Ссылки для упрощенного доступа

"Пропаганда приучает к неизбежности ядерной войны". Почему в Сибири строят бункеры


Владимир Путин на заседании Совбеза заявил об изменении российской ядерной доктрины. Теперь возможность ядерного удара допускается при получении достоверной информации о массированном старте средств воздушно-космического нападения и пересечении ими государственной границы. Кроме того, предлагается внести пункт, по которому война против России неядерной страны при поддержке ядерной станет основанием для российского ядерного ответа. Тем временем в сибирских городах активно строят бомбоубежища на случай ядерной войны, ракетной атаки и ударов беспилотников. Этот процесс совпал с началом активного обсуждения того, получит ли Украина разрешение бить вглубь России оружием, предоставляемым западными странами. Российские власти, похоже, всерьез опасаются, что риску теперь подвергается и Сибирь. Насколько эти страхи оправданны – об этом Сибирь.Реалии расспросили экспертов.

Чтобы не пропускать главные материалы Сибирь.Реалии, подпишитесь на наш YouTube, инстаграм и телеграм


На портале "Мой Новосибирск" появилась карта бомбоубежищ, что редкость для российских городов. При этом жителям Новосибирска власти пояснили, что появление карты с адресами бомбоубежищ – это требование "военного времени", хотя официально Россия никакой войны как будто не ведет.

Обычно власти скрывают от людей, где именно находятся укрытия, ссылаясь на то, что это "государственная тайна". В то же время они не устают повторять, сколь важно информировать население о том, что надлежит делать гражданам при воздушной угрозе, регулярно проводят проверку систем звукового оповещения (так называемых сирен). Однако в случае воздушной тревоги люди, возможно, и узнают об опасности, но куда именно бежать и где от нее спасаться, будут не в курсе. На этот парадокс многие обратили внимание еще в самом начале войны в Украине.

Исключение составляют прифронтовые города Белгородской и Курской областей. Там повсюду видны указатели, стрелочками показывающие, где именно расположено ближайшее укрытие.

Укрытие в Белгороде
Укрытие в Белгороде

Кроме того, в сибирских регионах местные власти за месяц разместили на Ростендере полтора десятка заявок на ремонт защитных сооружений. По большей части это подвалы, в которых нужно провести косметический ремонт, поставить кровати и розетки.

Так, в Алтайском крае местное правительство решило провести инвентаризацию защитных сооружений, чтобы установить их общее количество, сколько людей они могут вместить, какие из них требуют ремонта. За пару дней до этого в регионе создали комиссию по эвакуации на случай военных конфликтов. Пока ее состав не утвержден, однако известно, что возглавит комиссию один из зампредов краевого правительства. Основная цель эвакуационной комиссии – недопущение потерь среди местного населения, а также сохранение культурных ценностей и архивных документов во время военных конфликтов. Аналогичную проверку защитных сооружений проводят и в Новосибирске,

Но есть на Ростендере и более серьезные заявки. Например, в Барнауле нефтезавод разместил техзадание на "исследования на предмет возможного строительства защитных сооружений гражданской обороны".

В Томске "Томскнефтепродукт" разместил заявку на "защитное сооружение блок-модульного типа" с подробными техническими характеристиками. Это должен быть морской контейнер с трехъярусными нарами, обеспечивающий защиту от воздушной ударной волны при косвенном действии ядерных средств поражения и проникающей радиации; с регенерацией воздуха, резервуарами для сбора фекалий, генератором и хранением питьевой воды и возможностью полной изоляции на несколько часов.

А в Красноярском крае дочка "Роснефти" купила несколько блок-модульных укрытий "КУБ-М" для установки на производственных участках.

Модульное защитное сооружение КУБ-М
Модульное защитное сооружение КУБ-М

Контейнеры, подобные купленным в Краноярске и, судя по описанию, заказанные в Томске, уже некоторое время продаются в России, а установка каждого "КУБа-М" якобы согласовывается с МЧС. Они способны защищать людей в течение двух дней от первых последствий ядерного удара – ударной волны, светового излучения и выброса радиоактивных частиц.

Такие мобильные убежища настолько нравятся МЧС, что в министерстве даже предложили сделать их обязательными к покупке регионами по всей стране. Там отмечают, что укрытий в России недостаточно, а постройка долговременных убежищ обойдется очень дорого. Мобильный модульный комплекс решает эти проблемы.

Почему строят убежища в Сибири?

Возведение убежищ в прифронтовых регионах, которые постоянно подвергаются обстрелам и ударам беспилотников, вполне объяснимо. Кроме того, украинские дроны уже беспрепятственно долетают до Мурманска и, скорее всего, теоретически могут появиться в любом уголке европейской территории России вплоть до Урала.

Теперь же вдобавок ко всему всерьез обсуждается, что западные союзники могут разрешить использовать Украине свое дальнобойное оружие в ударах по территории России. Угрожает ли при этом что-то Сибири?

