12 января в Якутии состоялся традиционный марафон "Полюс холода – Оймякон". Участники приехали в поселок Оймякон – одно из самых холодных мест на планете, чтобы пробежать 42 км при 55 градусах ниже нуля. Сибирь.Реалии поговорили с участниками о том, каково это.
"Ноги берегу, бежала в обычных ботинках"
Марии Романовне Неустроевой из Мегино-Кангаласского района Якутии в прошлом году исполнилось 75 лет. В честь юбилея она решила в третий раз пробежать полумарафон на полюсе холода в Оймяконе. Неустроеву можно назвать одной из местных легенд: начав заниматься в школе, после рождения детей она перестала бегать, но после 35 начала вновь. С тех пор легкоатлетка объехала несколько стран, завоевав несколько десятков медалей на соревнованиях ветеранов.
– Нынче я пробежала 21 км – полумарафон. В целом дистанция далась легко, за исключением последнего километра: там ноги сильно устали, уже буквально не могла ими двигать. А так бежалось хорошо: дорога хорошая такая, широкая, просторная, длинная. Главное, чтобы выдержать 55-градусный мороз, одеваться правильно. Важно не только тепло, а именно правильно, чтобы одежда дышала, воздух циркулировал. Нос и рот я тоже не закрывала, чтобы дышать. Бежала в ботинках обычных зимних, а не кроссовках беговых. Почему? Так, видите, я старая уже, ноги берегу.
У Марии Неустроевой четверо детей и десять внуков, а также двое правнуков. В свободное время она поет в самодеятельном народном ансамбле. Тренируется прямо на школьном стадионе в родном селе Техтюр Мегино-Кангаласского района. В день старта любит съесть традиционный якутский суп с мясом или овсяную кашу.
– У меня нет больших требований к условиям тренировок, – говорит Неустроева. – Бегаю прямо на улице, в минус 40 – не проблема. Хотя, признаться, без зала тренироваться тяжело, когда только на улице. Но мы в деревне живем, не в городе, поэтому зала у нас нет. В чем секрет долголетия? Постоянно тренироваться, поддерживать себя в форме. Других секретов нет. У меня нет какого-то спортивного образования, бегаю для себя: никто не помогает, но никто и не заставляет. Результаты свои записываю, но больше для себя. Главная цель – достойно пройти дистанцию.
"Стало так тяжело, что забыл о холоде"
На марафонской дистанции 42 км победил 23-летний Константин Драгунов из Якутска. Он показал результат 3 часа 2 минуты 28 секунд. Чтобы побить рекорд турнира, ему нужно было пробежать лишь на 18 секунд быстрее.
– Никакой специальной экипировки у меня в этот раз не было. Просто надел четыре слоя одежды. Кроссовки обычные мои беговые, под ними двое носков, и еще сверху прямо на кроссовки натянул носки. Еще обязательно нужны наколенники, потому что суставы мерзнут дико. Лицо я затейпировал, то есть буквально перевязал бинтом специальным, сверху балаклаву надел. Но у меня по дистанции получилось как: 10, 20, 30 км прошел отлично, даже темп увеличивал по ходу. После 30 км чувствую, ноги – все, забились. И там уже тело было в таком состоянии, что я про холод забыл, боролся с самим собой, чтобы добежать и показать время достойное. В целом холод все перенесли, я не видел, чтобы кто-то застыл на дистанции, но черные, отмороженные носы были. Говорят, у кого-то зубы выпадали от холода. Бежать тяжело даже нам, якутам, поскольку климат в Оймяконе на самом деле сильно отличается от Якутска: на полюсе холода более влажно, что ли, плюс среднегорье 800 метров над уровнем море. Дышится тяжеловато, – говорит Драгунов.
В марафоне принимали участие 38 спортсменов из других регионов: Москвы, Смоленской, Курской, Владимирской, Кемеровской, Новосибирской областей и Удмуртии. Организаторы установили на трассе несколько пунктов обогрева, чтобы участники могли принять специальный энергетический гель (его используют легкоатлеты) и проконтролировать свое состояние. Участники забега пишут в соцсетях, что брали на дистанцию рюкзаки, но достать оттуда гель или аптечку на морозе 55 градусов нереально. Тем более гель моментально замерзал. Количество слоев одежды – носков, кофт, штанов – доходило до пяти-шести. Гетры натягивали сверху на кроссовки, чтобы не дать холоду проникнуть под обувь на самом старте. Зуб во время бега сломал Никита Тарутин из Москвы: пробежав 21 км, он решил попить чаю и укусил свой баф – шарф, которые бегуны используют в непогоду.
