7 февраля 1920 года в Иркутске большевики расстреляли адмирала Колчака. Спустя сто с лишним лет, этой осенью, в издательстве "Дилетант" вышла книга комиксов "Спасти адмирала Колчака". Это третий выпуск в серии, придуманной Алексеем Венедиктовым, главным редактором закрытого акционерами весной радио "Эхо Москвы". В первых двух выпусках происходило чудесное спасение царевича Дмитрия и цесаревича Алексея.
Альтернативная история – популярный жанр массовой культуры, причем не только современной. Задолго до появления кинематографа и комиксов исторические персонажи "воскресали" в народных легендах и даже меняли ход истории. Лжедмитрий I правил Московским царством как законный сын Ивана Грозного. Емельян Пугачев некоторое время успешно выдавал себя за спасшегося Петра III. Старец Федор Томский почитался в Сибири как император Александр I, который "на самом деле" не умер в Таганроге.
Легенды вдохновляют писателей, сочиняющих "фейки" о том, "что было бы, если бы…" И благодарные читатели с удовольствием потребляют эти книги в огромных количествах. Каждый год на книжном рынке появляются десятки новых романов о "попаданцах", заброшенных в прошлое и меняющих ход событий. Ветераны Афганистана воюют за белых против большевиков, участвуют в русско-японской войне, помогая генералу Куропаткину одержать победу, и так далее и тому подобное. Настоящая история часто бывает болезненна и неприятна. Переформатировать её в сказку гораздо увлекательнее.
Авторы комикса "Спасти адмирала Колчака", историк из Петербурга Константин Котельников и омский художник Иван Ешуков, называют свой проект развлекательным, но просветительским.
– Комикс "Спасти адмирала Колчака" – это жанр альтернативной истории?
Константин Котельников: Это художественное произведение, не претендующее на историческую достоверность. Поэтому сценарист волен добавить своему персонажу какие-то качества, которых не было у его реального прототипа. Если бы я захотел, я бы мог сделать Колчака трусливым или комичным. Я так не поступил, но я был вправе.
– Я не прошу вас пересказывать финал вашей книги. Меня интересует суть вашей концепции. В интернете и книжных магазинах сейчас полно литературы о "попаданцах", которые из нашего времени попадают в прошлое и как-то влияют на ход событий. У вас другой жанр?
Константин Котельников: Основная идея моего произведения в том, что я предлагаю историю, которая не является правдой, но в теории могла бы стать правдой.
– Возможные миры?
Константин Котельников: Да, поскольку Колчак не реализовал все свои возможности на посту "Верховного правителя России", он совершал много ошибок, как военных, так и политических. Но эти ошибки были свойственны всему белому движению. В этом смысле он мало отличается от Деникина. Все белые генералы были, с одной стороны, заложниками обстоятельств, а с другой стороны, личные амбиции мешали им принимать правильные военные решения. Я имею в виду их решение идти на Москву отдельно друг от друга. Оно выглядит ошибочным, во всяком случае, альтернативные варианты могли бы быть более успешными.
Иван Ешуков: Я бы добавил, что Колчак в Сибири провалил аграрную реформу. Красные до его прихода в Омск раздали бесплатно землю крестьянам. Колчак же, став Верховным правителем, объявил, что земли "на халяву" не будет, а новая власть даст населению землю в аренду. Народ вознегодовал, и рейтинг новоиспеченного правителя резко понизился.
– Если посмотреть на карту гражданской войны в России, мы увидим борьбу провинций с метрополией. Появилось много эфемерных столиц – Омск, Симферополь, Екатеринодар и т. д., – из которых предпринимались попытки захватить Москву и Петербург. Может быть, с этим связана неудача белого движения?
Константин Котельников: Большевики воспринимались населением как более серьезная власть, потому что они заняли символические центры России. Москва и Петроград воспринимались как источники власти. Поэтому их захват во многом предопределил успех большевиков. Но, кроме того, это ещё и чисто географический и стратегический фактор. Большевики с самого начала захватили власть в центральной России – наиболее населенном и промышленно развитом регионе страны, с хорошей железнодорожной сетью, заводами, складами вооружений и тому подобным. Так что они сразу получили большое преимущество над своими противниками. У Колчака в Сибири была очень слабая военная промышленность, поэтому ему пришлось думать над тем, чтобы тратить золотой запас на закупку вооружений у западных союзников. Тем же самым занимались Деникин, Юденич, Миллер и другие.