Опрошенные Сибирь.Реалии военные эксперты расходятся во мнении, в состоянии ли Украина достать до сибирских регионов имеющимися у нее вооружениями. Однако точно известно, что те наименования дальнобойного западного оружия, которые имеются у Украины, по Сибири бить не смогут.

От восточных границ Украины до сибирских городов более двух тысяч километров, а поставленные союзниками дальнобойные ракеты Storm Shadow/SCALP (Великобритания – Франция) и ATACMS (США) имеют дальность 560 и 300 км. Поэтому имеющимся западными ракетами Украина точно не сможет достать сибирские города.

– Я точно не знаю, но думаю, что у ракет и беспилотников уже есть конструктивные ограничения, так что вероятность создания Украиной ракет или дронов для атаки на сибирские регионы невелика, – сказал Сибирь.Реалии военный аналитик Ян Матвеев. Он полагает, что с большой вероятностью закупка защитных сооружений – это "распил" госбюджета.

Военный эксперт Давид Шарп придерживается иного мнения. Он тоже отмечает, что западные ракеты Украины не в состоянии достать даже до уральских регионов, не говоря уже о Сибири.

– А вот что касается украинских беспилотников, то ситуация тут совсем другая. Мы имеем подтверждение применение Украиной беспилотников на дальность почти 1800 км от границы. При этом можно предположить, что они запускались не "с ленточки" и летели не по прямой, а по более оптимальным маршрутам, чтобы обогнуть систему ПВО, – сказал Сибирь.Реалии Давид Шарп.

По его словам, создание беспилотника, который сможет даже по "кривым" маршрутам поражать цели на дальности 2–3 тыс. км, – решаемая техническая задача.

Зеленский у одного из сбитых дронов-камикадзе Shahed-136 иранского производства
Зеленский у одного из сбитых дронов-камикадзе Shahed-136 иранского производства


– Да, это не просто, но для этого не нужен какой-то колоссальный технический прорыв. Тем более если таких беспилотников не очень много и их не массово штамповать. Это непростая задача, но вполне решаемая, – говорит Шарп. – Вот вам пример – иранцы, которые очень продвинуты в производстве беспилотников, показали новый вариант "Шахеда" с заявленной дальностью в четыре тысячи километров. Даже если предположить, что 4 тыс. – это по прямой, а для удара по цели он будет лететь по сложным маршрутам и дальность будет несколько меньше, то вот уже кто-то сделал беспилотник, который может достать сибирские регионы.

Но, может быть, беспилотники запускают с территории России?

По словам политолога Александра Дмитриева (Сибирь.Реалии не раскрывает настоящее имя эксперта), в России бытует довольно распространенная гипотеза, что российские города атакуют некие диверсанты внутри страны.

– Может быть, это убеждение возникло под действием пропаганды, которая внушила людям, что далеко через границу дроны залететь не могут, их собьют. Хотя мне встречались и такие, кто, вроде бы не будучи особо запропагандированными, сами пришли к такой мысли после ударов по Москве. И более того, я даже видел утверждения украинцев (обывателей), что их дроны не могут сами так далеко залететь, и это, мол, какие-то "диверсанты" на территории России собирают, – говорит эксперт.

Также по его словам впечатление на людей произвели налеты на Татарстан, когда для атаки по производству дронов Украина использовала легкомоторные самолеты. 2 апреля 2024 года в Нижнекамске дроны атаковали нефтеперерабатывающий завод "Танеко". А в Елабуге в результате атаки было повреждено общежитие студентов колледжа "Алабуга Политех", расположенное недалеко от цеха по сборке иранских ударных беспилотников "Шахед"(в России называются "Герань-2"). По данным властей, в результате атаки пострадали 14 человек, в том числе двое несовершеннолетних.

Последствия атаки на завод в Елабуге 2 апреля 2024 года
Последствия атаки на завод в Елабуге 2 апреля 2024 года

Через две недели украинские беспилотники атаковали Казанский авиационный завод имени С. П. Горбунова, который производит и ремонтирует военные самолеты, в том числе бомбардировщики Ту-22М и Ту-160М.

Однако военные эксперты склоняются к тому, что дроны все же запускают из Украины. Военный эксперт на условиях анонимности объяснял Сибирь.Реалии, что ни российская, ни украинская ПВО не способны покрыть всю границу, длина которой по суше составляет почти две тысячи километров. А зона покрытия противовоздушных комплексов обороны – максимум десятки километров. Только самые современные дальнобойные системы типа Patriot или С-400 имеют дальность более 100 км.

Комплексов ПВО у России не так много, хотя их точное количество составляет военную тайну, говорит военный аналитик Руслан Левиев. Кроме того, они нужны в разных местах – как на фронте, так и в тылу. Например, после первого налета дронов на Москву в столице на здании Минобороны и у резиденции Путина на Валдае появились комплексы "Панцирь-С1".

– В любом случае, это [защитить всю территорию ПВО] возможно только в стране с крайне маленькой территорией, – добавляет Руслан Левиев. – Но это двухсторонняя проблема. Мы также видим, как российские "Шахеды" ровно по тем же причинам спокойно долетают до самых западных областей Украины. Или видим в тылу Украины разведывательные дроны россиян.

