В Чите 30 октября активисты общественного движения "Гражданская солидарность" возложили цветы к памятнику жертвам политических репрессий. Митинг жители Читы решили не проводить из-за прямых запретов правительства Забайкалья, сообщает корреспондент Сибирь.Реалии.
"В этом году было решено ограничиться возложением цветов, - рассказала активистка Марина Савватеева, - во-первых, будний день, люди на работе, во-вторых, мы не раз сталкивались с тем, что власти запрещали нам проводить митинги в центре, к памятника политрепрессированным. Место для проведения таких мероприятий разрешено только одно - в гайд-парке в поселке Текстильщиков, на окраине города.
В возложении цветов принял участие журналист, депутат Государственной думы второго созыва Виктор Курочкин, в 90-е занимавшийся поиском захоронений репрессированных. По его словам, в Забайкалье было расстреляно около 45 тысяч человек, из них 16 тысяч погибли во время следствия и в концлагерях.
"Погибло очень много пожилых людей, которые не выдерживали пыток, - рассказал Виктор Курочкин, - были и такие случаи, когда человек погибал, а через какое-то время появлялось решение этой тройки о том, что он осуждён на 10 лет и отправлен в концлагерь. Было и такое, что арестовали домохозяйку из Читы, она погибла под пытками, а через месяц вышло постановление тройки о том, что она освобождена. То есть власть врала с самого начала. Она такой же лживой остаётся и сегодня. Нам сегодня с телевизора также врут".
Виктор Курочкин также вспомнил и о протестах, прошедших в годы коллективизации: все участники крестьянских восстаний были арестованы и репрессированы.
"Даже те, кто не имел отношения ни к каким протестам, участникам белого движения, все равно арестовывались и расстреливались, - сообщает бывший депутат. - Три тысячи красных партизан, те, которые завоевали эту власть, были казнены. Командир Епифанцев Георгий Степанович из села Тайна был участником первой мировой войны, Георгиевским кавалером, после войны участвовал в подавлении крестьянских восстаний в Александро-заводском районе, а в 1937 году по сфабрикованному делу, его самого расстреляли. Власть таких боялась: у них был опыт и, в случае протестов, они могли взять в руки оружие.
По словам Виктора Курочкина, сегодня общество приближается к событиям того времени.
"Сегодня, конечно, не расстреливают, как это было тогда, но сегодня ощущение, что испытываем даже больший страх, чем в те годы. Ведь ни один депутат Государственной думы, ни один сенатор не может выступить против самых сумасбродных решений, которые идут от президента страны. Всех обуял великий страх. Никто ничего не говорит против этой правящей верхушки, - говорит Курочкин. - Да, это все напоминает сталинские времена.
- 30 октября в городах Сибири и Дальнего Востока проходят акции в память о жертвах политических репрессий. Часть мероприятий власти запретили: в Томске акцию отменили без объяснения причин, в Новосибирске отменить памятные мероприятия потребовала прокуратура.