– Как вы относитесь к символическим примирениям красных и белых, которые предпринимались российской властью к столетию окончания гражданской войны? Путин, к примеру, произносил пафосную речь о русском исходе в Севастополе перед памятником "Сыновьям России, воевавшим в Гражданскую войну".
Константин Котельников: Ну, президент Путин открывал и памятник жертвам политических репрессий в Москве. Трудно понять, какая здесь логика и какой идеологический посыл они отправляют этими действиями.
– На ваш взгляд, это не запрос общества, а причуда власти?
Константин Котельников: Честно говоря, я не вижу в российском обществе какой бы то ни было серьезной рефлексии на тему гражданской войны. Мне кажется, этот вопрос был актуален в 90-е годы, когда существовал интерес к этому периоду истории, который скрывала и перевирала советская власть. И даже ещё раньше, в 1980-х, когда была популярна песня про поручика Голицына, пробудился интерес к дворянству, романтическая любовь к белым офицерам в исполнении Высоцкого и Кайдановского. Вот тогда неудовлетворенность советской историей выражалась в поиске альтернатив своему недавнему прошлому.
– И возвращаясь к вашей книге, история, в ней рассказанная, тоже является своего рода альтернативой реальным событиям?
– Нас с Иваном более интересовала иная судьба Колчака, нежели переписывание истории России. В конце книги есть историческая справка, где затронутые сюжеты, например, "колчаковское" золото, период его командования Черноморским флотом и т. д. мы поясняем в научно-популярном формате, с опорой на источники. Наша задача в том, чтобы художественным методом пробудить в читателе интерес к истории, а затем дать ему возможность удовлетворить этот интерес.
Иван Ешуков известен среди российских комикс-художников как автор собственного проекта "Боровицкий", получившего первое место на международном фестивале графических романов "КомМиссия-2020". В загадочно-детективном, в духе "Твин Пикса", комиксе Ешукова фигурирует колчаковское золото и сам Верховный правитель России. Узнав о том, что "Дилетант.Медиа" объявил конкурс среди художников на создание развлекательно-исторического комикса, Иван отправил Алексею Венедиктову свои работы.
– Алексей Алексеевич мне позвонил и предложил на выбор два проекта – либо "Спасти княжну Тараканову", либо "Спасти адмирала Колчака". Мне показалось, что он ерничает – ну, какая княжна Тараканова, кто ее будет рисовать? К тому же я про Колчака уже рисовал до этого, у меня есть свой проект – "Боровицкий", который я сделал восемь лет назад. В том проекте Колчак – не главный герой, он нужен был просто для исторического фона. А здесь предложили такую тему, и локация – Омск, а я сам живу в Омске. В общем я сделал выбор, и мы с Константином Котельниковым занялись этим проектом.
– Идея цикла "Спасти…" по своему жанру – это сказка?
– Там процентов 50, наверное, реальной истории, ну, относительно реальной. Кто его знает, какая там была история. Все, что из источников есть, – это тоже правда или нет, бабка надвое сказала. А потом в концовку книги вводится уже фантастический элемент, за счёт которого главного героя спасают. То есть реальный прототип умирает, а вот в этих версиях венедиктовского проекта все они остаются живыми.
– А можно открыть тайну, как его спасают?
– Нет, это будет спойлер. Мы заранее договаривались эти вещи не рассказывать. Пусть люди купят книжку и прочитают.
– Расскажите тогда о своем образе адмирала Колчака. Вам симпатичен этот герой? Мог ли он сделать что-то полезное для страны, если бы обернулось иначе? Вы об этом думали, наверное, когда рисовали комикс?
