Коммунальная авария в деревне Погорелка случилась прямо под новый 2023 год. Утром 31 декабря старый насос, который качал воду, оборвался и утонул в скважине. Вся Погорелка осталась без воды. Теперь это самый дефицитный товар в местном магазинчике. И уже весь январь обитатели деревни мыться ездят в город, а чтобы напоить скот – топят снег.
От Красноярска до Погорелки 28 километров по трассе. Первыми поселенцами деревни, основанной еще в 1738 году, были царские бунтовщики – правительство ссылало сюда недовольных и вольнодумцев. Они рубили избы и обживали таежные места. Дома строили деревянные, они часто горели, отсюда и пошло название – Погорелка. В лучшие для деревни времена здесь насчитывалось до 1000 жителей. Сейчас – не больше 200.
Одна Центральная улица через всю деревню, с десяток проулков поменьше – вот и все поселение. Погорелка входит в поселение, которое называется Устюгский сельсовет, его администрация и глава находятся в селе Устюг, это в 12 километрах. "Тут у нас никакого начальства нет", – говорят обитатели Погорелки.
"В аварийке мне не поверили"
Местная жительница Екатерина Узких ждет корреспондента на улице – она давно пытается привлечь внимание СМИ к проблемам деревни. Вместе с мужем и детьми Екатерина переехала в Погорелку пару лет назад. Купили дом на материнский капитал, решив, что на свежем воздухе детям будет лучше. Что придется жить без воды, не догадывались.
– Утром 31 декабря у нас во всей деревне отключили холодную воду. Мы, конечно, такого не ожидали, к празднику готовились. А так как здесь центральное водоснабжение, никакой другой воды нет, то в Погорелке наступила засуха. Хорошо, у меня на стол все было готово: овощи отварены, мясо замариновано. Захожу в группу нашей деревни в вайбере, там уже куча вопросов: "Что с водой?" Никто ничего не понимает. Набираю аварийку. Отвечают: "У вас сломался насос". Что делать? Будет ли подвоз воды? Молчат. Муж поехал в ближайший поселок, набрал воды. Я в магазин побежала, там к этому времени уже почти всю воду раскупили, взяла последние 2 бутылки. К нам гости из города должны были приехать, позвонила, попросили их одноразовую посуду захватить. Так и встретили Новый год, – рассказывает Екатерина. – Мы же с мужем сделали в доме капитальный ремонт, установили ванную, унитаз, стиральную и посудомоечную машины. В новогоднюю ночь все это превратилось в "тыкву". Ходили мимо этой техники и думали, и зачем это теперь. Те, у кого баня есть, хоть помыться могут. Нам же приходится в душ ездить в город, к родителям.
Первый подвоз воды в Погорелку случился только 2 января. После очередного звонка Екатерины в аварийную службу. Но местных о том, что воду привезут, не оповестили. Машина с водой постояла и уехала.
– На мой вопрос, почему не было оповещения, чиновники заявили, что должно было сработать "сарафанное радио". Я не выдержала: "Да вы издеваетесь?! 21-й век на дворе!" Тогда мне предложили: "Можете звонить напрямую главе сельсовета, пусть он вам везет". Бред какой-то! Но в конечном итоге воду стали возить три раза в неделю: в понедельник, среду и пятницу. Люди выставляют на улицу емкости, машина едет и их заполняет. Но как ее пить? По всем признакам она техническая, – говорит Екатерина. – И мы не пьем, просто брезгуем. Водовозка старая. Бочки после этой воды грязные, там мошки плавают.
"Каждое ведро на вес золота"
– Вода нужна и коровам, и поросятам, и курицам. На них не напасешься, – говорит жительница Погорелки Алевтина Терентьевна. – Но я нашла другой выход, хожу на старый колодец. У меня в хозяйстве семь козочек, две взрослые и пять малышей. Каждый день приходится натаскивать им по 4 ведра.
К заброшенному колодцу не каждый местный может пробраться – все проулки Погорелки занесены снегом. У Алевтины Терентьевны получается – огородами, на санках.
– Вода в колодце жесткая, для питья не пригодная, но козочки пьют, деваться некуда. Я тоже не жалуюсь.
Продавец местного магазина Людмила рассказывает, что вода теперь у нее самый ходовой товар.