Комплекс ПВО "Панцирь" С-1 на крыше здания Минобороны в Москве
Комплекс ПВО "Панцирь" С-1 на крыше здания Минобороны в Москве

Кроме того, даже современные дальнобойные ПВО не могут справиться с дронами, которые легко обходят радары и глушилки, используемые обеими сторонами конфликта. Все дело в радиогоризонте. Это то, на какое расстояние видит радар.

– Ты можешь увидеть объект заранее, если он летит достаточно высоко, а если беспилотник летит на высоте третьего этажа, то ты, как установка ПВО, увидишь его только в последний момент, буквально когда он будет над тобой пролетать. Радары не видят такие беспилотники – это физика, – объясняет военный эксперт Руслан Левиев.

Шведское агентство оборонных исследований в марте 2019 года опубликовало отчет, согласно которому С-400 может увидеть низколетящие цели минимум за 20 км. А значит, и среагировать на цель не успевает.

В-третьих, налеты происходят с использованием большого количества ракет и дронов, что перегружает ПВО и позволяет части атакующих преодолевать сопротивление и достигать целей.

Наконец, эксперты отмечают, что перед каждым крупным налетом следует несколько небольших атак с единичными дронами и ракетами. Это делается для того, чтобы нащупать слабо прикрытые ПВО зоны или места, где они вообще отсутствуют.

– Эти украинские пуски, где один, два, три-четыре дрона сбиваются, очень похожи на тестовые пролеты. Потому что их два-три, два-три, а потом раз – и сто. И эта сотня перегружает ПВО, долетает до цели и устраивает там что-нибудь нехорошее, – говорит военный эксперт Игорь Березуцкий (настоящее имя не разглашаем в целях безопасности спикера).

Диверсантам же для массовых атак с территории России нужно было бы наладить бесперебойный поток запчастей или готовых изделий из Украины или другой страны. Это представляется гораздо более сложной логистической задачей. Поэтому все опрошенные Сибирь.Реалии эксперты уверены, что запуски идут именно из Украины.

Ядерная истерия

Несмотря на то что Украина теоретически может достать сибирские города, постройка противоядерных укрытий связана с "ядерной истерией", которую власти сами и раскрутили, а также с адаптацией страны к вызовам текущей войны.

– У системы есть косность. Если есть условный "налëт", то обращаться надо к очень архаичным административным структурам, которые убежищами заведуют, – говорит политолог Александр Дмитриев. – Вот они проснулись и о них вспомнили. А у них что есть, то и есть. В СМИ показывают, что часто подвалы – во многом же всë это вовсе не противоядерные убежища. Это может быть и "встряска", когда вспомнили про эти структуры и поняли, что так-то ничего действующего толком нет и надо бы "реанимировать", потому что всё равно ядерная страна, но которая сама же к защите от аналогичного удара просто не готова, это как бы постыдно.

Бомбоубежище на Светлановском проспекте в Санкт-Петербурге
Бомбоубежище на Светлановском проспекте в Санкт-Петербурге

Он отмечает, что российская система обладает "ограниченной адаптивностью к актуальным вызовам".

– Неспешной, но адаптивностью. Если "петух клюнет" и ей при этом дать время, то она включится и в определённой степени на самом деле подстроится под обстоятельства, – уверен эксперт. Он приводит в пример то, как Россия медленно, но верно адаптируется к меняющимся обстоятельствам на войне, к санкциям, к проблемам с китайскими банками, растущей доле отечественного ПО и так далее.

– Всё-таки современная Россия намного более "живая" и гибкая страна, чем тот же СССР. При всех "распилах" и коррупции я бы не списывал это со счетов, – добавляет политолог. – Эта "живость" могла бы конвертироваться в неплохой экономический рост в норме, но сейчас она конвертируется в – увы – достаточно "успешное" санкционное "выживание" и ведение военных действий.

Социолог Игорь Эйдман полагает, что постройка бункеров, кроме возможного "распила", связана с настоящей ядерной истерией в стране.

– Это создание некоего образа неизбежности катастрофической мировой ядерной войны. Пропаганда приучает россиян к неизбежности этого последние годы. Поэтому это, конечно, выходит далеко за рамки возможного распила, – отмечает он. По словам Эйдмана, нынешняя напряженность сравнима и даже превышает пики противостояния с Западом времен холодной войны, когда мир был близок к ядерной войне.

Запуск баллистической ракеты "Сармат"
Запуск баллистической ракеты "Сармат"

– Пока Путин у власти, угроза глобальной войны будет только нарастать и, соответственно, истерия вокруг этой перспективы только увеличиваться. Потому что его политика и его параноидальные цели неизменны, и он сам об этом говорит, – добавляет Эйдман.

Мы не разглашаем имя автора этой публикации из-за угрозы уголовного преследования по закону о нежелательных организациях в России.

XS
SM
MD
LG