Согласно открытым данным, за полтора года на войне погибли 27 мобилизованных и наемников с Чукотки. В основном это представители коренного народа. Что толкает их на войну за тысячи километров от родного края и как возвращаются они обратно "грузом-200" – в материале Сибирь.Реалии.
"Иду воевать за чистое небо для моих детей"
26 апреля в чукотском поселке Янракыннот хоронили 43-летнего Евгения Кеучея – наемника так называемой ЧВК "Вагнер", погибшего под Бахмутом в марте. В небольшом зале местного ДК собрались дальние родственники и односельчане Кеучея. Глава района Евгений Подлесный написал, что у погибшего остались четверо детей. 18-летний сын Александр собирался на похороны, но его не отпустили из детского дома в Магадане, где Саша живет несколько лет.
– Я, честно говоря, не знаю, что бы я там делал и как бы это все происходило, – говорит Александр. – Гроб был закрытый, я бы даже не увидел его лица. Я отца люблю, хоть и живу в детском доме. С мамой мы давно не общаемся, и я не вижу в этом смысла. Она мне не чужой человек, поэтому если бы хотела найти – уже бы нашла. С ней мы жили года четыре, наверное, за все мои 18 лет. У мамы нас трое, а у отца еще есть другие дети, они живут на Чукотке, но чем занимаются – не знаю.
Поселок Янракыннот расположен на восточной оконечности Евразии. До фронта в Украине отсюда более 12 тысяч километров. Есть авиационное сообщение с Анадырем и районным центром – поселком Провидения, расположенным в 80 км. Провидения и Янракыннот также связывает трасса, по которой в апреле прошла гонка на собачьих упряжках, посвященная погибшим в Украине землякам.
По этой же дороге из села возят в школу старшеклассников, поскольку в Янракынноте работает лишь начальная школа. Продукты привозят по морю из Владивостока, но в последние годы местные жалуются на задержки с поставками: осенью 2021 года пароход пришел с опозданием на месяц. Главная достопримечательность Янракыннота и окрестностей – Китовая аллея – святилище древних эскимосов, усыпанное костями погибших гренландских китов.
– Китовое кладбище в хорошем состоянии, травой только поросло, а так – в хорошем, – шутит местный житель Владимир Тевлятваль. – Где у нас можно работать? Устраиваются на работу в школу, ЖКХ, дизельная электростанция – одно из главных предприятий в селе. Промыслы тоже сохранились: морского зверя бьют, оленеводство. Если нет подходящей работы, переезжают в другие города и обустраиваются там. Это, конечно, наиболее частый вариант.
После развода с отцом мама Александра увезла его в Магадан, но через некоторое время он сам ушел от нее в детский дом. С отцом Александр, напротив, в последнее время поддерживал связь, а когда Евгений рассказал о желании поехать на войну – написал в социальной сети, что гордится папой.
– Да, я знал, что он заключил контракт с ЧВК "Вагнер", – говорит Александр Кеучей. – Он позвонил, и я ему задал первый вопрос: ты знаешь, за что идешь воевать, какие будут последствия? Он ответил, что идет воевать за чистое небо, которое должно быть у его детей.
Евгений Кеучей "активно участвовал в общественной жизни села", написал в некрологе глава района Евгений Подлесный. В Янракынноте с населением около 200 человек Кеучея действительно знали, поскольку он несколько раз сидел в тюрьме за грабеж, кражи и насилие в отношении представителя власти. В 2018 году они с приятелем ограбили местного коммерсанта, с которым были знакомы. Во время совместного застолья Кеучей вынес из квартиры предпринимателя несколько коробок обуви, одежду и золотые украшения. Хозяин квартиры и его сестра наблюдали, как их грабят, но не решились помешать грабителям. Несколько дней Евгений и его сообщник продавали и пропивали награбленное, а когда деньги кончились, снова пошли к потерпевшему. Владелец магазин опять испугался и отдал Кеучею 220 тысяч рублей, которые тот тоже довольно быстро потратил.
На грабеж Евгений решился почти сразу после возвращения из колонии, где отбывал срок за кражу. После очередной отсидки Кеучей жил у друга, с которым они решили заработать на спиртное. Своего дома у него не было. Помимо кражи и грабежа, в его криминальном прошлом были судимости за избиение участкового и за дебош: он пришел забрать из гостей свою вторую жену, но, поскольку она не захотела уходить, Евгений взял топор и изрубил входную дверь в квартире хозяев.
Но Александр Кеучей гордится папой, несмотря ни на что. Он не собирается возвращаться на Чукотку, не планирует оставаться на Колыме. Александр активно занимается волейболом, поэтому хочет поступать в Академию физической культуры и спорта в Хабаровске.
