В июле Россия заняла второе (после Индии) место в мире по числу скачиваний VPN-сервисов, благодаря которым интернет-пользователи могут читать заблокированные сайты. Только за первые три недели июля VPN скачали более 12 миллионов раз (в январе 2022 года, до вторжения России в Украину и блокировки соцсетей и неугодных российским властям медиа, было всего два миллиона скачиваний). В июле же в России началась массовая информационная кампания против VPN-сервисов. Блогеры и чиновники практически идентичными постами в соцсетях призывают россиян удалять приложения и обвиняют их во вредоносных свойствах, называя VPN "проблемой 2022 года". Авторы постов утверждают, что такие сервисы вредят батарее смартфона, сильнее расходуют интернет-трафик и продают личные данные пользователей. В некоторых публикациях говорится, что эти сервисы "майнят крипту".
В акции засветились, в частности, чиновники Алтайского края. Они пишут на своих официальных страницах, что VPN-сервисы крадут информацию из телефонов и передают ее банковским мошенникам. Кроме того, они целиком одобряют действия Роскомнадзора по блокировке "опасных приложений".
Затем к критике сервисов присоединились и пропагандистские СМИ: в их публикациях появились мнения "экспертов" о том, что VPN – это происки США с целью навредить россиянам.
Сибирь.Реалии разобрались, зачем власти проводят информационную кампанию против VPN, какие проблемы есть с использованием сервисов и как их избежать.
– Мне не верится, что власти внезапно стали замечать много мошенничества и решили через такую кампанию обезопасить людей. Скорее всего, они заметили, что большое количество пользователей стали пользоваться VPN, и решили таким образом повлиять на свой ядерный электорат – людей, которые не сильно разбираются в технологиях и не могут отличить, что правда, а что нет, – считает технический директор проекта "Роскомсвобода" и основатель Pricvacy Accelerator Станислав Шакиров.
Он отмечает, что в целом участники этой кампании правы в том, что VPN-сервисы могут воровать данные пользователей. Однако это происходит, только если пользоваться бесплатными сервисами.
– VPN-сервис стоит денег, потому что его обслуживание и аренда серверов не бесплатные. Если клиенты не платят, значит, зарабатывать надо на них, – говорит эксперт.
Бесплатные приложения также могут быть не оптимизированы, из-за чего быстро расходуется батарея, а владельцы таких сервисов могут намеренно занижать скорость соединения, чтобы вынудить пользователей перейти на платные версии, добавляет старший партнер проекта "Сетевые Свободы" Станислав Селезнев.
Также у них обычно очень мало арендованных серверов, которые перегружаются из-за большого потока клиентов, которые по тем или иным причинам не хотят платить. Это вызывает ощущение, что интернет или устройство тупят, отмечает юрист. Однако, по его мнению, это не причина отказываться от VPN вообще.
– Избежать всех перечисленных проблем очень просто. Первый и самый лучший вариант – это сделать свой VPN-сервис, арендовав сервер в другой стране. Это недорого и несложно, человек без технического образования с этим справится.
Создать свою частную сеть можно через сайты Amnezia и Outline. Этим способом пользуются десятки тысяч человек, говорит Селезнев. Один из плюсов персонального приложения в том, что вероятность его блокировки крайне мала, потому что он никому не будет известен.
– Второй вариант – это воспользоваться крупным, известным, платным VPN-сервисом. Платные сервисы дорожат своей репутацией и своими клиентами, с которых получают доходы, поэтому для них очень важно в том числе обеспечение приватности, – говорит юрист.
Список проверенных сервисов составляет проект "Роскомсвобода". У большинства из них есть бесплатные версии, и доверять им в вопросе приватности можно, однако скорость соединения и оптимизация в них могут быть неудовлетворительными.
Первая причина, почему власти решили устроить кампанию против VPN, – это уменьшение возможностей Роскомнадзора по ограничению доступа к запрещенной в России информации, считает Селезнев. С начала войны против Украины в России только из-за военной цензуры было заблокировано более 5,4 тысяч сайтов, но и до войны такие блокировки были одним из самых масштабных инструментов цензуры и ограничения доступа к информации и свободы выражения мнения.
Первые законодательные изменения, расширяющие возможности блокировок и упрощающие эту процедуру, появились ещё десять лет назад. С тех пор количество ежегодных блокировок выросло в 279 раз. Если за 2012 год РКН запретил всего 261 сайт, то за прошлый год – уже более 70 тысяч.
Впрочем, в Роскомнадзоре блокировку СМИ цензурой не считают. В феврале 2016 года тогдашний глава Роскомнадзора Александр Жаров прокомментировал обвинения в адрес ведомства так: "Цензура предполагает просмотр статьи или другой информации еще до ее выхода в эфир или печать. А мы реагируем уже по факту. Поэтому никакой цензуры у нас нет".
С началом войны количество блокировок стало расти в геометрической прогрессии: на сегодняшний день в России практически не осталось незаблокированных негосударственных СМИ. Вместе с тем за первые три месяца войны и количество пользователей VPN выросло в 15 раз и достигло 24 миллионов человек.
