Для России и её президента Владимира Путина последние дни выдались поистине историческими. Судите сами: сначала на Дальнем Востоке господин президент спутал Северную войну с Семилетней, но тут его поправил умный мальчик, который, разумеется, молодец, ну, и сам президент молодец, не обиделся и не рассердился. Но вот второй "историзм" похлеще будет, так как связан с одним из ключевых, хотя и для широкой публики не слишком известных эпизодов отечественной истории.
30 августа губернатор Тверской области Игорь Руденя предложил восстановить церковь Отроч монастыря, где по преданию опричник Малюта Скуратов (по рождению – Григорий Скуратов-Бельский, Малюта – это прозвище) задушил митрополита Московского Филиппа, осмелившегося возвысить голос против зверств и буйств царя Иоанна Грозного.
Путина, обычно приветствующего любое церковное строительство, такое предложение не до конца обрадовало. Он напомнил, что для строительства храма нужно благословение патриарха, и добавил, что легенда об убийстве святого Филиппа – только одна из версий его смерти. Когда у президента спросили, какую же "другую версию" он имел в виду, Владимир Владимирович не растерялся и заметил, что, может, Малюта там вообще не проезжал, а если и проезжал, то проехал мимо и к Филиппу не заходил.
В ответ тут же член Синодальной комиссии по канонизации некто Владислав Цыпин подобострастно сообщил, что Жития не являются каноном и, если что, могут быть переписаны. К счастью, такой голос в Церкви пока оказался единственным, и епископ Звенигородский Савва (Тутунов) заявил, что никто Житие митрополита Филиппа (Колычева) изменять не собирался и не собирается.
Эпизод этот мог бы быть вполне проходным, если б не символическое значение фигур Грозного царя, опричника Малюты и митрополита Филиппа в ранней Московской истории. Именно этот символизм и делает их образы предельно актуальными и для нынешней политической ситуации.
Митрополит Филипп (Колычев) впервые возвысил свой голос против царя в Успенском соборе Московского Кремля 22 марта 1568 года, когда Грозный заявился в храм со своими опричниками в опричном одеянии и подошёл под благословение к иерарху.
Житие сохранило нам слова святого митрополита:
"В сем виде, в сем одеянии странном не узнаю царя православного; не узнаю и в делах царства… О, государь! Отколе солнце сияет на небе, не видано, не слыхано, чтобы цари благочестивые возмущали собственную державу столь ужасно! Везде грабежи, везде убийства и совершаются именем царским!"
За дерзость послушный церковный Собор лишил митрополита сана, и он был отправлен в ссылку – в Тверской Отроч монастырь.
Через год, в 1569-м, Грозный решил идти походом на Новгород. Это был как раз тот самый поход, когда царь вместе со своими опричниками разорил и потопил в крови великий город, практически положил конец его славной шестисотлетней истории. Новгород от этого удара так никогда уже не оправился, а население там сменилось почти полностью (после Грозного в русской истории подобным образом действовали разве что большевики в Петербурге).
Житие рассказывает, что Малюта вошёл в келью к Филиппу и попросил благословения на царский поход. Филипп отвечал почти по-евангельски:
"Делай, за чем пришёл".
И Малюта сделал – задушил святителя. После этого он отправился к настоятелю и сообщил, что в келье было так жарко натоплено, что Филипп задохнулся от угара.
Тело митрополита тут же, на глазах опричника, опустили в могилу, ну, и дело с концом.
Почти через столетие, при царе Алексее Михайловиче и патриархе Никоне, митрополит Филипп был причислен к лику святых. Впрочем, это была уже совсем другая страна и совсем другая династия.
Образы, запечатленные в историческом сознании, изменить практически невозможно
Как бы то ни было, в воздухе повисает вопрос – почему Путин поставил под сомнение общепринятую версию смерти св. Филиппа? Возможно, это было просто общеисторическое замечание, известно же, что президент интересуется русской стариной?
Но есть и другое объяснение: в современной России год от года набирает силу достаточно влиятельное околоцерковное движение за канонизацию самого Иоанна Грозного, основанное на трудах и мнениях покойного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) и известного православного публициста Константина Душенова. Есть сведения и о почитании Грозного царя знаменитым псковским старцем Николаем Гурьяновым.
Разумеется, у сторонников этого движения существуют свои, альтернативные версии обстоятельств смерти митрополита Филиппа Московского, и они, скорее всего, известны Путину.
Официально Русская православная церковь относится к таким идеям весьма настороженно.
Еще в 2004 году митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий говорил:
Канонизация Грозного – "вопрос не столько веры, религиозного чувства или достоверного исторического знания, сколько вопрос общественно-политической борьбы". И имя царя "используется в этой борьбе как знамя, как символ политической нетерпимости и особой "народной религиозности", которая противопоставляется "официальной религиозности" священства… В лице первого Царя пытаются прославить не христианина, стяжавших Духа Святого, а принцип неограниченной, в том числе – морально и религиозно – политической власти, которая и является для организаторов кампании высшей духовной ценностью".
Впрочем, сказано это было 17 лет тому назад. Возможно, в современной России акценты расставляются несколько иначе.
Но, как бы то ни было, образы, запечатленные в историческом сознании, изменить практически невозможно. Иван Грозный – знак неограниченного всевластия и произвола. Малюта Скуратов – образ подлости и жестокости тайных служб. Митрополит Филипп – символ мужества, стойкости и протеста в самую тяжёлую годину национальной истории. Это как аз-бука.
Дальше читайте, как умеете...
Андрей Полонский – писатель, поэт, журналист
Высказанные в рубрике "Мнения" точки зрения могут не совпадать с позицией редакции