В Сеуле в давке на праздновании Хеллоуина 29 октября погибли четыре россиянки, жительницы Кемеровской области, Петербурга, Красноярского и Приморского края. На данный момент известно о 156 погибших и около 150 пострадавших в толпе в районе Итхэвон, и число жертв может увеличиться – многие раненые находятся в реанимации. Все погибшие россиянки были моложе 30 лет, две из них учились в местном университете, одна – на языковых курсах.
В представительстве МИДа во Владивостоке заявили, что привезут тела всех четырех паромом в Приморье и помогут близким с экстренной выдачей виз в Корею. Однако, как оказалось, родственники трех девушек уже находятся в Сеуле, и как минимум две семьи собираются кремировать тела погибших в Корее.
Очевидцы ЧП рассказывают редакции, что смертельная давка образовалась в районе Итэвон в узком переулке шириной в 4 метра у отеля Hamilton. Дорога, сужаясь, здесь спускается вниз, дорожное покрытие неровное, поэтому участники праздника могли легко споткнуться и упасть из-за напора толпы.
– Они соскальзывали вниз на склоне, как домино, и падали в общую кучу, – вспоминает Екатерина Ким (в Корее ее зовут Ена). – На крики, что впереди люди упали и нужно остановиться, толпа сзади не реагировала и напирала. По словам других участников, пять или шесть мужчин активно толкали людей в спины на этом опасном склоне. Но кто они и были ли на самом деле – точно неизвестно, полиция отсматривает видео с камер, но опознать их, думаю, будет трудно – почти все были в костюмах, праздничном макияже. Я лично этих "толкающих" не видела. Но в давку попала, еле выбралась, чудом. Это было ужасно. Помню, как рядом женщина орала, у нее, по ее словам, были сломаны ноги, я пыталась ее выдернуть из толпы, но не смогла. Мне этот кошмар еще долго будет сниться. Потом помню своего друга – как он вытаскивает из толпы ребенка, сам весь в крови. Ужас. Это шок, вы себе не представляете, насколько это нетипично для Кореи.
"Всем поможем"
– По официальным данным, во время публичного мероприятия в Сеуле от давки умерли четыре россиянки. Все они были моложе 30 лет. Одной из них был 21 год. Полиция не предоставляет посольству РФ данные о сфере занятости россиянок, погибших в давке в Итхэвоне. Известна только дата рождения, имя и гражданство, – говорит руководитель представительства МИД РФ во Владивостоке Андрей Броварец. – Всем родственникам поможем с экстренной выдачей виз в Корею и расходы на транспортировку четырех тел оплатим.
Известны имена троих погибших россиянок, их зовут Дарья Твердохлеб, Юлианна Пак и Кристина Гарднер. В пресс-службе представительстве МИД во Владивостоке редакции заявили, что "окажут помощь всем родственникам погибших россиянок". Однако две семьи сообщают, что никто из российских чиновников на них не выходил.
– Юлианна закончила со мной Школу гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета. В Южной Корее жила с 2021 года. Ей всего 25 лет было! Такое горе! – говорит ее однокурсница Александра. – Знаю, что Дарья Твердохлеб тоже из Приморья. Одна из Находки, вторая из Спасска. Про остальных мне неизвестно. Родные Юлианны решили кремировать ее, они уже в Корее, так что не знаю, какую такую помощь им обещают. С визами проблем не возникло.
Одна из девушек погибла не сразу, а была госпитализирована и умерла уже в больнице, пишет телеграм-канал Baza. При себе у нее не было документов, ее поиском занимались родственники. Ее имя не называют, но это едва ли Кристина Гарднер – известие о ее гибели пришло вскоре после сообщений о давке.
Сестра Кристины Валерия говорит, что та была родом из Новокузнецка, но перед переездом в Сеул жила в Москве. В Сеуле Кристина училась в университете Kyungbok University на языковых курсах. Ее подруга Лада рассказала, что Кореей Гарднер заинтересовалась на фоне их общего увлечения кей-поп-музыкой, но после переезда Кристина влюбилась в страну и очень хотела там остаться.
– После языковых курсов сестра планировала поступить на профессию IT либо в медицинскую косметологию, – говорит Валерия. – Но перед этим хотела приехать на каникулы в Россию, летом в следующем году. А потом – да, остаться там надолго. Но не случилось. Я сама не поеду в Сеул, у нас там тетя, мы решили кремировать в Корее, а после повезем урну в Россию. О транспортировке тела в Россию нет речи... И чиновники на нас не выходили, помощь не предлагали. С нами не связались даже! А в новостях указали, что наш президент якобы говорит о помощи с перевозкой, но это неправда, нам никто не помогает от РФ – только неравнодушные девочки из Кореи и России. Кристина была среди первых двух россиян, о гибели которых сразу сообщили, поэтому я не думаю, что она была той девушкой из России, которая после госпитализации в больнице умерла. Она была астматиком. Такую толпу ей в принципе было сложно пережить. Но в Корее ей очень нравилось еще из-за климата, там она почти не пользовалась ингалятором. Кристине было 26 лет. 16 ноября было бы 27 лет. Я хотела подарок подарить, а теперь эти деньги идут на прощание.
