Маленький сахалинский портовый городок Невельск. Районный центр.
1982 год
В районе почти 24 тысячи населения. Шесть общеобразовательных школ. Только в одной из них 1500 учеников. 14 детских садов в самом Невельске, плюс еще несколько в городке Горнозаводск и окрестных селах.
В отделе образования при местной администрации кроме заведующей два инспектора, методист и три бухгалтера.
2017 год
В районе 10 тысяч населения, по данным "Википедии" (на самом деле гораздо меньше). Четыре школы. В самой новой и просторной 579 учеников. Семь детских садов во всем районе, и одна группа при сельской школе.
В штате отдела образования мэрии Невельска 38 сотрудников.
Обязанности одной них:
Анализирует результаты функционирования системы образования и прогнозирования тенденций развития системы образования Невельского городского округа. Вносит предложения по совершенствованию функционирования существующей образовательной системы. Осуществляет измерение эффективности деятельности учреждений дополнительного образования в соответствии с Законом РФ "Об образовании в Российской Федерации". Разрабатывает и реализует программу развития образования. Ведет контроль по вопросам организации воспитательной и внешкольной работы в образовательных учреждениях. Осуществляет контроль за соответствием учредительных документов образовательных учреждений действующему законодательству Российской Федерации.
Я пытаюсь представить себе ее день. Вот она сидит с 9 до 18 и анализирует. А на второй день прогнозирует. На третий вносит предложения по совершенствованию. А потом снова – анализ, прогноз, предложение. С перерывами на разработку и реализацию программы развития образования.
В той самой современной и просторной невельской школе не хватает учителей химии, физики, математики, биологии. Самое логичное, что можно сделать, – разогнать к чертям отдел образования, сплошь состоящий из выпускников пединститута, и отправить их выполнять свои прямые обязанности – учить детей. Но они остаются при муниципальной службе, чиновничьих зарплатах, анализируют и прогнозируют.
И так – везде. За павлиньими перьями должностных инструкций скрывается тотальная некомпетентность и неэффективность.
У нас нет работы, есть только ее симуляция и имитация. Идет информационный шум, летают бумажки, но за этим ничего. Ноль
Как-то под Новый год ко мне обратился предприниматель, который решил в честь праздника потратить тысяч 150 рублей на благотворительность. Обещал оплатить кому-то нуждающемуся покупку оборудования или поездку в реабилитационный центр. Просил найти людей, которые пока не попадали в поле зрения журналистов и благотворителей. Я позвонила в невельскую соцзащиту. Пока меня соединяли с женщиной, которая отвечала за работу с инвалидами, думала, как буду выбирать того, кому помочь, наверняка сейчас же завалят фамилиями…
Чиновница очень удивилась вопросу: "Откуда я знаю, кто в чем нуждается?" Женщина, которая получает зарплату за то, что занимается проблемами инвалидов, не смогла вспомнить ни одного своего подопечного. Послала меня в поликлинику. Мол, спросите там, кому там инвалидное кресло нужно.
Деньги благотворителя невельчане не получили.
У нас нет работы, есть только ее симуляция и имитация. Идет информационный шум, летают бумажки, но за этим ничего. Ноль.
Пару лет назад появилось МКУ "Агентство по развитию города Южно-Сахалинска". А кто же брался развивать областной центр? Может, архитектор, без которого город на тот момент жил больше 10 лет, может, строители? Или экономисты? Да нет, конечно. Пиарщики.
Некий питерский политтехнолог до этого помог выиграть выборы нынешнему мэру и получил теплое местечко. И себе, и жене. Семья пиарщиков обещала превратить Южно-Сахалинск в Сингапур. Провели круглый стол по превращению.
Когда пришло время их увольнять, началась переписка, потому что превращали они преимущественно дистанционно – с родины. Даже в бухгалтерию не было нужды ходить, зарплата же идет на карточку.
Агентство по развитию Южно-Сахалинска есть и сегодня. Там имеются отделы проектов и прочее. И разумеется, во главе все те же пиарщики и сотрудники пресс-службы. Работа кипит – наделали новых официальных фотографий мэра.
Важно не быть, важно казаться.
В недавно обнародованном исследовании Boston Consulting Group говорится, что более 80% трудоспособного населения России не имеют навыков и компетенций для работы на современных рынках. Дается объяснение этому – система образования не способна выпускать специалистов: "Образованность подменяется дипломированностью, а получение "корочки" вуза девальвировано до пустого социального ритуала". В системе глобального непрофессионализма большинство выбирает место с минимумом ответственности и максимумом гарантий. Поэтому количество чиновников за 20 лет выросло вдвое – с 2,4 млн человек до 5,3 млн – в 2015-м.
В результате, даже когда стоит задача стать эффективными, получается еще большая волокита.
На создание системы многофункциональных центров на Сахалине (завидуйте другие регионы) выделили больше миллиарда рублей. В процессе проворовались, понятное дело, – руководителя МФЦ области в 2015 году взяли прямо на рабочем месте за мошенничество на 18 млн рублей. Посадили на пять лет. Несколько его подчиненных тоже в колониях. Это уж как заведено.
Но вот центры открыли. И скоро настал коллапс – в 2016 году очереди были такие, что пришедших в обед посетителей заворачивали обратно, потому что "обслужить не успеют, до закрытия ВСЕГО три часа". И это в месте, которое создавалось, чтобы облегчить хождение по официальным кабинетам.
У нас нищие пенсионеры и богатый пенсионный фонд. Говорят, ПФ России занимает первое место по числу сотрудников. Якобы там работают 121 670 человек. В два раза больше, чем в США, в 4,5 раза больше, чем в Японии, и 12 раз больше, чем в Швеции. Не знаю. Но могу поверить, потому что в Южно-Сахалинске фонд занимает шестиэтажное здание. Я его хорошо изучила, потому что ходила туда два месяца. Заявление на выплату материнского капитала, который мы планировали потратить на строительство дома, переписывала пять раз. Первый раз, потому что договор со строителями сотрудницы ПФ сочли (цитата) "некрасивеньким". А остальные четыре уже и не помню почему. Их я писала под руководством одних сотрудниц, но всегда находились другие, которые указания первых браковали.
Возможно, я до сих пор ходила бы за материнским капиталом, но к счастью встретила на парковке возле ПФ однокурсника, который там работал.
В том же исследовании Boston Consulting Group сказано, что если существующая структура рынка сохранится еще лет 7–10, отставание России от развитых стран станет необратимым. И она сохранится. С чего бы ей измениться, если в системе образования вместо того, чтобы учить, анализируют результаты функционирования и прогнозируют тенденции.
Любовь Барабашова – сахалинская журналистка
Высказанные в рубрике "Мнения" точки зрения могут не совпадать с позицией редакции