400 миллионов задолжала своим сотрудникам хабаровская компания "Дальспецстрой", работавшая на строительстве космодрома Восточный. Люди не могут получить свою зарплату уже больше полугода.
Сотрудники филиалов №732 и №733 фирмы "Дальспецстрой" или, как она обозначается ныне в официальных документах, ФГУП "ГВСУ №6", занимались на Восточном строительством дорог и инфраструктуры. "Вахтовым методом" работают многие хабаровчане – денег платят больше, чем в городе, да и сам "Дальспецстрой", единственное в Хабаровске государственное строительное предприятие, имел до недавних пор безукоризненную репутацию. Потому и ездили на космодром – жили там кто по две недели, кто по месяцу, потом ненадолго возвращались домой, и снова – в Приамурье.
Серьезные задержки денег начались в декабре 2016-го: вместо зарплаты стали поступать авансы по 2–3, иногда по 5 тысяч рублей. Сотрудники занимали у кого могли, чтобы купить билет и все же добраться до космодрома. У многих – семьи, кредиты, и первое время люди даже не сомневались, что увидят обещанную зарплату. Однако к маю дошло до того, что у многих не осталось денег даже на автобус до офиса – производственной базы на окраине Хабаровска. Тогда наиболее активные провели пикет, уведомив о нем руководство. Через день на счета рабочих поступила зарплата по апрель и аванс за май. А потом – многомесячная тишина.
Елена Бычкова работает в филиале ГВСУ №6 вместе с мужем. На двоих руководство должно им ровно полмиллиона. Оба продолжали ездить на космодром до последнего. И долго оставались там, ожидая, что работодатель переведет им хотя бы деньги на обратный билет.
Вахтовикам приходилось на трассу выходить, ловить машины и на попутках добираться домой. Вы представляете?! На попутках или пешком
– Я до последнего терпела, надеялась хотя бы на человеческое отношение, – без слез говорить Елена уже не может. – У меня в конце апреля этого года умер отец. Я звонила в бухгалтерию, просила перевести хоть что-то, чтобы по-божески похоронить. Ни копейки не перевели. Вахтовикам приходилось на трассу выходить, ловить машины и на попутках добираться домой. Вы представляете?! На попутках или пешком. А не выйти на работу было нельзя: нам сказали, что у нас режимное предприятие, и это автоматически прогул. Люди ездили на космодром, чтобы гарантированно получить уже хотя бы тарелку супа. Хочется обратиться к нашему руководству: мы не рабы, мы люди! Мы тоже хотим жить.
Впервые зарплату им задержали еще в июне 2016-го, стали платить частями – по 50–60%. Затем задолженность погасили и даже перечислили аванс. Но несколько месяцев назад "Дальспецстрой" преобразовали в "Главное военно-строительное управление №6", подчиняющееся напрямую Министерству обороны, и с тех пор свои заработки сотрудники вынуждены буквально "выбивать".
Обращения моих коллег пересылают обратно в главк, оттуда в филиал. В итоге мне приходит наше же письмо, где я сама себе должна ответить: почему не получаю зарплату полгода?
– Мы обращались всюду, – рассказывает юрисконсульт филиала ГВСУ №6 Екатерина Радыгина. – В прокуратуру края, в трудовую инспекцию, в военную прокуратуру, в правительство региона. Писали письма на имя Шойгу, Трутнева, в Администрацию президента. Всё оттуда спускают вниз. Все обращения моих коллег пересылают обратно в главк, оттуда направляют в филиал. В итоге мне приходит наше же письмо, где я сама себе должна ответить на вопрос: почему не получаю зарплату полгода?
В октябре Елена и ее коллеги из филиалов – всего 130 человек – получили уведомления о сокращении. Тогда же пришли Бычковым и первые за полгода деньги – по 1350 рублей, из которых после покупки билета домой у каждого осталось по 62 рубля. Незадолго до этого коллектив сокращенных записал видеообращение к Владимиру Путину.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Всю тяжелую технику филиала опечатали, теперь ее передадут в другие филиалы организации. И единственное, что отвечает на вопросы сокращенных о долгах по зарплате бывший работодатель: обращайтесь в суд.
Даже на новую работу не устроишься. Вот элементарно, чтобы на нее ездить, нужны деньги на автобус туда и обратно. А у кого занимать?
– Проблема в том, что даже на новую работу не устроишься. Вот элементарно, чтобы на нее ездить, нужны деньги на автобус туда и обратно. А у кого занимать? Уже стыдно. Да и неизвестно, когда я смогу отдать. В итоге мы, двое взрослых, живем на пенсию мамы, – говорит Елена Бычкова.
Те, кто не был сокращен, сами увольняться опасаются: в этом случае, по их мнению, шансы получить зарплату, и без того невысокие, снизятся до нуля. Помимо 3000 сотрудников, в списке тех, кому задолжало предприятие, – субподрядчики и дольщики, взыскивающие компенсации за затянутые сроки сдачи домов. Судьба этих зданий пока тоже под большим вопросом.