– Было холодно, но, как я понимаю, для Оймякона это обычная погода, – говорит Константин Драгунов. – Я когда туда приехал, смотрю, на улице будто какая-то суета: народ ходит туда-сюда, хотя холодно же! А оказалось, просто люди с работы идут, ничего такого. У них и 60 градусов мороза бывает. Есть такое явление – якутский салют, когда брызги воды замерзают на лету. Вот в Оймяконе это обычное дело.
"Сардану поддерживаем, она наша"
Константин Драгунов учится в якутском университете на факультете физкультуры и спорта. Он бегает марафонские дистанции на крупных международных турнирах, в 2024 году планирует выступить на чемпионате России в Казани. Драгунов – родственник и пейсмейкер пятикратной чемпионки России на марафонской дистанции Сарданы Трофимовой. Трофимова не пробилась на Олимпиаду-2020, но в 2024 году имеет неплохой шанс: после вторжения России в Украину и дисквалификации российских спортсменов она начала выступать за сборную Кыргызстана.
– Пейсмейкер – это член команды, который бежит впереди и помогает спортсмену держать темп, ориентироваться по темпу. Ну, и чтобы спортсмену не скучно было, конечно, – говорит Драгунов.
После отстранения российских спортсменов от международных стартов некоторые их них стали выступать под другими флагами. Федеральные власти реагируют на это болезненно: в Госдуме летом 2023 года начали готовить законопроект, обязывающий российских спортсменов выплачивать компенсацию в случае смены ими гражданства. Депутат Госдумы Дмитрий Свищев призвал атлетов "потерпеть" и не переходить в другие сборные.
При этом власти Якутии своих спортсменов, выступающих за другие национальные команды, поддерживают: в октябре они вручили по миллиону рублей борцу Айаалу Лазареву и легкоатлетке Сардане Трофимовой, которые завоевали бронзовые медали на Азиатских играх. Их тренеры получили по 500 тысяч рублей. Депутат Госдумы Свищев пообещал провести проверку. "Но если выяснится, что это деньги из бюджета, то даже понять невозможно мотивы такого решения. Обязательно проверим обстоятельства произошедшего. Если деньги выплачены из бюджета республики, необходимо принять жесткие меры", – сказал он.
– У нас в Якутии Сардану полностью поддерживают, она наша. У нее есть шанс попасть: нужно либо выполнить олимпийский норматив, выбежать из определенного времени, либо можно отобраться по рейтингу сборных. Я собираюсь на сбор к ней для подготовки к Олимпиаде, буду помогать. Мне билеты, проживание оплатит республика. Ну, и еще вложу в сбор деньги, которые выиграл в Оймяконе, – 100 тысяч за победу и 20 тысяч приз от спонсора. Хотел бы я тоже с командой на Олимпиаду? Конечно, но все зависит от денег, конечно, не знаю, как с этим получится.
"Не верим, что мост будет"
Константин Драгунов живет в селе Чурапчи. Там говорят в основном по-якутски, но русский знают все. В селе работает известная спортивная школа имени Дмитрия Коркина – тренера по вольной борьбе, который воспитал несколько чемпионов и призеров Олимпиад. Сейчас в школе помимо борцов тренируются легкоатлеты, стрелки из лука, боксеры, шашисты.
Чурапчи и Якутск находятся на разных берегах Лены на расстоянии около 200 км. Моста через реку нет, но зимой по льду можно добраться до столицы довольно быстро – примерно за три часа. Летом путь занимает около пяти часов: часто приходится отстоять очередь на паром.
Построить мост федеральные и местные власти обещают с 2006 года. Тогда же объект впервые записали в поручения президента. Дмитрий Медведев на посту президента также обещал построить мост. В 2019 году на прямой линии Путин повторил свой же ответ 2012 года, сказав, что мост будут строить "рано или поздно". В 2014 году строительство отложили, поскольку власти решили строить Керченский мост. В конце 2023 года глава республики Айсен Николаев заявил, что строительство моста начнется в ближайшие месяцы, а будет завершено к 2028 году.
– Я слышал, что Владимир Путин должен был уже приехать в 2024 году к нам, – говорит Константин Драгунов. – Вроде как отменили поездку из-за холодов. Я не скажу, что мы из Чурапчи часто экстренно ездим в Якутск, но мост все равно очень нужен. Мы ждем, надеемся, хотя я лично, честно говоря, уже не верю, что он будет.
К большим расстояниям и дорожным передрягам жители Якутии привыкли: например, чтобы добраться из Якутска в Оймякон, нужно проехать 15 часов и преодолеть две речные переправы. Константин Драгунов говорит, что в следующем году планирует приехать в Оймякон и "выбежать" из трех часов, то есть улучшить результат.
– Марафон – такая дистанция, что ее можно бегать до 40 лет. Тем более мы, якуты, созреваем и входим в силу поздно. Поэтому у меня все впереди.