На билеты и расходы, связанные с кремацией, по словам родных Кристины, скинулись ее друзья и однокурсники.
– Объявление буквально несколько часов провисело. Подруге Кристины его пришлось не только убрать, но и отдельно написать, что сбор закрыт. Все оперативно собрали и прощание на завтра запланировали, два дня будет идти в Сеуле, а потом урну повезут в Кузбасс, – говорит Лада.
Есть версия, что смертельной давка могла стала из-за появления в толпе известного певца, к которому кинулись участницы шествия. Он тоже погиб.
– Мне первым делом скинули ссылку о смерти Ли Джи Хана. Потом рассказали, что Кристи тоже там погибла. Когда узнала, что там был этот фанатский момент, картина более-менее сложилась. Этот пунктик тут действительно раздут до смертельных масштабов, – говорит Евгения, два года живущая в Корее, она была знакома с Кристиной Гарднер.
"Одни помогали, другие выгоняли"
– Траур, конечно, в стране, – продолжает Евгения. – Но я бы сказала, что те, у кого никто из знакомых и друзей лично не пострадал – они грустят, но отстраненно, как будто не могут осознать, что это реально случилось. Повторяют, что жалко, вот такие молодые так глупо погибли. А вот те, у кого дети умерли, места себе не находят… убиты и раздавлены. Те, кто сам был в эпицентре, в шоке и только сейчас отходят, – говорит Евгения. – В чем причина, пытаются понять, многолюдные массовые мероприятия – это же норма для густонаселенного Сеула. Мол, люди слетели с катушек после локдауна, думают, причина в том, что это первый после пандемии праздник без масок и других коронавирусных ограничений. Но на Итэвоне на Хеллоуин всегда много людей было! Обычно даже больше, чем в этом году: раньше и по 200 тысяч собиралось, и всегда без жертв было. В этом году было 100 тысяч. Но в этот раз было меньше полиции для регулирования движения (на 1 полицейского ~1000 человек приходилось). (Часть полицейских в этот день, по словам горожан, собралась на митингах в другой части Сеула – в городе с 9 октября активисты консервативной партии выходят на улицы с критикой администрации Мун Джэ Ина, требуют отставки президента и ареста министра юстиции Чо Гука. – СР). Плюс опять же слухи о том, что на том злополучном пятачке раздавали странные конфеты (возможно, с наркотиками) и алкоголь. Плюс наклон этого участка – этот склон шириной в 4 метра продолжается целых 45 метров!
По словам собеседников Сибирь.Реалии, маршрут шествия всегда разный – толпа сама выбирает, в какую сторону идти.
– Ощутимая давка началась с десяти часов вечера, хотя на Итхэвоне мне уже в девять пришлось встать на скамейку в ожидании, пока толпа пройдет. В 22:30 примерно услышала, как к месту приехали скорая и пожарные. Видела, как детей оттуда вытаскивают. Несколько людей вынесли прямо на дорогу, оказывали первую помощь. Мы ушли утром часа в 4 – все улицы по-прежнему были перекрыты, колонна скорых. Одна из версий, почему на улице одновременно находилось столько народу – клубы сделали на Хеллоуин платный вход, хотя обычно посетители, особенно молодые девушки, платят только за напитки и еду, – говорит Дарина, присутствовавшая на празднике. – К тому же владельцы этих заведений, некоторых, не всех, вели себя просто возмутительно – возле того злополучного перекрестка есть бар под названием "Вайкики": люди пытались зайти туда, чтобы скрыться от толпы, им отказывали в грубой форме. Мне после долгих уговоров разрешили пройти и выйти через черный вход, но большинству отказывали, тем самым подписав некоторым из них смертный приговор. Бесчеловечно, особенно на фоне соседних заведений – из отеля "Гамильтон" сотрудники выносили простыни, собирали раненых, вносили к себе, поили людей, кормили. Вот это настоящая Корея, которую я знаю и люблю.
По сообщениям информационного агентства "Ренхап", большинство погибли от удушья, у многих были сломаны ноги. Со ссылкой на местную администрацию СМИ пишет, что среди погибших – 19 граждан других государств. Причины возникновения давки официально пока неизвестны. Для жителей Сеула это первое с начала пандемии массовое празднование, когда не нужно соблюдать коронавирусные ограничения.
Для оказания помощи пострадавшим было задействовано более 800 спасателей со всей страны, пишет Associated Press. Начальник пожарной части Сеула сообщил, что число погибших может возрасти и что неустановленное число раненых находятся в критическом состоянии. Президент Южной Кореи Юн Сок Ёль объявил национальный траур в связи с трагедией в Сеуле и выразил соболезнования пострадавшим и семьям погибших.