Ссылки для упрощенного доступа

Якутия на аутсорсе. Краткая история креативной Якутии в изгнании


С начала нулевых годов и до февраля 2022 года в Якутске существовала отдельная социальная страта, очень похожая на условную "Москву внутри Садового кольца". Около тысячи людей запускали бизнесы, регулярно летали за границу и работали в нескольких главных IT-компаниях региона. Но после февраля 2022 года большая часть из них уехали из Якутии. Однако, они создали некую "виртуальную Якутию" в изгнании, которая работает по своим законам и, конечно же, уже сильно отличается от "настоящей". Рассказываем, как устроены и как функционируют очаги республики в разных странах.

Текст: "Говорит НеМосква"

Чтобы не пропускать главные материалы Сибирь.Реалии, подпишитесь на наш YouTube, инстаграм и телеграм.

Паттайский улус

На начало нулевых пришелся расцвет сайта Dikari.Ykt.Ru (сейчас недоступен). Изначально он задумывался как ресурс для публикации постов-отчетов формата "Дикарем в [название страны]". Но очень быстро сайт стал отражать реальность и львиную долю контента стали составлять посты-отчеты о жителях "Паттайского улуса" ( "улус" – "район" на якутском языке)" – большого комьюнити якутян, постоянного проживающих в Таиланде.

Яркий слепок той эпохи – пост от 31 мая 2011 года, в котором много лет живущий в Азии якутский бизнесмен Михаил Григорьев рассказывает о продаже своего бизнес (гест-хауса в Таиланде) другим якутянам. Фраз в стиле "Паттайский улус расширяется" в комментариях не много, а очень много.

Типичный пост тех лет
Типичный пост тех лет

"Одно из главных направлений, куда стали массово переезжать молодые, яркие и креативные люди из Якутска – это Таиланд. Именно эта точка была озвучена как одна из основных во время экстренной релокации крупных якутских IT-компаний в начале 2022 года. Правда, за границей очень быстро выяснилось, что юнит-экономика за пределами Якутии не сходится и начались массовые увольнения. Эмоциональное публичное видео-обращение бывшего руководителя нарративного отдела компании MyTona Сергея Греся – одно из свидетельств нездоровой атмосферы внутри всех компаний", – рассказал "Говорит НеМосква" экс-сотрудник MyTona, уволенный в 2022 году и вернувшийся обратно в Якутск.

В Таиланде существует также ряд общеизвестных неудач, о которых не принято рассказывать вслух. Например, несколько якутян пытались открыть в Таиланде магазины марихуаны, но почти все были вынуждены закрыть их с большими убытками после того, как местные "помогалы" обманывали их с деньгами и документами. Самый яркий пример – магазин марихуаны от якутян, который просуществовал всего три месяца.

"В Таиланде относительно законный отъем денег у иностранцев на как-бы бизнес, связанный с травой, поставлен на поток. И многие на этом обожглись и продолжают обжигаться. Изучив рынок, я пришел к выводу, что здесь лучше не пробовать и не жалеть, чем попробовать и пожалеть", – рассказал "Говорит НеМосква" якутянин, живущий в Таиланде и планировавший открыть такой бизнес.

Кроме того, в Таиланде проходит ежегодный тайский Ысыах (якутский Новый год). Довольно интересное зрелище – национальный праздник на якутском языке в тропических декорациях на песке. В Якутии он всегда проходит на больших полях с травой. Это нужно для национальных спортивных игр и других традиционных физических активностей на этом празднике.

Глобальный Ысыах-safespace

Вообще, такое явление, как "Ысыах за пределами Якутии и России" – это явление, которому уже очень много лет и которое началось задолго до войны с Украиной. Например, Ысыах в Калифорнии, Турции, Японии, Новой Зеландии и многих других странах. Но за последние два года количество людей в каждой из стран на этом празднике значительно увеличилось и из чего-то камерного он превратился во что-то терапевтическое, объединяющее и дающее точку опоры в условиях современного мира. Из всех этих зарубежных Ысыахов самым главным, масштабными и объединяющим стал Ысыах в Казахстане.

"Поэтому сама концепция этого Ысыах стала уникальной и первой во всём мире, такого никогда и нигде не было – саха-казахского этнофестиваля. Такое большое мероприятие – это большая ответственность как за гостей, так и друг за друга. Очень важно понимать, что мы транслируем. Культура для нас – это способ созидать. Мы создаём сейфспейс. И то, что сейчас происходит в Алматы с нашей диаспорой – это уникальный диаспоральный опыт, который в будущем, если не сейчас, будут изучать. Мы надеемся, что наши усилия имеют положительный и правильный эффект для нашего сообщества и общества в целом. Это вклад в будущее", – говорят организаторы.

Основательность мероприятия можно оценить по сайту. Здесь можно купить мерч, а также написано – "Будем рады помочь Саха диаспоре в других странах организовать Ысыах, предоставив брендбук и консультацию по организации". А про Ысыах Алматы-2023 написано следующее – "90+ Положительных отзывов 2000+ Посетителей 100+ Организаторов". Сторис с праздника публикуются в официальном аккаунте до сих пор.

Визуальная айдентика фестиваля выполнена в лучших традициях Пикника "Афиши"
Визуальная айдентика фестиваля выполнена в лучших традициях Пикника "Афиши"

InDiscrimination

Ядро якутского комьюнити в Казахстане – компания InDrive, ранее работавшая в Якутии. Основатель компании Арсен Томский официально принял гражданство Казахстана (и отказался от российского). В Казахстане компания развивает не только свой основной сервис, но и множество некоммерческих инициатив. Например, фестиваль Alternativa Film Project, руководить которым компания наняла бывшего главного редактора КиноПоиска Лизу Сурганову. В целом, Арсен Томский говорит о свой работе следующим образом – "Я и моя команда продолжим бросать вызов несправедливости и помогать большему количеству таких сообществ, как inDrive, расти. У нас большие планы".