– Фигура Колчака мне интересна, иначе я бы просто за это не взялся. Я об этом думал еще 8 лет назад, когда работал над проектом "Боровицкий". Изучал и обстоятельства расстрела Колчака, и дореволюционную часть его биографии, начиная с 6-й Петербургской гимназии и учебы в Морском училище. Очень увлекательны его арктические похождения, когда они с бароном Толлем искали "землю Санникова".
Колчак мне очень импонирует как человек действия, который с молодости рисковал своей жизнью, в боях участвовал, был награжден. Дослужился до командующего Черноморским флотом. А после Февральской революции Временное правительство задвинуло Колчака в тень. У нас это в комиксе отражено. Его отправили в США вести переговоры о поставках оружия. А на самом деле просто убрали со сцены, чтобы он никому не мешал. Но, видимо, что-то было в его характере, не позволившее ему вести спокойную эмигрантскую жизнь, в то время как на родине идет война.
Когда он вернулся в Россию, в Сибирь, уже во время гражданской войны многие из тех, кто был с ним рядом, генерал Пепеляев и другие, отмечали, что он был довольно импульсивный. Я думаю, что его характер сыграл негативную роль в том, как развивались события. Практически всё, начиная с прибытия Колчака в Омск, шло совсем не так, как он хотел. Во-первых, его выбрали на роль Верховного правителя. То есть он не был Наполеоном, который шёл к власти. Вообще не был политиком. С того момента, когда он появился в Омске, и до самого конца он совершал одну ошибку за другой. В результате власть колчаковцев даже в 1918–19 году, когда Омск был "столицей", никаким уважением не пользовалась.
– Вы родились в Омске, хорошо знаете город и его среду. Существует местный культ Колчака, при котором Омск хотя бы формально был столицей России?
– Существует, конечно. Для одних он герой, для других – антигерой. По всяким круглым датам и те и другие публично высказываются. Местный КПРФ всегда кричит, что Колчак – кровавый палач и диктатор, другие считают его человеком, который хотел всех освободить от красного террора.
– Понятно, что эмоциональное отношение к фигуре Колчака присутствует среди просвещенных жителей Омска. А есть ли памятники, мемориальные доски, какие-то памятные места, связанные с Колчаком?
– В центре города, в районе Речного вокзала, стоит особняк купца Батюшкова. Сейчас это Дом бракосочетаний, а во время гражданской войны там располагалась резиденция Колчака, И вот, буквально в 50 метрах открыли ресторан "Колчак". Там на входе такая ваза, под Ботичелли, только вместо фигуры обнаженной женщины в раковине – статуя Колчака в полный рост. Получилась какая-то запредельная "порнуха"…
– Китч?
– Да. А-ля колхоз, что называется. А сама фигура выполнена хорошо, хороший скульптор, но то, что вокруг него наляпали, – это просто тушите свет.
– Коммунисты туда не ходят, наверное?
– Ну, они ходят везде, но отношение к Колчаку у них однозначное – как к кровавому диктатору. Несколько лет назад коммунисты на меня набросились из-за в общем невинной шутки. У меня есть друг, француз Тер Шевалье, он в Москве при посольстве Франции преподает детям историю и рисование. Так вот, он нарисовал карикатуру в виде памятника, где внизу стоят маленький Егор Летов, маленький Колчак и Достоевский – наши омские герои, а наверху большая Омская птица. Это довольно известный мем Welcome to Omsk, что-то среднее между дятлом и вороной, с длинным клювом и тремя хохолками. Тер Шевалье нарисовал ее с гитарой. Шутки ради я поместил этот памятник на то место, где сейчас стоит памятник Ленину. То есть, я нарисовал весь экстерьер этого места, но Ленина убрал и вставил памятник с карликами, которые бывали в Омске. И сразу такое началось! Коммунисты выступили с заявлением, что вот "с такого" начинается развал, распад и предательство, другие за меня заступались, в результате получился большой и неприятный срач.
Я вспомнил эту историю потому, что тема Колчака у нас жива, и приходится быть осторожным, чтобы не оскорбить нечаянно чьи-то чувства. По крайней мере, я не отношусь к этому пренебрежительно, – рассказал Иван Ешуков.