В Иркутске начался суд по делу о пытках заключенного ангарской колонии №15 Кежика Ондара. Обвиняемые - сотрудники ФСИН и заключенные, сотрудничавшие с ними. Об этом редакции Сибирь.Реалии сообщил правозащитник организации "Сибирь без пыток" Святослав Хроменков.
Обвиняемыми по делу о превышении полномочий, повлекшем тяжкие последствия (ч.3 ст.286 УК РФ) указаны экс-начальник оперативного отдела СИЗО №1 (из колонии №15 в апреле 2020 года заключенных вывезли в изолятор) Максим Вольф, старший оперуполномоченный Андрей Мелентьев, младший инспектор дежурной группы Максим Данчинов, а также сотрудники ФСИН Андрей Москвитин и Евгений Шадаев. Всех пятерых обвиняют в организации пыток заключенного Кежика Ондара.
Процесс объявлен закрытым из-за "государственной тайны". Правозащитники предполагают, что Ондара специально этапировали в Хакасию, чтобы удалить от адвоката, который находится в Иркутске. " Это усложняет некоторые процедуры, подачу ходатайств. Кроме того, Кежик совсем не говорит по-русски. Сейчас к нему поедет в Хакасию переводчик", - сообщил Хроменков.
Дело завели 1 февраля 2021 года, но правозащитникам и пострадавшему об этом стало известно только в конце февраля.
В конце декабря 2020 года редакция опубликовала интервью с сестрой заключенного Кежика Ондара, в котором Азияна Ооржак Ондар сообщила о жестоких пытках брата с использованием кипятильника. В ответ на запрос редакции уполномоченный по правам человека региона после личного посещения заключенного подтвердила, что "преступление действительно совершено" - в результате истязаний у Кежика была разорвана прямая кишка, ему сделали две операции, но он останется инвалидом. По словам пострадавшего, при помощи пыток его принуждали подписать признание в участии в якобы организованном бунте заключенных в ИК-15 Ангарска в апреле 2020 года.
По делу об изнасиловании Ондара обвинение по уголовной статье 132 ч.3 п."б" предъявлено четырём "разработчикам".
Стихийный бунт в ИК-15 Ангарска произошел в апреле 2020 года. Более 200 заключенных нанесли себе увечья в знак протеста против пыток. Всего пострадали около 300 человек. Тело погибшего заключенного было найдено под завалами после пожара в колонии. Кроме того, сообщалось о смерти заключенного в Воронеже, который в ходе беспорядков в колонии Ангарска получил перелом позвоночника. ФСИН отрицало эти данные.
После бунта многих заключенных вывезли в другие колонии региона и в СИЗО-1. Там, согласно их заявлениям, из них пытками и истязаниями "выбивали" признания в организации бунта.