"От Казахстана есть четкое ощущение, что это место может и должно стать нашим домом. Якутяне в Казахстане вкладывают очень много сил в это. И есть ощущение, что это процесс, который идет в обе стороны и помогает всем построить что-то лучшее и прекрасное", – рассказал "Говорит НеМосква" один из сотрудников компании InDrive.

В целом, в Якутии много лет была популярна формулировка "Живу на два города/страны". В той или иной форме это и было "якутской мечтой", если это можно так назвать. В какой-то момент у многих людей эта мечта осуществилась. Другой вопрос – какой ценой, но это уже, как говорится, детали", – рассказал "Говорит НеМоскве" еще один сотрудник InDrive.

Весной 2023 года сотрудница InDrive Светлана Самойлова создала telegram-канал InDiscrimination, в котором рассказала о своей точке зрения на процессы в компании. По ее словам, руководство компании активно эксплуатирует тот факт, что сотрудники из Якутии фактически "заперты" внутри компании InDrive и боятся портить отношения с Арсеном Томским. Из-за этого уровень их оплаты сильно меньше, чем зарплаты приглашенных известных сотрудников-звезд из Москвы и Санкт-Петербурга. В личных разговорах нанятые InDrive сотрудники из этих городов рассказывали, что зарплаты им всегда предлагались выше рынка, а сам процесс переезда в Казахстан был организован "максимально мягко и как нельзя лучше". Через год после этих событий компания InDrive выпустила документальный фильм о том, как "компания меняет мир к лучшему".

Фильм о чем-то, в общем
Фильм о чем-то, в общем

Но интересно и то, что в Казахстане открылось невероятное количество небольших бизнесов родом из Якутии. Это IT-школы, коммуникационные агентства, образовательные инициативы, общепит и многое другое.

"В целом, ощущение того, что в Казахстан переехала "вся креативная Якутия" действительно есть и оно витает в воздухе. На улице правда регулярно встречаешь людей, которых раньше ты встречал в центре Якутска. И есть ощущение, что в "нас" в широком смысле слова действительно достаточно энергии, чтобы создать что-то прекрасное", – рассказала "Говорит НеМосква" одна из сотрудниц IT-школы, открытой якутянами.

США

Еще один крупный хаб для якутян – США. Стихийно (или не очень стихийно) сложилась следующая ситуация. Сюда добираются те экс-жители республики, которым по каким-либо причинам потребовалось оказаться как можно дальше от родных берегов. И которым нужны повышенные гарантии безопасности.

Негласная, но общеизвестная вещь – очень часто Штаты для переезда выбирают ЛГБТ-пары из Якутии. "Внутри нашего комьюнити сформировалась, можно сказать, полноценная "служба поддержки" для таких пар. С помощью наших коллективных консультаций из Якутии (а значит, и из России) эвакуировалось много людей, которым грозила бы большая опасность на родине. И мы очень рады, что смогли отвоевать у системы хоть кого-то", – рассказал "Говорит НеМосква" представитель ЛГБТ-сообщества, живущий в Нью-Йорке.

В США переехал и известный якутский политический блогер Игорь Назаров. "Мы оставили все, что у нас было. Нам было тяжело принять это решение, но так мы будем в безопасности. Мне хотелось, чтобы моему народу жилось лучше, внести свой вклад в развитие в будущее. Система давит, приписывает выдуманные статьи и выставляет предателями. Я саха и останусь им, остаюсь верным своему народу и республике", – говорил он. В Якутии он был предпринимателем, в США же работает рабочим в магазине кондитерских изделий.

Если бы потребовалось найти настоящий и яркий символ уехавшей креативной энергии Якутии, то им бы стал бизнес-центр "Портал" в центре Якутска, в котором кипела жизнь до войны, проводились разного рода хакатоны, соревнования и прочие веселые вещи и в котором снимали офисы все главные IT-компании региона. В начале нулевых это здание было заброшенным производственным цехом, в который вдохнули новую жизнь множество ярких и креативных предпринимателей. Сегодня же никакой жизни там нет, все арендаторы съехали куда-то далеко и здание снова приходит в запустение. Настоящая жизнь и энергия сейчас находится где-то очень далеко.

Портал, который (само)разрушился
Портал, который (само)разрушился

Такая разная Россия. Региональные медиа на «Свободе»

Говорят, журналистика в России закончилась. Это неправда. Да, только после 24 февраля были заблокированы сотни российских медиа. Да, каждую пятницу журналистами пополняется минюстовский список иноагентов. Да, уже небольшой пост в социальных сетях сегодня чреват столкновением с карательной мощью государства. Да, российский журналист, продолжая честно делать свое дело, рискует свободой, а иногда и жизнью. Да, десятки российских журналистов не по своей воле покинули страну за последние месяцы. Однако и сегодня в разных регионах большой и трудной для жизни страны остаются журналисты, которые пытаются честно делать свое дело, рассказывать о том, что эта жизнь представляет собой на самом деле, а не в отчетах чиновников. Рождаются новые медиа, созданные неравнодушными и смелыми людьми, верными принципам своей непростой профессии.

В проекте "Такая разная Россия" мы публикуем лучшие их материалы, посвященные жизни российских регионов

XS
SM
MD
LG