Ссылки для упрощенного доступа

Принять, понять и сохранить. История одной многодетной семьи


Галина и Александр Ретивых из маленького закрытого городка Северска Томской области. У них была обычная жизнь – две дочери, работа, ипотека, пока однажды не раздался звонок. Органы опеки сообщили, что четверо их племянников оказались в детдоме и забрать детей совершенно некому. Так неожиданно Ретивых стали многодетной семьей

Источник: "Такие дела"

Чтобы не пропускать главные материалы Сибирь.Реалии, подпишитесь на наш инстаграм и телеграм.

Со своей родной сестрой Галина Ретивых давно потеряла связь, отношения с ней никогда не ладились. Знала только, что у той четверо детей, но как она живет, не интересовалась. До того момента, пока ей не позвонили из органов опеки. И Галина схватилась за голову.

Оказалось, что сестра не работала, жила на детские пособия, неделями не появлялась дома. Четырнадцатилетняя Ира, двенадцатилетний Вася, одиннадцатилетняя Вероника и семилетняя Маша росли как попало, без присмотра взрослых. Жили одни в плохих условиях, не мылись неделями – сантехника в доме была в чудовищном состоянии, еду воровали в магазинах, изредка их подкармливали соседи. Старшие дети в школу почти не ходили, людей дичились. Периодически семью проверяли органы опеки. Но каждый раз женщине удавалось убедить их, что все в порядке, дети же молчали.

В 2020 году сестра Галины отвезла своих детей в детский дом и, чтобы те не сбежали, сказала им, что скоро они поедут в чудесный санаторий отдыхать, а пока нужно немного переждать. Сотрудникам детдома же пообещала скоро за ними вернуться. И исчезла.

В детдоме дети пробыли два месяца, а когда поняли, что мать их обманула и бросила, им стало совсем тяжело. К этому времени органам опеки удалось разыскать телефон ближайшей родственницы – Галины Ретивых.

"Мне тогда было 40 лет, мужу – 43. У нас две дочери, старшая уже жила отдельно, младшей исполнилось девять. Мы оба с Сашей работали вахтами на корабле, он – капитаном, я – мотористкой, платили ипотеку, жили нормально. Этот звонок перевернул все", – рассказывает Галина.

Сначала они хотели забрать в семью только младших – Веронику и Машу, но директор детдома выставил условие: либо всех, либо никого.

Дети едут из детского дома в семью Ретивых. Фото: из личного архива героев
Дети едут из детского дома в семью Ретивых. Фото: из личного архива героев

"Мы верующие люди, решили, что, если нам дано испытание, мы не имеем права отказываться, и согласились. Когда первый раз пообщались с детьми, будто упали в кипяток. Я даже не представляла масштаба трагедии. Дети были очень запущены, не знали, как обслуживать себя, не умели общаться с людьми. И мы не знали, как с ними справляться. Было очень тяжело".

Попытки Галины найти сестру у детей вызывали истерики, только младшая, Маша, тяжело переживала потерю. Первое время она плакала по ночам и все спрашивала тетю Галю: "Если бог меня любит, то почему же он мне дал такую маму?"

Старшая, Ира, на третий день сбежала из дома, ее искали с полицией. Еще девочка продолжала воровать в магазинах.

Вася был обижен на весь мир и вызывающе общался с новыми родителями.

"Я полагала, что дети будут благодарны за то, что мы взяли их домой, но вместо этого поначалу были сплошные конфликты и недопонимания, – вспоминает Галина. – Дети думали, что смогут ходить к себе домой, а мы с мужем будем ответственны за них только на бумаге. А когда поняли, что это не так, стали испытывать нас на прочность".

Галине пришлось уволиться с работы: племянники занимали все ее время. Они не умели себя обслуживать, у них отсутствовали элементарные бытовые и социальные навыки. Проблемы возникли и с обучением детей. Машу Галине пришлось отправить в коррекционную школу: к семи годам девочка не знала ни одной буквы. Веронику и Васю родители определили в один класс к своей младшей дочери. Но это не сработало – с адаптацией к новым условиям, а главное, к людям было все плохо.

* * *

Через несколько месяцев жизни с племянниками у Галины начался кризис: ей казалось, что она не справляется и не сможет справиться с пятью разновозрастными детьми. Она настолько отчаялась, что почти заполнила заявление в опеку, чтобы племянников забрали на три месяца в приют. Ей нужно было время подумать и выпустить пар. Однако Галине повезло: случайно она наткнулась на информацию о Клубе приемных семей, который действовал при фонде "Томск без сирот", и обратилась за помощью в группу поддержки.

К тому времени в клубе состояло более 150 человек: приемные родители, волонтеры, специалисты, жертвователи и меценаты – всех их объединяла идея деятельного сочувствия к детям, оставшимся без родителей.

"Галина попала к нам на грани нервного истощения, – вспоминает директор фонда “Томск без сирот” Дарья Ли. – И понятно почему. Дело в том, что с самого начала потенциальные приемные родители должны понимать, что им предстоит, поэтому, прежде чем взять ребенка домой, они обязательно проходят школу приемных родителей. Родственная опека же чаще всего падает как снег на голову, и семья бывает абсолютно не готова даже к одному ребенку. А тут сразу четверо".

Соня и Ира. Фото: из личного архива героев
Соня и Ира. Фото: из личного архива героев

В клубе Галине сразу же предоставили помощь психолога и деятельное участие в жизни детей. На выходные Галина имела возможность оставлять их со специально обученными волонтерами в группе выходного дня. Подключилась и Дарья Ли.