– Я последний раз видел отца девять лет назад – это полжизни, – говорит Александр. – Надеялся, что мы увидимся снова, но не получилось… Да, у нас была не самая лучшая жизнь, не та, о которой может мечтать маленький мальчик. Конечно, во многом повлияло то, что он сидел несколько раз – мы просто не могли видеться. Но вина не только его: однажды я сам убежал от отца в приют, поскольку думал, что одному мне будет лучше. Папа был добрым и честным, был очень заботливым. Возможно, прозвучит странно, но для него на первом месте всегда была семья. Когда он уходил на войну, я спросил: "Зачем тебе это? Ладно, я, но у тебя есть младшие дети, которых ты еще сможешь воспитывать". Но он верил, что идет туда защищать Родину, и поэтому я горжусь им... Это был сложный выбор, но он его сделал.
"Таких журналистов мы видать видывали"
Другое национальное чукотское село Ваеги вдвое больше Янракыннота, но зимой добраться туда можно только по воздуху: оно находится в глубине полуострова, западнее Анадыря. В декабре 2022 года жители села провожали от местного аэродрома гроб с телом мобилизованного Дамира Кикика. На похоронном митинге выступил глава района и директор местной школы.
– Дамирка в мобилизацию попал, – рассказывает жительница села Ваеги Виктория Дьякова. – Он срочку служил здесь, на Чукотке – в Угольных топях. Остались мама, сестра и брат-близнец. Он в Анадыре работал, но бегать не стал. Думал, что сможет там помочь. Наверное, не представлял, куда их бросают.
Кикик попал в 155-ю бригаду морской пехоты Тихоокеанского флота, которая осенью 2022-го пыталась штурмовать Угледар на юге Донецкой области. Морпехи тогда пожаловались на колоссальные потери, и даже так называемые "пророссийские военкоры" заявили о потере 300 человек за день наступления.
– Напишите про наших пацанов-героев. Чукчи – единственный народ, который никому не покорился, почитайте историю. А Дамир – любимый племянник был, спортсмен и очень уважаемый человек. Забрали в первую волну мобилизации, пошел без разговоров: Родина-мать позвала, значит нужно идти. А Родя Ранавтагин – мой близкий друг, со срочки в морпехах служил. Мы все здесь в Ваегах друг друга знаем, выросли вместе, – рассказал дядя Дамира Кикика Алексей Белов.
Дамир Кикик погиб 11 ноября 2022 года. В местной школе ему посвятили сразу два мероприятия: в марте школьники в форме "Юнармии" дежурили у "Парты героя". А 8 июня на здании школы торжественно открыли памятную табличку с фотографией мобилизованного. Дети в форме стояли возле большого телевизора, на котором появлялись фотографии погибших военных из поселка Ваеги. В описании к митингу говорилось, что Кикик перед смертью убил около 15 солдат ВСУ.
– Мы не знаем, что там происходило, – говорит жительница села Юлия. – Но мы будем думать, что Дамир и все остальные умерли героями. Нам так проще, да и как может быть иначе? Поехали защищать – значит, герои.
В ноябре 2022 года работники местной школы сделали ролик, где пожелали мобилизованным поскорее вернуться домой. Из семи человек, перечисленных в ролике, трое погибли, а двое находятся в украинском плену. Еще один погибший, Родион Ранавтагин, в школьном видео не упоминается: судя по социальным сетям, в последнее время он служил в спецназе военной разведки. В 2020 году он опубликовал удостоверение участника боевых действий, вероятно, за командировку в Сирию. В Украине разведчик воевал в составе ЧВК "Вагнер", но приговоров по его делам в открытом доступе нет. Брат Родиона согласился на интервью, но позже заблокировал номер журналиста Сибирь.Реалии.
Сперва согласилась на разговор и супруга Михаила Иннекея – 33-летнего мобилизованного, который родился в Ваегах, но в последние годы жил в поселке Угольные Копи. Услышав, что речь пойдет о мобилизации, Нежданна Иннекей заявила, что "все данные строго конфиденциальны".
– За дурочек нас, российских женщин, держать не стоит. Горжусь нашей Родиной, во всем поддерживаю нашего президента! А таких журналистов мы видать видывали, – написала жительница Чукотки.
"Когда апельсины по тысяче, что еще остается?"
В марте Владимир Путин назначил врио губернатора Чукотки бывшего первого заместителя председателя правительства так называемой "ЛНР" Владислава Кузнецова. С тех пор Кузнецов успел съездить на фронт к бойцам из Чукотки – большинство служит в 155-й бригаде морпехов. Он также провел гонку на собачьих упряжках "Надежда" в честь "специальной военной операции", на встрече с семьями военных предложил установить памятные таблички на предприятиях, где работали погибшие солдаты.