Ходим в суды, добиваемся права на компенсацию за затягивание сроков, получаем решения в нашу пользу, исполнительные листы уходят приставам, и дальше – тишина
– В доме по улице Выставочная я должен был получить квартиру еще в 2014 году, –рассказывает дольщик дома №26 по ул. Выставочной в Хабаровске Евгений Харитонов. – Хожу туда раз в месяц на экскурсии. Застройщик озвучивает срок сдачи – декабрь 2017-го. Но вместе с этим мне уже пришли очередные дополнительные соглашения, где срок обозначен – апрель 2019-го, но есть приписка, что, возможно, и в декабре 2017-го сдадут дом. Не знаю, что и думать. У большинства дольщиков ипотеки, маленькие дети, а мы еще и должны за аренду квартиры платить. Ходим в суды, добиваемся права на компенсацию за затягивание сроков, получаем решения в нашу пользу, исполнительные листы уходят приставам, и дальше – тишина.Летом работники предприятия и дольщики несколько приободрились: региональная служба судебных приставов разослала им перечень активов предприятия: бульдозеры, экскаваторы и другая техника с указанием стоимости. Каждый, в соответствии с суммой долга, мог выбрать себе то, что понравится. Но руководство ГВСУ №6 обратилось в суд и остановило реализацию арестованного имущества, вернув его себе на баланс. У приставов на руках оставались судебные решения об аресте другого имущества, но даже по ним дело не двигалось.
После обращения сотрудников компании к федеральному омбудсмену Татьяне Москальковой, которая в сентябре приезжала в Хабаровск, руководство компании и приставы сели за стол переговоров. Результатом стал подписанный протокол о намерениях, в соответствии с которым предприятие-должник взяло на себя обязательства продать квартиры в ряде своих домов, а вырученную сумму, около 120 млн, незамедлительно отправить на погашение задолженности по зарплате.
Однако по сей день долг так и не уменьшился. 25 октября в ходе совещания Владимира Путина с членами правительства эту проблему упомянул министр труда и социальной защиты Максим Топилин:
– У меня есть список предприятий, по которым в последнее время мы достаточно серьезные усилия предприняли и задолженность погасили. Но скажу, что у нас есть ряд точек, по которым мы постоянно работаем. Например, остались долги по бывшим управлениям "Спецстроя", по "Дальспецстрою". Сейчас мы с Министерством обороны тоже отрабатываем, чтобы до конца года в рамках завершения ликвидационных процедур этот вопрос решить. Есть у нас надежда на то, и я в этом уверен, что до конца года мы здесь полностью с людьми должны в ходе закрытия работ расплатиться. Там задолженность еще более 400 миллионов рублей.
Как заявляет пресс-служба самого Главного военно-строительного управления №6, с начала 2017 года сотрудникам выплатили более 1 миллиарда рублей, что составляет более 73% начисленной заработной платы. С сентября – порядка 100 млн рублей.
"В рамках программы финоздоровления ФГУП "ГВСУ № 6" ведет планомерную работу по совершенствованию структуры предприятия. В первую очередь, данные мероприятия связаны со снижением объемов строительства. Оптимизация численности персонала ведется за счет уменьшения количества административно-управленческого персонала и объединения филиалов. Все это позволит повысить эффективность, управляемость и оперативность филиалов, а также снизить накладные расходы на содержание персонала", – сообщает пресс-служба предприятия.
Тяжелые времена у "Дальспецстроя" начались еще в 2015-м, после возбуждения уголовных дел в отношении бывшего генерального директора предприятия Юрия Хризмана по статьям "Присвоение и растрата" и "Злоупотребление должностными полномочиями". По второму эпизоду обвинение предъявлено также бывшему главному бухгалтеру "Дальспецстроя" Владимиру Ашихмину. По версии следствия, они использовали авансы по 11 госконтрактам, а это 5 млрд рублей из 22 выделенных федеральным бюджетом, не на строительство космодрома Восточный, а на погашение кредитов "Дальспецстроя". С ноября 2015-го все счета застройщика арестованы, на возвращение денег претендует Роскосмос. Судебный процесс над Хризманом и Ашихминым начался в мае 2016-го и продолжается до сих пор. Дело рассматривает Дальневосточный окружной военный суд. Из-за того, что в материалах дела есть сведения, содержащие государственную тайну, слушания проходят в закрытом режиме.
Тем временем несколько сотрудников ГВСУ №6, труд которых в последний раз оплачивали в мае, все еще остаются на космодроме Восточный – по-прежнему без денег и с еле теплящейся надеждой когда-нибудь их получить.
– Раньше жили, строили, радовались за наше предприятие, – говорит Светлана Гумова, ведущий инженер производственного отдела ФГУП "ГВСУ № 6". – Только скажешь "Дальспецстрой", все отвечали с восхищением: "О! "Дальспецстрой". А сейчас с сочувствием: "А… тот самый "Дальспецстрой". Отношение изменилось.
– Такое предприятие развалили, – удрученно подводит итог сложившейся ситуации разнорабочий филиала ФГУП "ГВСУ №6" Евгений Трубецкой. – Мы здесь семьями работали, детей со школы готовили, что они отучатся, придут сюда и смогут поднять свои собственные семьи. А теперь, из-за уголовных дел на руководство главка все рухнуло. Кто-то воровал, а расплачиваться должны мы…