14-летнего школьника по имени Валерий задержали в Хабаровском крае. Об этом в середине октября написали российские телеграм-каналы. Основанием для возбуждения дела, по версии этих каналов, стала "практическая поддержка батальона "Азов". Официально об этом не сообщило ни одно из силовых ведомств. Сибирь.Реалии выяснил некоторые подробности этой истории.
О задержании школьника по имени Валерий и его 18-летнего приятеля Никиты в поселке Солнечный Хабаровского края вечером 12 октября написал телеграм-канал Baza. В публикации утверждалось, что оба "симпатизировали украинскому батальону "Азов" – якобы совершеннолетний Никита занимался "диджитал-направлением" (digital – все, связанное с цифровыми технологиями), ведя группы и чаты, "пропагандирующие идеологию батальона", а также искал "единомышленников". 11 октября на Никиту завели уголовное дело о публичных призывах к осуществлению террористической деятельности (ст. 205.2 УК РФ).
Валерий, по версии силовиков, "занимался практической деятельностью" и тоже якобы поддерживал "Азов". "Он искал инструкции, как работать со взрывчатыми веществами и готовить коктейли Молотова, – написал канал. – По данным следствия, подросток проводил тесты – он готовил зажигательные устройства, испытывал их в безлюдных местах, а результаты размещал в телеграм-группе". На Валерия завели уголовное дело по статье о прохождении обучения в целях осуществления террористической деятельности (ст. 205.3 УК РФ). Она предусматривает от 15 до 20 лет лишения свободы.
О мере пресечения источники не сообщили.
Редакции Сибирь.Реалии удалось найти родных и друзей школьника – они отрицают, что Валерий поддерживал "Азов", и считают, что "со временем ребенка отпустят".
Друзья и одноклассники Валерия говорят, поначалу не заметили отсутствия товарища, "не потеряли его, так как он с лета был в тубдиспансере". О его задержании ученики 9 "В" школы №1 в рабочем поселке Солнечный узнали из группы класса в мессенджере 13 октября.
– Я увидел посты в местных пабликах, как-то сразу подумал на Валеру Зайцева и решил перепроверить: кинул в группу класса, мол, слышали, вроде Валера? Не потому, что он какой-то отбитый террорист, просто у нас девятиклассников не так много, всех по именам знаем, чисто предположил. Про Никиту этого, правда, вообще не было предположений, – говорит один из одноклассников Валерия Андрей (имя по его просьбе изменено).
Школьники говорят, что не знают точную дату задержания – Валерий, по их словам, должен был оставаться в противотуберкулезном стационаре в Комсомольске до декабря.
В детском отделении городской больницы "Комсомольский-на-Амуре межрегиональный противотуберкулезный диспансер" по телефону завотделением Галины Стародубовой подтвердили, что 14-летний Валерий Зайцев у них лежал, но когда и при каких обстоятельствах его выписали – ответить отказались.
– Узнали, что у него закрытая форма, случайно – когда ставили прививку в школе весной. Рекомендовали в больницу лечь, но на выходные он возвращался к деду в поселок, – говорит его тетя. – Мы с ним нечасто общались после того, как умер его отец, но вроде мать его за ум взялась, он начал с ней встречаться, но жил по-прежнему у деда (из-за проблем с алкоголем у родителей). До начала октября. Сейчас он в СИЗО Комсомольска. Подробностей не знаю, лучше спросите у деда, если согласится. Вообще, он против [разговоров], потому что у него еще один внук есть, пока на свободе. Валера совсем мальчишка – верим, что разберутся и отпустят его.
Дедушка Валерия Зайцева отказался разговаривать, но подтвердил, что внук сейчас в следственном изоляторе "за подрыв "коктейлей Молотова". На вопрос, где он их подрывал и действительно ли планировал "поддерживать "Азов", он не ответил и бросил трубку.
Друзья Валерия считают, что в "практической поддержке "Азова" его обвинили исключительно за ролик, на котором он с другими несовершеннолетними кидает самодельный "коктейль Молотова" в заброшенный дом.
– Валера и еще двое ребят сняли на телефон видео: они в подвале недостроенной заброшки на Подгорной бросают "коктейли Молотова". Там видно, что трое по очереди бросают бутылки, те разбиваются в бетон и стена загорается. Четыре раза бросают. Один орет, что "че-то жестко горит", потом другой: "У*бываем", и конец. Лиц особо не разглядеть, я догадался кто, только потому что видел, что в телегу Валера видео выложил. После этого его и закрыли в СИЗО, – рассказывает еще одни ученик школы №1 Кирилл К. – Может, кто настучал, что он [Валера] пару раз выступал "за Украину", мол, ВСУ красавчики. Но, если честно, всем тут до фени, что у него кто-то из родни украинцы. От нас это все далеко. Нет, ну, мобилизуют, но у меня там [на войне] никого, например, нет.
В школе Солнечного прокомментировать арест ученика отказались – по телефонам директора Елены Фоменко отказались даже подтвердить, что 14-летний Зайцев учится у них. Одноклассники Валерия не уверены, что официально он не отчислен из школы, на эти вопросы им отказался отвечать и классный руководитель 9"В", и завуч школы №1.
Жительница Солнечного Нина Н. говорит, что это только официально в поселке – 12 тысяч человек, на самом деле меньше.
– 8–10 [тысяч] осталось – в лучшем случае. Работы нет. Вместо Солнечного ГОКа (один из двух действующих в России центров по добыче олова) – Оловянная рудная (компания), но там не так уж много вакансий. Зато на весь поселок четыре разных банка – кредитуйся не хочу! Культурных заведений нет. Развлечений для молодежи нет. Вот от безделья они и бросают эти "бомбы", – считает Нина. – Я не понимаю, как вообще за это можно арестовывать. В нашем детстве мальчишки постоянно такие делали, практика после уроков химии, как говорится. Главное – что не у жилых мест бросали. Ну, отругать – ведь могли сами пострадать, но сажать?! Ну и что, что у него бабушка украинка?! Если за это сажать – в России каждый третий за решеткой будет.
У самого Зайцева на странице в соцсети "ВКонтакте" два эмодзи – российский флаг и красное сердце. В фотогалерее – снимки с друзьями и собственные фото на фоне заброшенных домов, ЛЭП и гаражей. На одном из селфи с жестом победы – Валерий прифотошопил к пальцам в форме V фото памятника "Родина-мать" из Киева.