В 2023 году Чукотка взяла шефство над городом Дебальцево в так называемой "ДНР". А в феврале СМИ обошел сюжет о том, как 64-летняя жительница села Энурмино Анастасия Курилова поехала в "ЛНР", чтобы работать в военном госпитале. Провластные медиа сообщали, что она обратилась в чукотское отделение Объединенного Народного Фронта, увидев по ТВ, как медсестрой в "ЛНР" за сыном и внуком поехала хабаровская пенсионерка. ОНФ помог отправиться на фронт "вслед за сыном" и Куриловой.
В ноябре власти Чукотки разорвали соглашение со Всемирным фондом дикой природы, настаивая, что его работа " угрожает национальной безопасности России и ущемляют интересы местных жителей".
– Я бы не сказала, что регион живет специальной военной операцией, – говорит жительница Анадыря Анастасия Макарова. – У людей тут свои проблемы, и проблемы другие, чем в Москве, например. Мы на краю света, любое ЧП – это опасность, нам никто не поможет, что случись. Хотя шефство над городом в ДНР меня сильно позабавило. Сразу подумала, чтобы кто-то уже взял над Чукоткой шефство.
Российские власти не считают Чукотку бедным регионом: например, составители рейтинга благосостояния населения из государственного "РИА-Рейтинг" поставили регион на 7-е место по итогам 2022 года. Авторы исследования полагают, что после "минимальных расходов" в семье с двумя детьми остается 81 тысяча рублей в месяц. При этом регион находится на 79-м месте в рейтинге социально-экономического развития: на Чукотке есть золотодобыча и угольная промышленность, но удаленность не позволяет развивать крупные производства, а суровый климат – сельское хозяйство.
По итогам 2022 года Чукотка стала лидером в России по оттоку населения. Сложность логистики приводит к удорожанию продуктов в несколько раз по сравнению с "материковой" частью страны. В 2023 году губернатор Владислав Кузнецов заявил, что в городе Билибино яйца продают только по паспорту, горожане рассказали, что из дефицита купить можно не больше десятка яиц в одни руки. Анадырь в 2022 году возглавил рейтинг российских городов с наиболее высокими ценами.
– Добавьте к этому постоянную зиму, отсутствие простого сообщения с "материком", – говорит Макарова. – Беззаветно любить суровую северную природу – это, конечно, прекрасно, но дано не каждому, поэтому я думаю, что у каждого жителя Чукотки хоть единожды возникала мысль уехать отсюда подальше. Когда апельсины по тысяче, что еще остается? Пожить-то хочется. По 80 тысяч, конечно, ни у кого не остается. Есть люди, и немало, у кого зарплата 40 тысяч, какие 80? Что касается участия в боевых действиях, то здесь, я считаю, причины три: первая, разумеется, пропаганда. Глядя телевизор, люди верят, что специальная военная операция сделает жизнь на Чукотке лучше, а если не сделает – ну, хоть Россия будет великой, что бы это ни значило. Вторая причина в том, что деться им некуда: мобилизованных, например, никто не спрашивал, хотят они воевать или нет. Наконец, кто-то стремится вырваться отсюда: денег заработать, мир посмотреть. Многие люди из сел же не были никогда на "материке".
31 марта в поселке Рыткучи похоронили 31-летнего наемника ЧВК "Вагнер" Михаила Кейвельнына, погибшего под Бахмутом. Он вырос в небольшом чукотском поселении, но последние годы жил в Магадане. Кейвельнын был несколько раз судим: в 2016 году почти каждый день в течение двух недель он взламывал гаражи, воруя все подряд – машины, бензопилы, снегоходы, консервы. В 2020 году Михаил получил последние три с половиной года за две кражи из автомобиля на стоянке.
– Да, я знаю Мишу. Это мой одноклассник и хороший друг, – говорит Диана Теюне. – Хотя мы не поддерживали общение после школы. Все равно он останется для меня самым добрым и бескорыстным мальчиком. Мне очень жаль, что его больше нет с нами. Я помню, можно было узнать, что он идёт по соседней улице, только по его громкому смеху. Помню, как летом мы с друзьями гуляли в 4 часа утра, потому что не хотели спать. Было светло, как днем, играли в мафию или просто пили чай с конфетами. А теперь гроб с Мишей погрузили на сани и отвезли на кладбище... На Чукотке так делают – легче передвигаться по глубокому снегу.