– За неделю десять упаковок уже ушло, это двести бутылок по пять литров. Берут, конечно, не все, так как 60 рублей за бутылку воды не каждый готов отдавать. У всех стиралки, посудомойки, канализация. А теперь кругом у нас дома ведра да тазики, в которых запасаемся водой. – рассказывает Людмила. – Вода, которую нам привозят, не сказать, что техническая, но и питьевой ее тоже не назовешь. Мы, прежде чем пить, ее обязательно кипятим. А постирать, помыться нам вообще никак. Я уже 10 дней ребенку в школу постираю немного на руках, на что воды хватит, а себе нет. У нас еще и отопление печное, от печки трубы идут. Если в трубы воды не залить, печка топиться не будет. Вот и думаешь: постирать, помыться или в систему залить, каждое ведро на вес золота. А у меня еще и муж четвертый месяц на Украине воюет. Забрали по мобилизации. Дома хоть и стоят две машины, а сейчас они бесполезные, сама я не вожу. Был бы муж дома, можно было в город съездить, набрать воды да привезти. А теперь никак...
Вздохнув, Людмила спохватывается, что "наговорила лишнего".
– Муж мне, вообще-то, категорически запретил обсуждать эту тему про войну, тем более с журналистами.
"До нас никому нет дела"
Екатерина Узких говорит, что с самого начала предлагала людям обратиться в СМИ, рассказать о проблемах с водой. Написала в деревенскую группу в вайбере, что хочет пригласить журналистов.
– Люди реагировали, скорее, негативно. Отвечали: "Зачем СМИ, толку-то, все равно ничего не изменится, они что, приедут и воду нам починят?" Убеждала, что если молчать, не бороться за свои права, вообще никто ничего делать не будет. До нас никому нет дела, а власти просто замалчивают эту ситуацию. Если же мы будем на слуху, может быть нас хоть завтраками перестанут кормить. В итоге получилось, что я практически в одиночку дозванивалась до чиновников и аварийных служб, передавала их ответы жителям, – говорит Екатерина.
Только благодаря ее настойчивости власти наконец объяснили, что именно случилось и почему нет воды. Оказалось, сгорел, а после оборвался и упал в скважину глубинный насос, который качает воду. Ремонтная бригада, которая может его достать, с начала января работает в другой деревне, где также проблемы с водой.
– Там жителей больше, есть школа и детский сад, и их, видимо, спасать важнее. Сначала мне называли сроки восстановления насоса 11–12 января. Потом заявили уже про 18 января. 18 января – техники по-прежнему нет, – говорит Екатерина. – Мне непонятно, неужели в таком большом крае с миллионным городом в центре нет еще одной бригады, которая могла бы достать и починить насос?! Вода – важнейшая для жизни вещь. Должны же быть какие-то приемлемые сроки.
Заместитель главы муниципального образования Устюгский сельсовет Ольга Астанина говорит, что действительно сейчас ремонтная бригада находится в селе Талое, где также произошла коммунальная авария.
– Как только в Талом все работы будут выполнены, бригада приедет в Погорелку. Более подробной информации на сегодняшний день нет. Что касается подвоза воды, то он налажен, возят исправно, и вода, которую привозят, питьевая. Просто многие городские жители, которые живут в Погорелке, к ней не привыкли. Она из скважины, мягкая, прошла необходимые пробы, мы все ее пьем, – уверяет чиновница.
Ремонтная бригада в Погорелке появилась только 19 января, но воды у жителей по-прежнему нет.
Коммунальные аварии в России происходят каждые семь минут. Эксперты утверждают, что износ коммунальной инфраструктуры во многих регионах России достиг 100%, и повсеместно требуется не ремонт, а полная замена сетей. Они прогнозируют рост числа аварий и увеличение сроков ремонта с нескольких дней до нескольких недель, а потом – месяцев.
– Сколько сейчас разных прорывов – три за неделю? Будет шесть в неделю, потом по несколько в день, – прогнозирует эксперт в области ЖКХ, сопредседатель некоммерческого партнерства "Управдом" Евгения Юнисова. – На что надеяться? На чудо? Его не произойдет. Все только ухудшаться будет – каждую аварию продолжат латать за счет ЧС, спасатели перейдут в разряд коммунальщиков на постоянной основе. В какой-то момент их станет не хватать.