выдачи в Екатеринбурге. В первый день забастовки вместо обычных 30–40 заказов ей пришел запрос всего на 10.
– Я даже не поняла сначала, что произошло. Третий день такая ситуация, выручка упала в 3–-4 раза, покупатели отказываются от уже заказанного товара. У других то же самое, не думаю, что в моем товаре дело, – говорит Ольга. Несмотря на падение дохода, бастующих она полностью поддерживает. – Да они там совсем оборзели – по полмиллиона с работника снимать, он такие деньги в жизни не заработает. Я-то ладно, перейду на ОЗОН, с меня не убудет, а место работы так просто не поменяешь.
Сообщения недовольных покупателей, которые не смогли получить свои заказы, в группе Wildberries во "ВКонтакте" начали появляться с вечера 14 марта. В ответ на вопросы клиентов о дальнейшей судьбе покупок представители компании публикуют одно и то же сообщение, направляя недовольных клиентов в раздел "Задать вопрос" личного кабинета и в чат службы поддержки.
К утру 16 марта в чатах стали появляться сообщения о том, что владельцам ПВЗ начали возвращать деньги. Днем в Wildberries заявили об отмене 10 тысяч "некорректных" штрафов для сотрудников ПВЗ.
"Wildberries улучшил сервис арбитража по оспариванию начислений за подмену товаров и приостанавливает новые начисления до доработки новой системы контроля подмен", – заявили в компании. В то же время Wildberries временно заморозил механизм списания средств с владельцев и менеджеров, чтобы "разобраться во всех спорных ситуациях".
Реакция властей: Генпрокуратура и Госдума
Спустя день забастовки Генпрокуратура РФ поручила проверить сообщения о нарушении прав работников Wildberries. Проверку начала прокуратура Московской области. В ходе нее, рассказали в ведомстве, "будет дана принципиальная правовая оценка порядка привлечения работников к осуществлению трудовых функций, выплаты им заработной платы, принятия локальных актов, устанавливающих обжалуемые ими правила начисления штрафных санкций".
Утром 15 марта партнеров Wildberries позвали на совещание в Госдуму, по итогам которого пообещали подать заявку в ФАС и в прокуратуру. "Ситуация серьезная, нам обещали помочь. Когда услышали, сколько мы зарабатываем, это не назвать честным бизнесом, мы рабы Wildberries", – сообщали об итогах встречи представители ПВЗ. Представители компании также были приглашены на встречу, но не пришли.
Депутат Госдумы Дмитрий Гусев по итогам встречи подтвердил, что на следующей неделе в ФАС пройдет совещание по вопросу маркетплейса. Он добавил, что представителей Wildberries пригласили для отдельного разговора, "чтобы услышать их позицию и сделать так, чтобы малый бизнес не страдал".
В дополнение к этому владельцы пунктов пишут в чатах, что готовят коллективные иски к компании и прикидывают убытки Wildberries: "Каковы потери ВБ за сегодня, 500–700 миллионов? Потерпит еще?"
Евгений говорит, что если Wildberries не выполнит требования работников, пункты и дальше будут оставаться закрытыми. Сотрудники продолжат увольняться или протестовать, поскольку работать за бесплатно не захочет ни один здравомыслящий человек.