Несмотря на это, блокировки можно назвать эффективными: к средствам для обхода ограничений все ещё прибегают лишь четверть россиян, которые пользуются интернетом.
Это отражается в изменении трафика заблокированных изданий. Так, по данным сервиса SimilarWeb, у издания "Тайга.Инфо" с момента блокировки в начале марта количество посещений на сайте упало на 64%. На 47% упало количество визитов у издания "Люди Байкала", заблокированного в апреле. Даже у более крупной и устойчивой "Медузы" за последние три месяца посещения сайта упали почти на треть. А томское агентство новостей ТВ2 (как и многие другие издания) и вовсе прекратило работу на следующий день после блокировки.
Блокировке подвергаются и сами VPN. С начала войны Роскомнадзор заблокировал уже более двадцати таких сервисов, еще как минимум восемь были заблокированы в прошлом году. В решениях о блокировке регулятор указывает причину – доступ к запрещенной в России информации. Это важно, поскольку само по себе использование VPN-сервисов власти России не запретили и пока не планируют.
В 2017 году было запрещено использование анонимных сервисов по обходу блокировок. Всех остальных обязали подключиться к Федеральной государственной информационной системе, в которой содержится реестр Роскомнадзора с запрещенной информацией. Проще говоря, владельцев VPN-сервисов обязали самостоятельно ограничивать себе доступ к заблокированным в России сайтам.
Это звучит нелогично, если рассматривать VPN только как средство обхода блокировок. Однако, как указывает Селезнев, это только одна из его функций. Вторая функция и вторая, по мнению эксперта, причина централизованной кампании против VPN – это стремление властей получить больший доступ к частной жизни пользователей.
– Если не пользоваться VPN-сервисами или другими средствами шифрования, весь трафик при подключении к интернету передаётся от абонентского устройства в открытом виде. То есть все, что вы делаете в интернете, может видеть например администратор Wi-Fi-сети, к которой вы подключились, будь то в кафе, гостинице, аэропорту или даже в телефоне другого человека. То же может делать и оператор связи и его сотрудники. У оператора можно даже заказать детализацию трафика, которая покажет, на какие сайты и страницы вы заходили, – говорит Станислав Селезнев.
Операторы мобильной связи собирают и отслеживают информацию и о передвижениях человека. Все собранные данные они по закону должны предоставлять спецслужбам по первому требованию. Более того, по словам Шакирова, у операторов связи располагается оборудование спецслужб и ведомств, которые имеют возможность следить за гражданами самостоятельно.
Если пользователь использует VPN, получить его личные данные спецслужбы не могут. Поэтому власти против того, чтобы граждане использовали эти технологии. При этом сами они их используют, чтобы никто не следил за ними.
На эти цели госорганам, ведомствам и структурам ежегодно выделяют огромные бюджеты: по данным проекта "ГосЗатраты", с 2015 по 2018 год государство потратило почти 7 миллиардов рублей на создание и использование VPN-сетей. Для сравнения: за тот же период в США на финансирование подобных сервисов выделили 5 миллионов долларов (около 280 миллионов рублей).
Более поздних данных по общему затрат России на VPN нет, но есть отдельные госконтракты. Например, в Алтайском крае, муниципальные власти которого активно присоединились к кампании против средств для обхода блокировки, почти сразу после начала войны договор о VPN-сетях на 1,7 миллиона рублей заключило краевое Минцифры. Уже в мае краевое управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны заключило контракт на VPN на 43,2 миллиона рублей.
Такие контракты заключают самые разные госучреждения: министерства, государственные больницы, университеты, управления Нацгвардии, районные администрации и даже детские сады. Многие крупные коммерческие компании обязывают сотрудников подключаться к корпоративным VPN.
В целом, по мнению экспертов, запретить VPN совсем – задача для властей практически невыполнимая.
– Впервые за всю историю человечества люди получили возможность вести приватную от властей переписку. До этого так или иначе власти получали доступ через перехват почты, прослушку переговоров. Но на сегодняшний день техническая возможность граждан защитить свою приватность выше технической возможности властей получить доступ к их информации, – говорит Селезнев.
Еще одна возможная причина антипиара VPN в том, что Роскомнадзор и ФСБ могли потерять источник технической блокировки таких сервисов из-за санкций.
– Возможно пиар-оружие (создание негативной репутации) обходится финансово дешевле, чем борьба с каждым VPN-сервисом по отдельности, – говорит технический эксперт "Роскомсвободы" Вадим Мисбах-Соловьев.
В июне Bloomberg выпустил расследование, в котором говорилось, что для блокировок регулятор использовал оборудование американской технологической компании Sandvine. Эту компанию неоднократно обвиняли в сотрудничестве с диктаторскими режимами: в Египте, Сирии, Турции и Беларуси. Так случилось и с Россией после вторжения в Украину, однако в этом случае Sandvine столкнулась с беспрецедентным давлением. В итоге компания "тихо покинула российский рынок".
Неизвестно, забрала ли она свое оборудование и был ли это единственный поставщик Роскомнадзора, но блокировки сайтов, хоть и стали реже за последний месяц, не прекратились.