В Новосибирской области в этом году собрали рекордный урожай зерна – местные фермеры по призыву чиновников засеяли все свободные площади пшеницей, но осенью выяснилось, что ее просто некуда девать.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
– Накрываем, как можем, – глава крестьянско-фермерского хозяйства Дмитрий Флях показывает на горы зерна, прикрытого целлофаном в давно оставшемся без крыши полуразвалившемся амбаре. – Где-то пленки собрали по всей деревне, где-то соломой накрыли, где-то вообще открыто просто лежит. Девать его некуда.
Тонны зерна в селе Целинное в Коченёвском районе гниют под открытым небом. За пшеницу фермеры хотели выручить 10 миллионов рублей, но теперь нечем заплатить даже сезонным работникам. Само хозяйство на грани банкротства. К разорению аграриев привел, как ни странно, богатый урожай: весной здесь увеличили посевные площади, чтобы получить деньги на запчасти и топливо для техники из регионального бюджета.
– Мы это зерно вырастили не спонтанно, – поясняет Дмитрий. – Нам сказали: вы, ребята, должны вырастить. Уменьшите площадь – ничего не получите от государства. Ну, посеяли всё, что было. Даже больше. Мы распахали все огороды вокруг.
В этом году в Новосибирской области собрали почти в полтора раза больше пшеницы, чем планировали. В итоге цены на продукцию обвалились до 6–7 тысяч за тонну, что ниже среднерыночной примерно на 30 процентов. Крестьяне не знают, куда девать урожай: хранить его негде, элеваторы и хлебоприемники забиты, в том числе еще прошлогодним зерном. Попытка чиновников стимулировать аграрный сектор обернулась для селян убытками.
– Государственная поддержка для всех крестьян Новосибирской области составляет чуть больше 4 миллиардов рублей, а потери от падения цены и от обвала цены десятками миллиардов исчисляются. Скажите, пожалуйста, это поддержка или подножка? Конечно, подножка, – убежден председатель ассоциации руководителей сельхозпредприятий новосибирской области Анатолий Степанов.
Государственная поддержка для всех крестьян Новосибирской области составляет чуть больше 4 миллиардов рублей, а потери от падения цены и от обвала цены десятками миллиардов исчисляются
На претензии фермеров чиновники отвечают: помогли посеять и собрать урожай, но не обещали его продать.
– Когда производим, мы должны знать, куда мы будем продавать. Но сидеть и говорить: я произвел и я здесь король – время ушло, – заявил Василий Пронькин, министр сельского хозяйства Новосибирской области. – Еще Карнеги в 38 году прошлого столетия сказал: не надо торговать тем, что производишь. Надо производить то, что можешь продать.
Многие фермеры рассчитывали продать пшеницу в государственный резерв. Но федеральные власти пока даже не заявляли о проведении зерновых интервенций.
Владимир Белявский, председатель совета фермеров Ордынского района Новосибирской области:
– В связи с тем, что не вывезено и лежит зерно интервенционного фонда. Зерно было сырое в этом году. Элеваторы затариваются сырым зерном, просушивают его и прекращают приемку.
Региональные депутаты попросили федеральное министерство сельского хозяйства и Россельхозбанк провести госзакупки зерна и субсидировать тарифы на его перевозку по железной дороге. Если этого не произойдет в ближайшие две недели, большая часть урожая сгниет. В ближайшие дни в регионе обещают резкое похолодание и снегопады.
По словам министра сельского хозяйства Новосибирской области Василия Пронькина, на следующей неделе специальное заседание оперативного штаба Минсельхоза РФ рассмотрит вопросы транспортировки и реализации урожая зерновых из Новосибирской области.