Прихожане томского костела и члены Ордена сестер матери Терезы на собственные средства восстановили поклонный крест в небольшом сибирском селе Белосток. Крест был срезан вандалами в ноябре прошлого года, после Дня независимости Польши.
Мемориальный комплекс в Белостоке был создан в память о жителях этого села, погибших в годы Большого террора и на фронтах Второй мировой войны. С Белостоком связана одна из самых трагичных страниц в истории Томской области. В феврале 1938-го в рамках "польской операции" НКВД за одну ночь здесь было арестовано почти все взрослое мужское население села. Большинство арестованных расстреляли.
– Еще и соцсоревнования между отделами устраивали, – рассказывает историк и потомок жителей Белостока Василий Ханевич. – Когда для выполнения плана не хватало поляков, брали белорусов, русских… Всех, кто подвернется под руку. Поэтому дело это было интернациональным. И мемориал наш интернациональный. На нем, например, значились фамилии Ивана Дудченко, уроженца Тобольской губернии, Викентия Смолича, уроженца Минской губернии… Сибирь на протяжении веков была многонациональной. Не понимать этого – значит не знать своей истории. Сколько бы табличек ни сорвали, сколько бы крестов ни срезали – нас невозможно поссорить между собой.
– В ходе так называемой польской операции НКВД приехали в Белосток люди в форме и из каждого почти дома увели под конвоем главу семьи. Все взрослое мужское население было арестовано в одну ночь, – говорит Василий Ханевич.
Дочь репрессированных и жительница сибирского Белостока Анна Лекаревич так вспоминала о тех событиях:
– Утром выстроили их в большую-большую колонну и погнали. Ведут и ведут этих мужиков. Все плакали. Мы маленькие были, и я помню, как жутко было. Стояли, смотрели в окно и плакали, плакали.
– Отец уже болел, слабенький был. Его на сани посадили и по этапу... Он дорогой умер, его сбросили с саней и дальше поехали, – рассказывала Сибирь.Реалии дочь репрессированного, жительница сибирского Белостока Мария Маркиш.
Так выглядел мемориальный комплекс в селе Белосток до ноября 2022 года.
А вот что осталось от мемориала после нашествия вандалов: сорваны таблички, срезан крест.
– Понятно, что это было спланировано и осуществлено не обыкновенными нашими вандалами, – говорит Василий Ханевич. – Это ответная акция на снос советских памятников за рубежом. Сделали это люди, потерявшие память и совесть. Таким образом они выражают свой патриотизм. Но это глупо. Невозможно мстить мертвым. Память – она не у мертвых, она у живых.
И поэтому для прихожан томского костела и членов Ордена сестер матери Терезы было очень важно восстановить разрушенный вандалами мемориал.
– Мы освятим и установим новый крест на месте того, который срезали, – говорит отец Войтек, настоятель томской католической общины. – Для чего мы это делаем? Не для того, чтобы показать этим негодяям, что можем исправить то, что они сотворили. Нет. Когда мы будем смотреть на этот новый крест, важно, чтобы мы не чувствовали себя победителями. Вот, мол, смотрите, они срезали, а мы восстановили. Нет. Но глядя на этот крест, мы будем молиться: Господи, помяни тех, кто это сделал, ибо не ведают они, что творят. И даже если сделают это еще раз, мы подумаем: "Какие же это бедные люди. Какой там ад в душе, если они это делают! Какие бедные, бедные люди, нуждающиеся в нашем милосердии".
Мартиролог репрессированных жителей Белостока хранится сегодня в Мемориальном музее "Следственная тюрьма НКВД" в Томске. Его копия находится в храме села.
– Я всех своих односельчан не просто помню поименно, – говорит Василий Ханевич, – я знаю их судьбы, когда родились, когда женились, когда и за что их расстреляли. Это глупо думать, что, уничтожая мемориалы, можно уничтожить память. Люди помнят своих предков и будут помнить. И болгаркой эту память не срежешь.
Осквернение мемориала в Белостоке – не единственный подобный инцидент в регионе. В ноябре 2022 года в Томской области была совершена целая серия актов вандализма. Был разрушен памятник на кладбище села Полозово (поселок перестал существовать в 80-е годы прошлого века), у которого схожая с Белостоком история. На мемориальной плите значились имена 33 жителей села.
Была сорвана мемориальная доска со здания бывшего детского дома. В 1942–1944 годах здесь жили дети польских спецпереселенцев, осиротевшие в сибирской ссылке.
Был уничтожен памятный знак полякам, жертвам сталинских репрессий.
В итоге прокуратура возбудила уголовные дела по статье "Кража". Ведется следствие.
– У нас есть смелость молиться за тех, кто все это сделал, у нас есть смелость молиться за тех, кто срезал крест, – говорит отец Войтек, – потому что они слепые, потому что ненависть их ослепила. Отче, прости их.
– Как христианин я должен простить тех, кто это сделал, – добавляет отец Кшиштоф, бывший настоятель прихода в Белостоке. – Но в сердце остается боль. Прощение – это трудный процесс.
– Мстить людям, которые не понимают, что делают, бессмысленно, – высказывает свою позицию Василий Ханевич. – Я просто хотел бы посмотреть этим людям в глаза и спросить: кто вас на это надоумил, почему вы пошли на этот подлый шаг?