"Я сама воспитываю двух приемных детей, поэтому знаю, что если приемный родитель не прошел подготовку, то выгореть можно очень быстро. В какой-то момент начинаешь верить, что в учреждении ребенку будет лучше, чем дома, – объясняет Дарья. – Поэтому я предложила Галине, чтобы ее племянники пожили у меня. Племянникам Ретивых мы объяснили, что заберем их на время в домашний лагерь, они согласились. За это время Галина успела немного привести в порядок здоровье и выспаться. Позже она призналась, что если бы отдала детей в приют, то уже вряд ли вернулась бы за ними. И я очень рада, что удалось этого избежать".

"Без Клуба приемных семей пройти этот путь было бы невозможно, – говорит Галина. – Они нам помогают не только профессионально, но и по-человечески. Например, когда у нас не хватало денег на оплату онлайн-школы для Васи, которого не брали ни в одну государственную, эти расходы взял на себя фонд. А волонтеры стали помогать ему в качестве репетиторов".

* * *

Три года в семье – небольшой срок для таких травмированных детей, у них до сих пор случаются разные неприятные истории, но взрослые уже научились с ними договариваться, и это важный новый уровень адаптации детей к нормальной жизни.

Вася благодаря онлайн-учебе находит свободное время, чтобы помогать Александру в мебельном деле, и он даже берет племянника с собой на подработку. Подросток научился направлять свою силу в нужное русло – не разрушать все вокруг, а, наоборот, делать добрые дела: теперь он может что-то починить дома, а не так давно отремонтировал дверь на даче.

Празднование дня рождения в семье Ретивых. Фото: из личного архива героев
Празднование дня рождения в семье Ретивых. Фото: из личного архива героев

"Для девочек большая победа состоит в том, что они теперь регулярно ходят в школу, не отлынивают от учебы. У них разные классы, школы и программы. Старшая, Ира, стала отличницей, приносит домой грамоты. У Вероники и Маши небольшие трудности в школе остаются, но они стали ответственней, – говорит Галина. – И в быту теперь дети научились быть самостоятельными".

* * *

Клуб приемных семей в Томске и других регионах поддерживает благотворительный фонд "Арифметика добра", который помогает опекунам и детям-сиротам в 35 регионах России.

Основал "Арифметику добра" девять лет назад Роман Авдеев – успешный российский предприниматель, отец 23 детей, 17 из которых приемные. Много лет он оказывал детским домам финансовую помощь, а потом понял, что это не делает их воспитанников счастливыми и подготовленными к самостоятельной жизни, и решил собственными силами постараться изменить эту ситуацию.

"Арифметика добра" работает с клубами приемных семей с 2019 года. На примере московского клуба фонд начал развивать подобные организации по всей стране.

"Приемные семьи в регионах часто сталкиваются с недоступностью помощи, информации о том, куда можно обратиться. Родителям нужна практика, и именно тут бесценна помощь опытных приемных сообществ. Чаще всего пройти школу приемных родителей опекунам недостаточно, дальше все равно нужно работать над собой, иметь возможность поделиться проблемами, – говорит руководитель программы “Клуб приемных семей” в фонде “Арифметика добра” Наталья Машкова. – Не все истории такие сложные, как у семьи Ретивых, есть масса других примеров, хороших и светлых, но нужно понимать главное: в каждом случае неопытному опекуну очень важны поддержка, опора и понимание, что в любой ситуации он может обратиться за помощью. Это ключ к созданию семьи, где царит доверие и понимание между родителями и усыновленными детьми".

Семья Ретивых. Фото: из архива фонда
Семья Ретивых. Фото: из архива фонда

"Арифметика добра" делает акцент на проведении тренингов и стажировок для психологов и руководителей клубов в регионах и при этом частично покрывает зарплаты региональных специалистов.

"Наши руководители клубов не профессиональные управленцы, а обычные приемные родители, которые взяли на себя такую непростую ответственность", – говорит Машкова.

"Арифметика добра" помогает региональным клубам заполнять заявки на гранты, находить доноров, а главное – благодаря фонду приемные семьи по всей стране имеют возможность быть на связи и словом поддерживать друг друга.

А вы, пожалуйста, поддержите "Арифметику добра" делом, чтобы приемные родители не чувствовали себя потерянными и имели возможность дать детям-сиротам полноценную жизнь и любящую семью.

Такая разная Россия. Региональные медиа на «Свободе»

Говорят, журналистика в России закончилась. Это неправда. Да, только после 24 февраля были заблокированы сотни российских медиа. Да, каждую пятницу журналистами пополняется минюстовский список иноагентов. Да, уже небольшой пост в социальных сетях сегодня чреват столкновением с карательной мощью государства. Да, российский журналист, продолжая честно делать свое дело, рискует свободой, а иногда и жизнью. Да, десятки российских журналистов не по своей воле покинули страну за последние месяцы. Однако и сегодня в разных регионах большой и трудной для жизни страны остаются журналисты, которые пытаются честно делать свое дело, рассказывать о том, что эта жизнь представляет собой на самом деле, а не в отчетах чиновников. Рождаются новые медиа, созданные неравнодушными и смелыми людьми, верными принципам своей непростой профессии.

В проекте "Такая разная Россия" мы публикуем лучшие их материалы, посвященные жизни российских регионов

XS
SM
MD
LG